N 2-2478/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Панфиловой В.С.,
с участием истца Бурханова А.М.,
представителя ответчика администрации г. Томска Осипова А.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Бурханова А.М. к администрации города Томска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Бурханов А.М. обратился в суд с иском к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проживает по адресу: "адрес" качестве члена семьи матери ГСБ, которая является нанимателем данной квартиры. С 29.08.2007 состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но так как страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди.
Указывая, что имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, ссылаясь на крайне тяжелые условия проживания и бездействие администрации города Томска, просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарно-техническим правилам и нормам площадью не менее 34 кв.м.
Истец Бурханов А.М. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что администрации г. Томска полномочия по обеспечению граждан, тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, были переданы, но финансирования не ведется. Норма предоставления для одиноко проживающих составляет 17 кв.м.
Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справке серии МСЭ-2011 N Бурханов А.М. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно.
Врачебная справка N, выданная ОГБУЗ "Томская областная психиатрическая больница" ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что по состоянию здоровья Бурханов А.М. в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 пользуется правом на дополнительную жилую площадь, а также правом на получение льгот в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
Для реализации мер по социальной защите инвалидов в Российской Федерации принят и введен в действие ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".
В силу ст. 17 названного закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно письму Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска N от ДД.ММ.ГГГГ. направленного на имя директора УМП "УК ПЖРЭТ Ленинского округа" и на имя ГСБ решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ГСБ считать стороной по ранее заключенному договору социального найма по адресу: "адрес", жилой площадью 14,9 кв.м. на основании решения Ленинского районного суда г. Томска.
Из справки паспортного стола ООО "Жилсервис" от ДД.ММ.ГГГГ квартира "адрес" неблагоустроенная, отопление печное.
Согласно справке с места жительства, выданной ДД.ММ.ГГГГ ООО "Жилсервис", Бурханов А.М. проживает вместе с матерью ГСБ - ответственным квартиросъемщиком и братом Бурхановым А.М. по адресу: "адрес", имеющей общую площадь 14,9 кв.м.
Из справки администрации Ленинского района г. Томска за N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бурханов А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в льготный список граждан, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, по состоянию на 2012 год номер в общем учете списка N,, в льготном N.,
Таким образом, с учетом изложенных доказательств, истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку является инвалидом.
При этом правовое значение имеет время, когда инвалид и семьи, имеющие детей-инвалидов, встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так в силу ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями настоящего федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец встал на соответствующий учет после 1 января 2005 года, следовательно, применению подлежат нормы Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В части первой ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно абзацу десятому части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131 ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона N 131-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14, ч. 2 п. 3 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.2009 года N 1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в силу которой "указанные выше полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П)".
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", являясь по своему характеру отсылочной нормой, и должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
На основании изложенного, суд полагает администрацию г. Томска надлежащим ответчиком, на которую должна быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.
Отсутствие у Администрации г. Томска свободного жилого фонда, а также денежных средств на строительство либо приобретение жилья для внеочередников, не является основанием для отказа в иске.
В соответствии ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 в перечень заболеваний входят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Ответчиком не оспаривалось, что на момент рассмотрения дела Бурханов А.М. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по указанным выше основаниям.
ЖК РФ не предусматривает такого понятия как льготная очередь для получения жилых помещений, поскольку согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вместе с тем, как указано выше право на внеочередное предоставление жилого помещения Бурханову А.М. связано с наличием тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
До настоящего времени жилое помещение Бурханову А.М. не предоставлено, в связи с чем, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Судом установлено, что Бурханов А.М. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире.
Ответчиком инвалидность Бурханова А.М. не оспаривалась, доказательств его нахождения на каком-либо ином лечении или значительного и стойкого улучшения состояния здоровья лица не представлено.
Таким образом, имеющееся заболевание у Бурханова А.М. является основанием для предоставления ему во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения.
Отсутствие права у Бурханова А.М. на иное жилое помещение подтверждено сведениями Томского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением Управлением Росреестра по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Размер жилого помещения определяется с учетом положений ч. 4 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" с учетом нормы предоставления.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Думы г. Томска от 13.12.2005 года N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 17,0 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего человека. Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств, истец подлежит обеспечению жилым помещением в виде отдельной квартиры, поскольку предоставление ему жилого помещения в виде отдельной комнаты в квартире, занимаемой другими лицами, сделает невозможным проживание этих лиц совместно с ним.
Таким образом, суд удовлетворяет требования истца частично, возлагает на администрацию г. Томска обязанность предоставить вне очереди жилое помещение в границах муниципального образования "Город Томск" другое благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бурханова А.М. удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Томска предоставить Бурханову А.М. по договору социального найма вне очереди другое благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м. в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Л.А. Шукшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.