N 2-2947/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Панфиловой В.С.,
с участием:
представителя заявителя Гусейнова Р.Г. - Долгополовой К.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
представителя заинтересованного лица Администрации г. Томска - Литвиновой Е.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусейнова Р.Г. к Администрации города Томска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Гусейнов Р.Г. обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации города Томска в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по "адрес", общей площадью 1000 кв.м., с разрешенным использованием садовые и дачные дома, в соответствии с основным видом разрешенного использования с территориальной зоны Ж4 (Заявление N от ДД.ММ.ГГГГ), выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным. Просил обязать Администрацию города Томска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требования указано, что ответом Администрации города ему отказано в предоставлении земельного участка по причине того, что в границах земельного участка произрастают зеленые насаждения (сосна, кедр). Считает отказ незаконным, поскольку само по себе наличие на земельном участке зеленых насаждений не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, испрашиваемый земельный участок не изъят из гражданского оборота, в отношении него не установлен запрет на приватизацию, он не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Заявитель Гусейнов Р.Г. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии заявителя.
Представитель заявителя Долгополова К.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации города Томска Литвинова Е.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв на иск, где указала, что отказ в предоставлении земельного участка является правомерным, поскольку испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку расположен на территории лесного массива, вне границ садового товарищества или общества. Кроме того, указала, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в собственность не нарушает права и законные интересы заявителя.
Заслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица, изучив и оценив письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
По смыслу ст. 245 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", которые обязательны для суда, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу пп 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 129 ГК РФ, объекты гражданских прав могут свободно переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Указанные ограничения в оборотоспособности земельных участков установлены в ст. 27 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст.34 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В силу ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктами 2 - 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гусейнов Р.Г. обратился в Администрацию города Томска с заявлением N о предоставлении в собственность земельного участка по "адрес", общей площадью 1000 кв.м., с разрешенным использованием садовые и дачные дома, в соответствии с территориальной зоной Ж4.
Ответом Администрации г. Томска, выраженным в письме N от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в предоставлении земельного участка по причине того, что на испрашиваемом земельном участке произрастает значительное количество зеленых насаждений (кедр, сосна). Испрашиваемый земельный участок не входит в состав садоводческого товарищества.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Так, согласно Правил, зона Ж4 предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур. Основным видом разрешенного использования земельных участков для данной зоны являются, размещение садовых и дачных домов.
Довод Администрации о том, что данный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, судом не принимается во внимание.
В силу п. 2 части 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Поскольку какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что земельный участок, на который претендует заявитель, ограничен в обороте в связи с отнесением к землям лесного фонда либо к землям общего пользования, суду не представлены, а наличие земельных насаждений само по себе не может являться основанием для признания земельного участка ограниченным в обороте, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Гусейнова Р.Г. к Администрации города Томска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе Администрации города Томска Гусейнову Р.Г. о предоставлении в собственность земельного участка по "адрес", общей площадью 1000 кв.м. с разрешенным использованием "садовые и дачные дома", выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ N.
Обязать Администрацию города Томска в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение по заявлению Гусейнова Р.Г. от ДД.ММ.ГГГГ N.
Взыскать с Администрации города Томска в пользу Гусейнова Р.Г. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Томска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Л.А. Шукшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.