Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего -
судьи Томского районного суда Томской области Панфилова С.Н.,
при секретаре Андреевой Г.А.,
с участием:
представителей истца Гундериной Е.И.,
Пичугиной О.Л.,
ответчика Г.Р.А.-О.- Оглы,
представителя ответчика Г.Р.А.-О.- Оглы
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области к Г.Р.А.-О. о понуждении к прекращению деятельности по разведению и содержанию овец, вынесении помещения кошары (овчарни) за пределы первого и второго пояса зоны санитарной охраны подземного водозабора, удалению места содержания овец за пределы поселения, установлению срока исполнения судебного решения - один месяц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее Управление Роспотребнадзора по Томской области) обратилось в суд с иском к Г.Р.А.-О. (с учетом изменений и уточнений требований) о понуждении к прекращению деятельности по разведению и содержанию овец в овчарне (кошаре) на территории земельного участка, расположенного по адресу: "...", вынесении помещения кошары (овчарни), предназначенного для содержания овец, за пределы первого и второго пояса зоны санитарной ораны подземного водозабора, удалению места содержания овец - кошары (овчарни), проект санитарно - защитной зоны которой не разработан, за пределы поселения "...", установлении срока исполнения судебного решения - один месяц.
В обоснование заявленных требований Управление Роспотребнадзора по Томской области в письменном заявлении указало, что Г.Р.А.-О.-Оглы, на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: "...", возвел овчарню (кошару), в которой содержит овец общей численностью "..." голов. Территория земельного участка, принадлежащего Г.Р.А.-О.-Оглы граничит с жилой застройкой населенного пункта, а так же охватывает с двух сторон территорию подземного водозабора, снабжающего питьевой водой жителей "...". Овчарня (кошара) расположена на расстоянии 22,69 м от скважины подземного водозабора на восток, и на расстоянии 23 м от скважины водозабора на север. Подземные воды данной скважины относятся к категории защищенных вод. Граница первого пояса зоны санитарной охраны (далее ЗСО) скважины водозабора должна быть установлена на расстоянии не менее 30 м от скважины. Зона второго пояса (пояс ограничений) водозабора в настоящее время не установлена в связи с отсутствием проекта ЗСО. Помещение овчарни, принадлежащее Г.Р.А.-О., расположено на территории первого и второго поясов ЗСО подземного водозабора. В соответствии с п.3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения" на территории первого пояса ЗСО не допускаются все виды строительства, не имеющего непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений; согласно п.3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 во втором поясе ЗСО не допускается размещение навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод, применение удобрений и ядохимикатов. Поскольку пол овчарни состоит из навоза, смешиваемого с опилками, существует высокая степень вероятности загрязнения подземных вод как микробными, так и химическими составляющими, что может привести к вспышке как инфекционных (микробных) так и неинфекционных (отравляющих) заболеваний среди населения, использующего воду из скважины подземного водозабора для питьевых и бытовых нужд.
Анализом проб воздуха, взятыми в точке на "..." - в зоне влияния овчарни (кошары) но при отсутствии в ней овец, установлено, что содержание аммиака в замеряемой точке, в непосредственной близости от овчарни, составляет 0,75 долей предельно - допустимой концентрации (ПДК). В соответствии с п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" овчарня, принадлежащая Г.Р.А.-О.-Оглы, является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, и ее, в соответствии с п.2.5 указанного СанПиН, необходимо отделять от территории жилой застройки санитарно - защитной зоной. Санитарной классификацией для хозяйств с содержанием животных до 100 голов предусмотрена 100 метровая санитарно - защитная зона. Животноводческое хозяйство Г.Р.А.-О.-Оглы насчитывает "..." голов овец, и в санитарной классификации отсутствует. В связи с чем, для данного хозяйства в соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2. "..."-03 требуется разработка проекта санитарно - защитной зоны. Указанный проект Г.Р.А.-О.-Оглы не разработан. В санитарно - защитной зоне овчарни размещается жилая застройка, что нарушает права граждан, проживающих в указанных домах, на благоприятную среду обитания, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясе ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и не могут быть предоставлены в собственность. Находящийся в собственности Г.Р.А.-О.-Оглы земельной участок, расположенный на территории первого и второго поясов ЗСО подземного водозабора, имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. На территории участка помимо овчарни, в которой содержаться 200 голов овец, так же расположены открытый склад сена и помещение для проживания работников, обслуживающих животноводческое хозяйство. В соответствии ч.2 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок используется для производства сельхозпродукции, возведения жилого дома, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением, в том числе санитарно - гигиенических правил и нормативов. Требования СанПиН Г.Р.А.-О.-Оглы не соблюдаются.
За нарушение требований СанПиН Г.Р.А.-О.-Оглы постановлением Томского районного суда Томской области привлечен к административной ответственности. Однако мер, направленных на устранение имеющихся нарушений, не принял.
Перенос овчарни (кошары) Г.Р.А.-О.-Оглы в границах принадлежащего ему участка по адресу: "...", не приведет к соблюдению требований санитарного законодательства, поскольку для этого необходимо прекращение деятельности по разведению овец на данном участке в запрещенной санитарными правилами близости от источника водоснабжения и мест проживания населения поселка.
В судебном заседании представители истца - Управления Роспотребнадзора по Томской области Гундерина Е.И. и Пичугина О.Л., действующие на основании доверенностей, выданных на их имя руководителем Управления - Главным государственным санитарным врачом по Томской области, 11.01.2012 и 26.04.2012 соответственно, предъявленные Управлением к Г.Р.А.-О.-Оглы исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Указали, что в Управление поступили многочисленные жалобы от жителей "..." на близкое расположение овчарни, принадлежащей Г.Р.А.-О.-Оглы, к источнику питьевого водоснабжения, захламление территории водозабора, в том числе, останками животных, безнадзорный выпас скота у скважины, а так же и на сильный запах аммиака, исходящий от овчарни. В ходе проведенной сотрудниками Управления выездной проверки был выявлен факт размещения Г.Р.А.-О.-Оглы помещения для содержания овец - овчарни (кошары) на территории первого и второго пояса ЗСО скважины подземного водозабора, что категорически запрещено действующими санитарными нормами, поскольку представляет собой смертельную опасность заражения источника водоснабжения и всех лиц, использующих воду из него в питьевых и бытовых целях.
Отмечали, что лабораторными исследованиями проб воздуха, отобранными на "..." в "..." вблизи овчарни (кошары) установлено, что в отсутствие в овчарне (кошаре) овец, уровень загрязнения атмосферного воздуха аммиаком, создаваемый данным объектом, составляет 0,75 ПДК. В соответствии с п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов уровень загрязнения которых превышает 0,1 ПДК в обязательном порядке разрабатывается проект санитарно - защитной зоны. Действующими санитарными нормами установлено, что санитарно - защитная зона для хозяйства с содержанием животных до 100 голов составляет 100 м. Поскольку в хозяйстве Г.Р.А.-О.-Оглы содержится 200 голов овец, то размеры санитарно - защитной зоны для данного хозяйства должны определяться расчетным путем. В указанной санитарно - защитной зоне запрещено размещение комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды. Кроме того, сводом правил СП 42.133330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" установлено, что размер санитарно - защитных зон для объектов, не являющихся источником загрязнения окружающей среды, должен быть не менее 25 м. Таким образом, имеет место наложение зоны санитарной охраны скважины подземного водозабора и подлежащей разработке и установлению санитарно - защитной зоны овчарни (кошары), что является недопустимым. При этом скважина водозабора существует с 1978 года, т.е. создана намного раньше, чем ответчиком возведена спорная овчарня и начата деятельность по разведению скота.
Обращали внимание, что Г.Р.А.-О.-Оглы по результатам проведенной Управлением проверки был привлечен к административной ответственности за нарушение требований санитарного законодательства, однако, допущенных нарушений не устранил. Поясняли, что после разбора части крыши овчарни, на месте стен овчарни ответчик возвел глухой забор, внутри получившегося загона продолжает содержать овец.
Отмечали, что перенос овчарни в пределах земельного участка ответчика не приведет к исполнению требований санитарных правил. Содержание овчарни с таким количеством скота на территории населенно пункта противоречит требованиям действующих санитарных норм, в связи с чем, овчарня должна быть вынесена за пределы населенного пункта. Соблюдение санитарных правил является обязанностью всех лиц, в том числе и физических.
Указывали, что поскольку Г.Р.А.-О.-Оглы занимается разведением овец на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, имеющим вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, то иск к нему предъявлен как к физическому лицу.
Настаивали на удовлетворении предъявленного иска в полном объеме.
Ответчик Г.Р.А.-О.-Оглы в судебном заседании исковые требования, предъявленные к нему Управлением Роспотребнадзора по Томской области, признал частично. Отмечал, что для переноса овчарни ему необходимо время. Пояснял, что на принадлежащем ему земельном участке по адресу: "...", располагается принадлежащая ему овчарня. Рядом с участком находится скважина водозабора. Ранее расстояние от овчарни до башни составляло около 27 метров. В июне 2012 он разобрал часть овчарни, уменьшив ее в длину. В настоящее время расстояние от скважины до овчарни составляет около 35 метров. Так же он сократил количество овец, уменьшив их приблизительно до 50 штук, однако точного количества голов он указать не может. Доказательства продажи овец и уменьшения отары у него отсутствуют.
Представитель ответчика Г.Р.А.-О.-Оглы - Г.Р.А. - Оглы, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности N..., выданной на его имя "...", в судебном заседании пояснял, что земельный участок по адресу: "...", принадлежит на праве собственности его доверителю Г.Р.А.-О.-Оглы. Последний на своем земельном участке построил овчарню (кошару), в которой содержатся овцы. Ранее овец в отаре было более "..." штук. В настоящее время поголовье скота несколько сократилось, и составляет приблизительно "..." шт. В июне 2012 года ими была разобрана часть овчарни (кошары), в результате чего расстояние от располагающейся неподалеку скважины водозабора до стен кошары составило около 40 м. Пояснял, что на месте разобранных стен овчарни (кошары) ими построен глухой забор, огораживающий земельный участок, с тем, чтобы прекратить разговоры среди местного населения. Не отрицал, что ранее имели место случаи, когда овцы Г.Р.А.-О.-Оглы заходили на территорию водозабора. Теперь такие случаи не допускаются. Просил Управление Роспотребнадзора по Томской области указать, какое количество скота его доверитель может содержать на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, не допуская при этом нарушения законодательства.
Суд, заслушав пояснения представителей истца, ответчика и его представителя, допросив свидетелей, изучив письменные документы, приходит к выводу о том, что заявленные Управлением Роспотребнадзора по Томской области исковые требования подлежат частичному удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:
В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Сторона истца, обосновывая заявленные требования, ссылается на размещение овчарни - места содержания скота на территории первого и второго поясов ЗСО источников водоснабжения населения, необходимость разработки и установления санитарно - защитной зоны овчарни, в состав которой войдет территория первого и второго поясов ЗСО подземного водозабора, а так же жилая застройка, что является недопустимым.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права (бланки серии "..." и "...", выданные "..." Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области) Г.Р.А.-О. на праве собственности принадлежат жилой дом, а так же земельный участок площадью "..." м2 , относящийся к категории земель-земли населенных пунктов, с разрешенным использованием-для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: "...".
Из преамбулы к Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона N 52-ФЗ).
К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ граждане обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Из ст. 18 указанного закона следует, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
Согласно положениям СанПиН 2.1.4.1110-02 (далее Правил) соблюдение санитарных правил является обязательным, в том числе и для граждан (п. 1.3 Правил). Зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4 Правил). ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.1.6 Правил). Санитарные мероприятия должны выполняться: в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения (п. 1.15 Правил).
Из пояснений сторон следует и никем не оспаривается, что на территории земельного участка, расположенного по адресу: "..." расположена овчарня (кошара), в которой Г.Р.А.-О. Оглы содержаться овцы. С овчарней (кошарой) граничит земельный участок подземного водозабора "...".
Согласно п. 2.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 граница первого пояса ЗСО водозабора подземных вод устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод.
В соответствии со справкой ОАО "Томскгеомониторинг" N 507 от 21.10.2011, подземные воды, из которых происходит забор воды через скважину, располагающуюся на "..." в "...", согласно СанПиН 2.1.4.1110-02, относятся к категории защищенных вод. Граница первого пояса ЗСО должна находиться на расстоянии не менее 30 м вокруг скважин.
В соответствии с Актом проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области 28.10.20011, расстояние от скважины подземного водозабора N... до помещения овчарни (кошары) принадлежащей Г.Р.А.-О.- Оглы на восток составляет 22,69 м, на север - 23 м.
Из пояснений ответчика Г.Р.А.-О.-Оглы следует, что ранее расстояние от скважины до овчарни было менее 30 м.
В соответствии со ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт того, что овчарня (кошара) частично располагается на территории первого пояса ЗСО подземного водозабора.
Кроме того, в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства, вокруг скважин подземного водозабора помимо первого пояса ЗСО устанавливается так же второй и третий пояса ЗСО.
В соответствии с п. 2.2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Из пояснений стороны истца следует, что граница второго пояса ЗСО подземного водозабора в "..." в настоящее время не утверждена. Однако его наличие является обязательным.
Согласно п 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что овчарня (кошара), принадлежащая Г.Р.А.-О.-Оглы располагается на территории первого и второго пояса ЗСО скважины подземного водозабора, при этом соблюдение им требований санитарного законодательства, как владельца объекта, расположенного в границах ЗСО, является обязательным.
Указанный вывод суда о расположении спорной овчарни на территории первого и второго пояса ЗСО так же подтверждается фактическими данными, содержащимися во вступившем в законную силу Постановлении судьи Томского районного суда Томской области от 12.03.2012 о привлечении Г.Р.А.-О.-Оглы к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение требований санитарного законодательства.
В соответствии с п. 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе: прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Из п. 3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что во втором поясе ЗСО не допускается, в том числе: размещение силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов.
Соблюдение требований санитарного законодательства, в силу прямого указания закона, является обязательным для всех, в том числе и для физических лиц.
Поскольку выше судом установлено, что принадлежащее ответчику сооружение, предназначенное для содержания скота, частично располагается на территории первого пояса ЗСО, что прямо запрещено действующим законодательством, а так же на территории второго пояса ЗСО, на котором запрещено размещение объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод и применение ядохимикатов, суд приходит к выводу о том, что спорная овчарня (кошара) размещена на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности Г.Р.А.-Оглы, с нарушением требований санитарного законодательства о ЗСО источников водоснабжения питьевого назначения.
Из экспертного заключения N 1123 от 17.10.2012, выполненного ФБУ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томкой области" следует, что концентрация загрязняющих веществ, в том числе аммиака, в пробах воздуха, отобранных в "..." в трех точках: по "...", с наветренной стороны, по "..." и "...", проезжая часть, с подветренной стороны, соответствуют гигиеническим нормативам "ГН 2.1.6.1383-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
При этом согласно Протоколу лабораторных испытаний N 947 от 13.10.2003, проведенных ФБУ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томкой области", содержание аммиака в пробе атмосферного воздуха, полученной с проезжей части "...", составляет 0,15 мг/м3.
Согласно гигиеническим нормативам "ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 114 (ред. от 03.11.2005, с изм. от 12.07.2011), гигиенический норматив ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест по аммиаку составляет 0,2 мг/м3.
Таким образом, выявленное на "..." в "..." загрязнение в 0,15 мг/м3 составляет 0,75 ПДК (0,15 / 0,2 = 0,75 ПДК).
Согласно п. 1.2 положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого ими загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов (п.1.5 Правил).
Таким образом, поскольку уровень загрязнения атмосферного воздуха от овчарни (кошары) составляет 0,75 ПДК, суд приходит к выводу о том, что спорная овчарня (кошара) относится к "другим объектам", являющимся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, поскольку уровень создаваемого ею загрязнения за пределами земельного участка, на котором она расположена, превышает 0,1 ПДК.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку спорная овчарня (кошара) является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, для нее является обязательной разработка проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны и ее установление.
Согласно п. 5.1 СП 42.133330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, в жилых зонах размер санитарно - защитных зон для объектов, не являющихся источником загрязнения окружающей среды должен быть не менее 25 м.
Из п. 7.1.11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что для хозяйств с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 100 голов устанавливается санитарно - защитная зона 100 метров, с содержанием животных до 50 голов - 50 метров.
В соответствии с п. 5.1. и 5.2 указанных Правил в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
Поскольку проект ориентировочного размера СЗЗ овчарни (кошары) не разработан и указанная зона не установлена, доказательств обратного суду не сторонами представлено, в то же время выше судом установлено, что овчарня (кошара) располагается на территории первого и второго пояса ЗСО скважины подземного водозабора, суд приходит к выводу о том, что при разработке проекта санитарно-защитной зоны овчарни (кошары) произойдет ее наложение на пояса зоны санитарной охраны подземного водозабора, что является недопустимым.
Г.Р.А.-О.- Оглы приобрел в собственность земельный участок, расположенный по адресу: "...", на основании договора купли - продажи недвижимости в 2010 году, что прямо следует из Свидетельства о государственной регистрации права (бланки серии "..."), выданного "..." Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.
Согласно приложению N 1 к договору аренды N 1 муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства от "...", заключенного между Администрацией Т... сельского поселения и ООО "ЭкоТон", скважина N... в "..." введена в эксплуатацию в 1978 году, скважина N... - в 1982 году, т.е. задолго до приобретения Г.Р.А.-О.-Оглы земельного участка и строительства на нем овчарни (кошары).
При таких обстоятельствах суд считает, что, возводя овчарню (кошару) на принадлежащем ему земельном участке, осуществляя деятельность по разведению и содержанию в ней овец, Г.Р.А.-О.-Оглы был обязан учесть положения действующего законодательства и не допускать размещения объекта, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека в зоне санитарной охраны подземного водозабора, являющегося источником питьевого водоснабжения населения.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку деятельность по разведению и содержанию сельскохозяйственных животных на территории первого и второго пояса ЗСО подземного водозабора не допускается действующим санитарным законодательством, поскольку может повлечь за собой заражение источника питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения, суд считает, что исковое требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области о понуждении Г.Р.А.-О. - Оглы, к прекращению деятельности по разведению и содержанию овец в овчарне (кошаре) на территории земельного участка, расположенного по адресу: "...", на территории первого и второго пояса санитарно-защитной зоны подземного водозабора подлежит удовлетворению.
При этом суд полагает, что перенос овчарни (кошары) в другое место на территории земельного участка ответчика, с учетом и зоны санитарной охраны скважины подземного водозабора, а так же необходимости разработки и установления санитарно - защитной зоны овчарни не приведет к соблюдению требований санитарного законодательства.
Так, из пояснений стороны ответчика следует, что в июне 2012 года им была разобрана часть овчарни (кошары) и расстояние между скважиной подземного водозабора и овчарней (кошарой) увеличилось до 35-40 метров.
Суд критически относится к утверждению стороны ответчика о том, что в результате сноса части овчарни (кошары) требования санитарного законодательства соблюдаются.
Так, согласно пояснениям представителя ответчика Г.Р.А.-О.-Оглы часть овчарни (кошары) убрана в июне 2012 года, при этом на месте стен овчарни (кошары) возведен глухой забор.
По ходатайству представителя ответчика к материалам дела приобщена фотография, содержащая изображение овчарни (кошары) и возведенного глухого забора после реконструкции овчарни (кошары).
Согласно ветеринарно - санитарного паспорта хозяйства (подворья) N... (бланк N...), выданного Г.Р.А.-О.-Оглы, принадлежащие ему животные в количестве "..." шт. содержаться по адресу "...".
Допрошенные в качестве свидетелей К.Н.А., К.А.Н., Т.Л.В., Б.О.А. показали, что проживают в "..." неподалеку от земельного участка по "...". На территории данного участка размещена овчарня (кошара), в которой содержатся овцы. Поясняли, что ранее овец в данном хозяйстве было значительно более "..." голов, затем поголовье скота несколько сократилось и в настоящее время составляет около "..." голов. Летом 2012 часть крыши овчарни (кошары) была разобрана, при этом стены остались на прежнем месте. В овчарне (кошаре) продолжают содержать животных. Имело место складирование навоза на территории земельного участка скважины подземного водозабора. Так же свидетели наблюдали, в том числе и в 2012 году, как на территории скважины валялись шкуры и останки животных. От овчарни (кошары) исходит сильный запах аммиака, из-за которого невозможно сушить белье на улице, открыть форточку в доме.
Суд находит вышеприведенные показания свидетелей достоверными, поскольку они последовательны, не противоречат друг другу и другим, представленным суду доказательствам.
Проанализировав пояснения стороны истца, ответчика, показания свидетелей, а так же с учетом приобщенной к материалам дела фотографии с изображением части земельного участка ответчика после реконструкции овчарни (кошары), суд приходит к выводу о том, что снос части овчарни (кошары) не повлек за собой соблюдение требований санитарного законодательства, поскольку территория земельного участка, огороженная глухим забором, возведенным на месте части стен овчарни (кошары) и представляет собой открытый загон для животных. Таким образом, сооружение для содержания животных фактически не перенесено и располагается на территории первого и второго пояса зоны санитарной охраны скважины подземного водозабора.
Разрешая по существу заявленное требование о вынесении помещения кошары (овчарни) Г.Р.А.-О. - Оглы за пределы населенного пункта - "..." и установлении срока для исполнения судебного решения исходит из следующего:
Из пояснений сторон следует и никем не оспаривается, что Г.Р.А.-О.-Оглы на принадлежащем ему земельном участке занимается выращиванием и разведением овец.
Таким образом, суд считает, что данные сельскохозяйственные животные принадлежат Г.Р.А.-О.- Оглы на праве собственности. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Выше судом наложен запрет на содержание овец в овчарне (кошаре), расположенной на территории земельного участка, расположенного по адресу: "...", в первом и втором поясе санитарно - защитной зоны подземного водозабора.
Поскольку у Г.Р.А.-О. - Оглы отсутствует установленная законом обязанность по разведению и содержанию овец, в том числе и в количестве "..." голов, суд считает, что вопрос о вынесении и содержании овчарни (кошары) за пределами населенного пункта - "...", так же как и в целом деятельность по разведению и содержанию овец, целиком и полностью зависит от волеизъявления ответчика.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование о возложении на Г.Р.А.-О.-Оглы обязанности по вынесению в течении месяца овчарни (кошары) за пределы населенного пункта и дальнейшему содержанию в ней овец не основана на нормах действующего законодательства, и соответственно удовлетворению не подлежит.
Суд считает, что разрешение данного спора в приведённом порядке не нарушает права и интересы участников процесса и соответствует принципам разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ Томский районный суд Томской области
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, предъявленные к Г.Р.А.-О., - удовлетворить частично.
Обязать Г.Р.А.-О., "..." года рождения, уроженца "...", прекратить деятельность по разведению и содержанию овец в овчарне (кошаре) на территории земельного участка, расположенного по адресу: "...", в первом и втором поясе санитарно - защитной зоны подземного водозабора.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста судебного решения.
Председательствующий-
судья Томского районного суда
Томской области С.Н. Панфилов
Мотивированный текст судебного решения изготовлен "...".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.