Стрежевской городской суд Томской области в составе:
председательствующего Родионовой Н.В.,
при секретаре Рагинской О.А.,
с участием представителя истца от лица прокурора г. Стрежевой Томской области помощника прокурора Семенюк Е.В.,
представителя Администрации городского округа Стрежевой Клинковой О.Ю., действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Стрежевой Томской области в интересах Маковецкого Н.К. к Администрации городского округа Стрежевой Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Стрежевой Томской области обратился в интересах Маковецкого Н.К. в суд с иском к Администрации городского округа Стрежевой Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, указывая в обоснование иска.
Маковецкий Н.К. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С ДД.ММ.ГГГГ Маковецкий Н.К., состоит на учете в Администрации городского округа Стрежевой Томской области в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ Маковецкий Н.К. в связи с отбытием срока наказания освободился из учреждения исполняющего наказание в виде лишения свободы.
На момент предъявления иска Маковецкий Н.К. жилым помещением не обеспечен, по данным Администрации городского округа Стрежевой имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В настоящее время Маковецкий Н.К. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", где проживает фактически по договору найма жилого помещения.
В собственности недвижимого имущества-жилья Маковецкий Н.К., не имеет, право приватизации жилого помещения не использовал.
Решением Думы городского округа Стрежевой от 04.05.2011N 75 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма установлена в размере 20 кв.м. для одного проживающего гражданина.
Прокурор г. Стрежевой Томской области просит обязать Администрацию городского округа Стрежевой предоставить Маковецкому Н.К. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 20 кв.м. общей площади за счет средств областного бюджета.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Семенюк Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, в срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ответчик обязан предоставить Маковецкому Н.К. жилое помещение по договору социального найма.
В судебное заседание материальный истец Маковецкий Н.К. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, и не просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие материального истца.
Представитель ответчика Администрации городского округа Стрежевой Клинкова О.Ю., исковые требования не признала, не оспаривает право материального истца, на внеочередное получение жилого помещения. по договору социального найма. Однако отсутствие достаточных денежных средств, затрудняет внеочередное предоставление Маковецкому Н.К. жилья по договору социального найма.
Представитель третьего лица Администрации Томской области С.В. Литвинов, действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации Томской области. В письменном отзыве указал, что Маковецким Н.К. не предоставлены доказательства наличия у него права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, просит суд в удовлетворении требований прокурора г. Стрежевой Томской области в интересах Маковецкого Н.К. отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В статье 40 Конституции Российской Федерации с учётом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя, в соответствии с этим, право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В силу положений Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (часть 1 статьи 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции РФ), признаваемое международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ 38-П от 23 июня 1995 года, а также в соответствии с Международным Пактом "Об экономических, социальных и культурных правах" от 16 декабря 1966 года, признающим право каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, временное отсутствие гражданина не может служить основанием для лишения его права пользования жилым помещением.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма на территории Томкой области установлен Законом Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области".
В соответствии со ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007г. 188-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" (далее Закон ТО N 188-ОЗ) органы местного самоуправления городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона ТО N 188-ОЗ исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении: органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона ТО N 188-ОЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частью 2 ст. 3 Закона ТО N 188-ОЗ установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций обязаны: осуществлять государственные полномочия обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчёту и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учёт осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-03 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счёт субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учёт в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ст. 15 Закону Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно, обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Думы городского округа Стрежевой от 04.05.2011N 75 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма установлена в размере 20 кв.м. для одного проживающего гражданина.
Согласно свидетельству о смерти I N выданному "адрес" ДД.ММ.ГГГГ С.Т.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
Постановлением Главы г. Стрежевой Томской области N от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Маковецкий Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения определен в Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом" "адрес", поскольку мать - С.Т.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - М.К.Н., осужден "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Несовершеннолетний Маковецкий Н.К. поставлен на очередь на получение жилой площади согласно социальным и санитарным нормам по Томской области.
По сведениям, предоставленным "данные изъяты" Маковецкий Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (статус, оставшийся без попечения родителей) находился на полном государственном обеспечении в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке серии N от ДД.ММ.ГГГГ выданной "данные изъяты" Маковецкий Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужденный по приговору Стрежевского городского суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
После освобождения из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ Маковецкий Н.К. обратился с заявлением в Администрацию городского округа Стрежевой о предоставлении койко-места в общежитии с регистрацией по месту жительства.
Согласно уведомлению Администрации городского округа Стрежевой от ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии по жилищным вопросам ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено заявление Маковецкого Н.К. и принято решение предоставить койко-место в жилом помещении по адресу: "адрес" с регистрацией по месту жительства по указанному адресу.
По сведениям, предоставленным "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Маковецкий Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения выявлен и принят на учет в отделе опеки и попечительства Администрации городского округа Стрежевой, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как родители: - мать С.Т.Н., умерла ДД.ММ.ГГГГ;
- отец М.К.Н., осужден "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ к лишению свободы.
Маковецкий Н.К. закрепленного жилого помещения не имеет.
По сведениям, предоставленным "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Маковецкий Н.К. не имеет приватизированного жилого помещения на территории г. Стрежевого.
В архиве Стрежевского отделения "данные изъяты" недвижимое имущество на праве собственности на Маковецкого Н.К. не зарегистрировано.
Согласно справке серии N от ДД.ММ.ГГГГ выданной "данные изъяты" Маковецкий Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужденный по приговору Стрежевского городского суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям, предоставленным "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Маковецкого Н.К. на объекты недвижимого имущества.
По сведениям, предоставленным Администрацией городского округа Стрежевой от ДД.ММ.ГГГГ Маковецкому Н.К. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Из областного бюджета выделено "данные изъяты" руб. на приобретение жилого помещения. Объявлялись аукционы по приобретению жилого помещения в каменном исполнении общей площадью не менее 20 кв.м. Объявленные аукционы не состоялись в связи с отсутствием заявок из-за низкой заявленной стоимости жилых помещений и отсутствия изолированных жилых помещений указанной площади. Маковецкому Н.К. временно предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес" по договору найма.
В судебном заседании установлено, что права Маковецкого Н.К. на получение жилого помещения нарушены, а анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что иск прокурора в интересах Маковецкого Н.К. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Стрежевой Томской области в интересах Маковецкого Н.К. к Администрации городского округа Стрежевой Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Стрежевой Томской области за счет средств, выделяемых для этих целей из бюджета Томской области предоставить Маковецкому Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования "Город Стрежевой" в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 20 квадратных метров общей площадью, в течение "данные изъяты" месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Родионова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.