N 2-2489/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Панфиловой В.С.,
с участием представителя истца Микуцкого С.В. - Аранжиной Н.С., допущенного к участию в деле по ходатайству истца,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Микуцкого С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о включении в стаж работы, дающий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, проработавшему во вредных условиях труда,
УСТАНОВИЛ:
Микуцкий С.В. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Томск ТО, с учетом последних уточнений просил суд обязать ответчика зачесть в специальный трудовой стаж в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 11 месяцев 11 дней - работа в войсковой части ... в должности мастера участка;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 3 месяца 18 дней - работа в НИИ биологии и биофизики при Томском Государственном Университете в должности старшего инженера;
и обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173 с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истец указал, что ГУ - УПФ РФ г. Томск ТО ДД.ММ.ГГГГ приняло решение об отказе истцу в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 "О трудовых пенсиях в РФ" N 173 от 17.12.2001 года. С решением комиссии не согласен.
По решению комиссии было установлено, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в Советской Армии по призыву в войсковой части N не подлежит зачету, так как военная служба и другая, приравненная к ней служба включается только в страховой стаж. В этом период был зачислен в слесарно-механический цех, затем работал в радио цехе мастером участка, постоянно выезжал в командировки по приемным и передающим центрам Камчатского края, для ремонта и настройки радиоаппаратуры. Зарплата за должность мастера участка была 10 рублей 80 копеек, рабочий день был с 09-00 и до 18-00, а в командировках работал до отбоя (до 22-00). Доказательством работы в данный период является анкета-запрос N от ДД.ММ.ГГГГ, данный документ в отдел ПФР Октябрьского района представлен не был.
Так же по решению комиссии было установлено, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности старшего инженера лаборатории радиобиологии в НИИ биологии и биофизике при ТГУ, который не подлежат зачету в специальный трудовой стаж, так как документально не подтверждена постоянная и непосредственная занятость на экспериментальных работах в условиях радиационной вредности на исследовательском ядерном реакторе ИРТ-Т НИИ ЯФ при ТПУ. Доказательством работы в данный период является справка (уточняющая особый характер работы) за N от ДД.ММ.ГГГГ, в которой четко сказано, что в указанный период истец постоянно и непосредственно был занят полный рабочий день в условия радиационной вредности при проведении экспериментальных работ на экспериментальном горизонтальном канале исследовательского (ядерного) реактора НИИ ЯФ и указанный период засчитывается в льготный стаж в соответствии со списком N 1. В приказ N от ДД.ММ.ГГГГ об аттестации сотрудников, занятых на работах с повышенной опасностью, указана фамилия Микуцкого С.В. В приказе N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список сотрудников, отнесенных к категории "А" (работа с радиоактивными веществами) указана фамилия Микуцкого С.В. В приказах N ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ Микуцкому СВ. предоставлялся дополнительный отпуск за вредные условия труда. Выше перечисленные приказы подтверждают, что работа носила вредные условия труда. Справка N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Микуцкий С.В. работал в НИИ биологии и биофизики при ТГУ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в лаборатории радиобиологии в должности ст. инженера, занимался облучением, дозиметрией на рентгеновской установке и на исследовательском реакторе ИРТ-Т НИИ Ядерной Физики.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, дал аналогичные иску пояснения. Пояснил, что проводил облучение животных и исследовал дозиметр, писал кандидатскую диссертацию на эту тему. Работа заключалась в проведении экспериментов над животными, их облучении, животным давали определенные дозы, а затем уже их (животных) исследовали биологи НИИ биологии и биофизики. Являлся работником НИИ Биологии и биофизики. Это был исследовательский реактор, представлял собой бокс с очень толстыми стенами. Заработную плату получал также в НИИ Биологии и биофизики, получал доплату за вредность.
Представитель истца дополнительно пояснила, что суду представлены приказы о отпуске и дополнительном отпуске за вредные условия труда, представлены протоколы сдачи экзаменов, сведения о заработной плате за 1986-1988 год, справка, что истец был допущен к работе и работал, получал облучение.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, считала решение пенсионного орган обоснованным, поддержала письменный отзыв. Пояснила, что не оснований оценивать службу в армии по призыву как период работы. Это была срочная военная служба по призыву, а не военная служба - работа, которая отражалась бы в трудовой книжке как таковая. Присвоении ему должности мастера не меняет сущности службы по призыву, проходя службу имел навыки, полученные до призыва и использовал их, был военнослужащим. Представленная суду совокупность справок косвенно подтверждает работу истца во вредных условиях по ДД.ММ.ГГГГ, истец работал и по выполнял обязанности связанные с работой в экспериментальных условиях, имеются ссылки на документы о ядерном реакторе. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ может быть оценен судом с точки зрения включения в стаж во вредных условиях. Назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ оснований не имеется.
Суд, заслушав участвующих лиц, изучив письменные доказательства по делу, полагает, что заявленные Микуцким С.В. требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ Микуцкий С.В. обратился в отдел ПФР Октябрьского района Томской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области за N от ДД.ММ.ГГГГ Микуцкому С.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан. Однако, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с Конституцией РФ основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Федеральный Закон от 17.12.2001 года).
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 17.12.2001 трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального Закона от 17.12.2001 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Соответственно законодатель указывает на включение в подсчет стажа работы на Севере только те периоды, которые являются работой, поскольку в правовой норме употреблен термин "проработали" и "работа". Служба работой не является.
Также следует учитывать судебную практику, которая изложена в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25, где сказано, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Информационное письмо Минтруда и соцразвития РФ и ПФР от 02.04.2001 N1472-16/06-25/2733 также применимо к данным правоотношениям, поскольку истцу назначена пенсия с 31.03.1994 года, в соответствии с Законом "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N340-1.
При рассмотрении вопроса о возможности включения периода военной службы "подсчет специального трудового стажа при назначении пенсии по старости по статье 14 Закона от 20.11.1990 следует иметь в виду, что он исчерпывающим образом решен в данной статье и в статье 90 Закона от 20.11.1990.
Статья 90 Закона от 20.11.1990 прямо предусматривает, что военная служба и другая, приравненная к ней служба включается только в общий трудовой стаж. Каких-либо иных нормативных правовых актов, допускающих возможность зачета периода военной службы в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по старости по статье 14 Закона от 20.11.1990, не имеется.
Данная норма полностью корреспондируется с положениями статьи 14 Закона от 20.11.1990, согласно которым пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается при наличии не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. К работе на Крайнем Севере приравнивается только трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона от 20.11.1990.
Период военной службы может быть засчитан в специальный трудовой стаж только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено пенсионным законодательством Российской Федерации. В частности, это имеет место при назначении некоторых видов пенсии за выслугу лет, что предусматривается соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
В связи с изложенным период военной службы в подсчет специального трудового стажа при установлении пенсии по статье 14 Закона от 20.11.1990 не включается.
Таким образом, оснований включать в стаж работы период службы в армии правовых оснований нет.
Согласно действующего пенсионного законодательства ? Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" учеба не включается ни в какие виды стажа, для целей пенсионного обеспечения не учитывается, поэтому довод истца о том, что отказ Управления во включении в стаж периода учебы нарушает пенсионные права истца без основателен.
В соответствии с нормами ранее действующего законодательства - Закона РФ "0 государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 г. N340-1 (далее ? Закон N340-1) период учебы учитывался в общий стаж для установления права на пенсию, в статье 91 "Учеба, включаемая в общий трудовой стаж" названного Закона указано, что "подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона."
Законом N340-1 предусмотрен определенный порядок исчисления пенсии, поэтому при условии применения данного закона в отношении включения периода учебы в общий стаж должен применяться и порядок исчисления пенсии согласно данных правовых норм, а именно, статья 16 Закона - пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона). При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение её размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.
Статьей 14 Закона N340-1 установлен порядок назначении пенсии работникам Севера:
Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.
К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ).
Как видно из данной правовой нормы в стаж для назначения пенсии за работу на Севере учитывается также, как и согласно пп 6 п. 1 ст. 28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", только период работы, поэтому период службы, протекавший на Севере, не может быть учтен в стаж за работу на Севере, так как это Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ" N340-1 и Законом РФ "О трудовых пенсиях в РФ" N173-Ф3 не предусмотрено.
Тот факт, что определенными нормативными актами гражданам предоставляются гарантии и компенсации различного рода и характера за те или иные неблагоприятные климатические или экологические условия не оспаривается ответчиком, однако, пенсионное обеспечение регламентировано Законом "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 и Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N340-1, в рамках действия этих законов и не предусматривается включение в стаж работы на Севере каких-либо иных периодов деятельности кроме работы.
С учетом изложенного суд полагает, что периоды службы в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в специальный стаж работы на Севере.
Как следует из решения пенсионного органа, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инженера лаборатории радиобиологии в Научно-исследовательском институте биологии и биофизики при Томском государственном университете не учтен в специальный стаж по Списку N1 и N 2, так как не подтверждена документально работа в тяжелых или вредных условиях труда.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 17.12.2001 трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом. Согласно п. 3 ст. 1 Закона РФ от 17.12.2001 в случаях, предусмотренных настоящим законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.
Досрочные трудовые пенсии мужчинам по достижении возраста 50 лет назначаются, если они проработали на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 и имеют страховой стаж не менее 20 лет, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001. Гражданам, проработавшим не менее половины установленного срока на перечисленных работах, пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста на один год за каждый полный год такой работы.
Досрочные трудовые пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет назначаются, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001. Гражданам, проработавшим не менее половины установленного срока на работах с тяжелыми условиями труда пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы.
При этом, пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001 определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по указанному основанию, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовых пенсий при, необходимости утверждаются Правительством РФ.
Учитывая положения с ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, в соответствии с которыми постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение обязан руководствоваться в своей работе нормативными правовыми актами, принятыми Правительством в рамках предоставленных полномочий.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пп. 1 п. 1 ст. 27 "О трудовых пенсиях в РФ" применяется Списки N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10 (далее - Список N1 от 1991 года).
Учитывая положения ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, в соответствии с которыми постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение обязан руководствоваться в своей работе нормативными правовыми актами, принятыми Правительством в рамках предоставленных ему полномочий.
Постановлением Правительства РФ "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 18.07.2002 N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости по пп. 1 пп. 2 п. 1 ст. 27 применяются Списки N1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости наравне с работами, предусмотренными Списком 1991 года.
Это означает, что Списки от 1956 года применяются только до 01.01.1992 года, а Списки от 1991 года - применяться как до, так и после 1992 года.
Согласно Списка N 1 от 1991 года раздел ХХП "Работа с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами" подраздел 2 позиция 12202000 "Работы на исследовательских, транспортных, опытно-промышленных атомных реакторах, на их прототипах и критсборках и импульсных реакторах, опытных термоядерных установках и мощных изотопных облучательных гамма - установках с активностью облучателя 5 х 10Е2 кюри и выше правом на досрочную пенсию по Списку N1 пользуются в соответствии с позицией 12202000-17541 рабочие, руководители и специалисты, постоянно и непосредственно занятые на эксплуатационных, ремонтных, наладочных и экспериментальных работах в условиях радиационной вредности.
Списком N 2 раздел X "Химическое производство" предусмотрено право на досрочную пенсию работникам ОТК, работающим в производстве перечисленных в разделе X Списка N 2 и в Списке N 1 (позиция 2110А030-1754 б) работники лабораторий цехов и производств, непосредственно занятые в производствах, перечисленных в Списке N 1 (за исключением графического анализа) ? позиция 2110А030-1754 а.
В соответствии с п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утв. постановлением Минтруда и соцразвития РФ N16/19 пб от 27.02.2002, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 1 настоящего Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001).
При определении права на пенсию согласно статьи 28.1 Закона от 17.12.2001 при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Правила), в соответствии с пунктом 3 Правил суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работы, указанной в подпункте 11,- периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18, что означает, что к периодам работы в районах Крайнего Севера прибавляются периоды работы по Спискам N 1 и N 2.
Истцом пенсионному органу не было представлено доказательств работы во вредных или тяжелых условиях труда в соответствии со Списками N 1 и N 2.
Уточняющие справки работодателя, как верно отражено в решении, не указывают правовых оснований приобретения права на досрочную пенсию истца, поэтому определить их самостоятельно Управление не могло.
Справка N от ДД.ММ.ГГГГ выдана ОСП "НИИББ ТомГУ" подтверждает, что истец работал в НИИ биологии и биофизики при Томском госуниверситете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лаборатории радиобиологии в должности старшего инженера в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимался облучением, дозиметрией на рентгеновской установке и на исследовательском ядерном реакторе ИРТ-Т, ремонтом оборудования, что подтверждается приказами об аттестации и допуске к работе с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения.
Уточняющая справка N от ДД.ММ.ГГГГ Физико-технического института НИ ТПУ о работе истца в качестве старшего инженера лаборатории радиобиологии в период его командировки НИИББ при ТГУ на исследовательский ядерный реактор ИРТ-Т НИИ ЯФ указывает на то, что истец был допущен к работе с радиоактивным излучением и состоял на службе в радиационном контроле в службе радиационной безопасности исследовательского ядерного реактора ИРТ-Т с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период истец находился в условиях радиационной вредности, проводил экспериментальные работы на ядерном (атомном) реакторе НИИ ЯФ.
Однако в этих справках работодатели не указывает правовых оснований приобретения права на досрочную пенсию согласно Списками N 1 и N 2.
Однако судом достаточная совокупность доказательств того, что истец спорный период имел постоянную и непосредственно занятость на экспериментальных работах в условиях радиационной вредности на исследовательском ядерном реакторе ИРТ-Т НИИ ЯФ при ТПУ, получена.
Справка от ДД.ММ.ГГГГ N НИ ТПУ ФТИ не была представлена Управлению, им не оценивалась.
Из данной справки следует, что Микуцкий С.В. проводил работы на исследовательском ядерном ректоре ИРТ-Т (лаб. N 32 НИИ ЯФ) от НИИ Биологии и Биофизики при ТГУ и состоял на радиационном контроле в службе радиационной безопасности исследовательского ядерного ректора ИРТ-Т с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В указный период Микуцкий С.В. постоянно и непосредственно был занят полный рабочий день, в условиях радиационной вредности при проведении экспериментальных работ, на экспериментальном горизонтальном канале исследовательского ядерного (атомного) ректора НИИ ЯФ. Указный период засчитывается в льготный стаж в соответствии со списком N 1 раздел XXII, подраздел 2, шифр 12202000-17541, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях в соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 года и постановлением Минтруда России N 18 от 25.02.1994 г. В справке сделана ссылка на основания выдачи: журнал аттестации по радиационной безопасности N от ДД.ММ.ГГГГ, журнал индивидуального фотоконтроля N от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт на исследовательский ядерный ректор ИРТ-Т N, лицензия на право эксплуатации исследовательского ядерного ректора ИРТ-Т N от ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного разбирательства суду представлена справка N от ДД.ММ.ГГГГ НИ ТПУ ФТИ, уточняющая особый характер работы. В справке отражено, что Микуцкий С.В., старший инженер лаборатории радиобиологии, был командирован на исследовательский ядерный реактор ТРТ-Т НИИ ЯФ при ТПИ (лаб. N 32 НИИ ЯФ) научно-исследовательским институтом Биологии и Биофизики при ТГУ. Микуцкий был допущен к работе с радиоактивным излучением с ДД.ММ.ГГГГ (согласно записи в Журнале аттестации по радиационной безопасности N от ДД.ММ.ГГГГ). на индивидуальном дозиметрическом контроле в службе радиационной безопасности исследовательского ядерного реактора ИРТ-Т состоял (получил фотодозиметр) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно записи в Журнале индивидуального фотоконтроля N от N. За это период его индивидуальная набранная доза составила 1,6 мЗв. В справке сделана ссылка на те же основания выдачи.
В суд представлен приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении очередного отпуска, где Микуцкому С.В. инженеру лаб-ии радиобиологии предоставлен отпуск в кол-ве 32 раб дней (из них 18 раб дней дополнительно за вредные условия труда, согласно п. 7 раздела II "Перечня" утв. пр. ВВ и ССО РСФСР N от ДД.ММ.ГГГГ и 2 дня предпраздничных), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за проработанное время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Также представлен приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении очередного отпуска, где Микуцкому С.В. инженеру лаборатории радиобиологии предоставляется отпуск в количестве 39 рабочих дней (24 дня дополнительно за вредные условия труда. 3 дня предпраздничных) на период ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ (за проработанное время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Основание предоставления - п. 7 раздела II "Перечня" утв. Пр. МВ и ССО РСФСР N 672 "А".
Представлен приказ N к от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении очередного отпуска, где Микуцкому С.В. инженеру лаборатории радиобиологии предоставляется отпуск в количестве 37 рабочих дней на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за проработанное время ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список сотрудников категории "А", в котором имеется фамилия истца. Этим лицам на основании Постановления Госкомитета СМ ССР и Президиума ВЦСПС N 298п/22 от ДД.ММ.ГГГГ и списка профессий и должностей сотрудников НИИББ, работающих с вредными условиями труда согласованного с профкомом от ДД.ММ.ГГГГ установлены льготы на доп. Отпуск и сокращенный раб день (сотрудника работающих ежедневно не менее 4 часов).
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия для приема экзамена по охране труда, аттестованы по радиационной безопасности работники, в числе которых и Микуцкий С.В.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с санитарными нормами ОС п 72/80 допущены к работе с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений до ДД.ММ.ГГГГ сотрудники, в числе которых ст. инж. Микуцкий С.В. Он же назначен ответственным за эксплуатацию рентгеновской установки. Основание приказа: предварительный осмотр ( ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ), аттестация по безопасности методом работ с радиоактивными веществами и др. НИИ ( ДД.ММ.ГГГГ).
Суду также представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ N о заработке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; страница журнала индивидуального дозиметрического контроля сотрудников ИРТ и экспериментаторов с ДД.ММ.ГГГГ; протокол N от ДД.ММ.ГГГГ сдачи экзамена по вопросам радиоактивного излучения и работе с ним; копии лицевых счетов на Микуцкого С.В. за ДД.ММ.ГГГГ с отражением предоставлении очередного отпуска за работу во вредных условиях, назначение надбавки.
Совокупность оцененных пенсионным органом и представленных суду доказательств позволяет сделать вывод о том, что Микуцкий С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял работу в должности старшего инженера лаборатории радиобиологии в Научно-исследовательском институте биологии и биофизики при Томском Государственном университете как работу с вредными условиями труда.
Вины истца в том, что выполняемая им работа в документах была оформлена неверно, нет. Надлежащее оформление трудовой деятельности работника лежит на работодателе. Истец не может нести ответственность за то, что по вине администрации в спорные период приказы и записи в трудовой книжке о трудовой деятельности истца не соответствовали фактически выполнявшейся им работе.
Таким образом, неправильное наименование профессии по вине работодателя работы, которую Микуцкий С.В. выполнял, и которая дает ему право на пенсию в связи с особыми условиями труда, а также то, что работодателем не сохранены трудовые документы, которые позволили бы истцу без судебного разбирательства реализовать свое право на назначение пенсии, являются другими обстоятельствами, по которым не может быть допущено нарушение прав истца на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Решением ответчика установлено наличие у истца специального стажа работы на Севере продолжительностью 4 года 11 месяцев 24 дня.
На дату обращения ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста 57 лет 4 месяца, соответственно, специального стажа на Севере необходимо иметь не менее 8 лет, а на ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста 57 лет 8 месяцев - не менее 7 лет 6 месяцев. Одновременно необходимо иметь страховой стаж не менее 25 лет.
С учетом включения в специальный трудовой стаж истца периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, его специальный стаж (6 лет 3 месяца 12 дней) на день обращения с заявлением о назначении пенсии составлял менее установленного ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" стажа, что не дает оснований к назначению пенсии.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Микуцкого С.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области включить Микуцкому С.В. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инженера лаборатории радиобиологии в Научно-исследовательском институте биологии и биофизики при Томском Государственном университете как работу с вредными условиями труда.
В удовлетворении требований о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как работы в условиях Крайнего Севера, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ - Микуцкому С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Томска.
Судья: Л.А. Шукшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.