Томский районный суд Томской области в составе:
Председательствующего судьи О.Г. Хагель.,
При секретаре О.А. Мазуровой,
С участием истца - помощника прокурора О.С. Ершова,
Представителя ответчика Т.С. Малышевой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Томского района Томской области к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Светленская районная больница N 1" об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Томского района Томской области (с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ), обратился с иском обязать МБУЗ "Светленская районная больница N 1" обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований сослался на следующее.
Проведенной прокуратурой Томского района Томской области проверкой соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности фельдшерско-акушерского пункта (далее - ФАП) "адрес" было установлено, что согласно лицензии N от ДД.ММ.ГГГГ ФАП "адрес", расположенный по адресу: "адрес" осуществляет медицинскую деятельность, а именно доврачебную медицинскую помощь.
На основании договора безвозмездного пользования N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного МО " "адрес"" в лице председателя Комитета по муниципальным ресурсам Управления по экономической политике Г.Г.И., с одной стороны, и МБУЗ "Светленская районная больница N 1" в лице главного врача А.И.Г. с другой стороны, помещение по адресу: "адрес" передано в пользование ФАПа "адрес".
Данный ФАП "адрес" расположен непосредственно в "адрес", его услугами пользуется неопределенный круг лиц. Вход в помещение ФАПа оборудован лестницей с 3-мя ступеньками и находится на уровне 0,8 метров от земли, что не соответствует требованиям законодательства и не обеспечивает беспрепятственного доступа в помещение ФАПа маломобильных групп населения. Иного входа в помещение ФАПа не предусмотрено, что исключает возможность доступа в данное помещение инвалидов, пользующихся креслами-колясками.
Считает, что должностным лицами МБУЗ "Светленская районная больница N 1", филиалом которой является ФАП "адрес", не принимаются все необходимые меры к реализации положений законодательства о социальной защите инвалидов.
В обоснование своих требований сослался на ст.ст. 6, 7, 18, 45 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов".
В судебном заседании помощник прокурора Ершов О.С. пояснил, что МБУЗ "Светленская районная больница N 1" вправе самостоятельно выбрать форму реализации положений законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения доступа в помещение фельшерско-акушерского пункта. Вместе с тем, полагал не достаточными принятые ответчиком меры во исполнение закона - издание приказа об установлении звонка и назначение ответственного лица, т.к. не представлено доказательств конкретных действий указанных лиц. Кроме этого, не представлено согласование принятых мер со Всероссийским обществом инвалидов, т.к. представлено доказательство лишь обращения ответчика в указное общество, что не является согласованием.
В качестве доказательств прокурором были представлены:
- устав МБУЗ "Светленская районная больница N 1", из которого следует, что ФАП, расположенный по адресу: "адрес", является его филиалом;
- акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что вход в здание ФАПа по адресу: "адрес" улицы осуществляется через крыльцо, имеющее 3 ступеньки, и находится на уровне 0,8 м;
- справку Администрации Итатского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N о том, что на территории данного муниципального образования проживают инвалиды, передвигающиеся на инвалидных колясках;
- договор безвозмездного пользования N от ДД.ММ.ГГГГ, которым Муниципальное образование "Томский район" передало МУ "Светленская районная больница N 1" нежилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенное в одноэтажном здании по адресу: "адрес".
- акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, по которому была произведена передача нежилого помещения общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес"
- лицензия на осуществление медицинской деятельности N от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленная МБУЗ "Светленская районная больница N 1".
В судебном заседании и в отзыве на исковое заявление представитель ответчика МБУЗ "Светленская районная больница N 1" Малышева Т.С. исковые требования не признала, пояснила, что ФАП, расположенный по адресу: "адрес", был передан МБУЗ "СРБ N1" на основании договора безвозмездного пользования N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО "Томский район", в лице председателя Комитета по муниципальным ресурсам Управления по экономической политике Г.Г.И., с одной стороны, и МУ "СРБ N1", в лице главного врача А.И.Г., с другой стороны.
В соответствии с п.3 пп.3.3.3 "Ссудополучатель (МБУЗ "СРБ N1") обязан поддерживать Имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий ремонт".
На основании Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. N170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" 4.IV п.4.8.8 при проведении капитального ремонта лестниц предусматривается устройство пандусов.
Руководствуясь Инвентарной карточкой учета основных средств N от ДД.ММ.ГГГГ здание ФАПа "адрес" введено в эксплуатацию 01.01.1954г., а СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения " и СНиП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения" введен с 2001 года. Данные СНиПы предназначены для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений и выполнены на основании статьи 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов" от 15.11.1995г., а также ч.1 п. 1.1 СНиП 35-01-2001 говорит, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Помещение ФАП в "адрес", был передан МБУ "СРБ N1 без оборудования лестницы пандусом.
Кроме того, сослался на сметы расходов на 2012 год. В смете расходов на 2012 год (Бюджет) на капитальный ремонт выделено "данные изъяты" рублей, эти денежные средства используются в соответствии с планом-графиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2012 год для осуществления ремонта системы отопления МБУЗ"СРБ N".
Исходя из финансовых возможностей МБУЗ "СРБ N" при формировании плановой сметы расходов на 2012 год (ОМС) согласно Соглашению об утверждении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории "адрес" на 2012 год от ДД.ММ.ГГГГ, на статью 225 (услуги по содержанию имущества) в части капитального ремонта денежные средства не предусмотрены.
С изменёнными исковыми требованиями прокурора в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещение ФАП, представитель ответчика также не согласилась, сославшись на принятые меры: люди этой группы, а именно инвалиды-колясочники обслуживаются фельдшерами ФАПов на дому по приказу главного врача МБУЗ "СРБ N1" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме этого, на входе в здание ФАП "адрес", установлен звонок (тревожная кнопка.)
В обоснование возражений представлены следующие доказательства:
- Приказ N от ДД.ММ.ГГГГ 1. об установлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ звонка (тревожной кнопки) и фотография с изображением установленной при входе в здание указанного звонка (тревожной кнопки); 2. о назначении ответственным лицом для осуществления беспрепятственного доступа инвалидов -колясочников в здание ОВП и для оказания этой категории граждан медицинской помощи;
- Обращение во Всероссийское общество инвалидов, Томское региональное отделение с целью согласования меры, для беспрепятственного доступа в здание ФАпов, как обслуживание инвалидов-колясочников на дому. (Приказ N от ДД.ММ.ГГГГ)
Представитель третьего лица - Администрации Томского района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N Ю.С. Тараева, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на исковое заявление пояснила следующее.
Согласно ст.296 ГК РФ, учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.Т.е. по сути учреждения выполняют все правомочия собственника, за исключением распоряжения имуществом, которым они наделены.
Кроме этого указала, что при режиме использования имущества на праве оперативного управления отвеччик, являясь балансодержателем помещения, самостоятельно владеет и пользуется имуществом в полном объеме, самостоятельно несет бремя расходов по его содержанию. Именно поэтому договор не содержит каких-либо оговорок относительно разграничения обязанности по осуществлению капитального ремонта.
Учреждение в соответствии с уставом осуществляет деятельность в сфере здравоохранения, используя предоставленное ему в оперативное управление муниципальное имущество для осуществления своей основной деятельности, т.е. именно учреждение использует муниципальное имущество под объект социальной инфраструктуры.
Законом, от 08.05.2010 N83-Ф3, начиная с 01.01.2011 года, исключена субсидиарная ответственность собственника имущества по обязательствам созданных им бюджетных учреждений - ст. 120 ГК РФ изложена в новой редакции (см. абз.6 ч.2 ст. 120 ГК РФ).
В связи с чем, полагает, что на сегодняшний день вообще отсутствуют правовые основания для привлечения Администрации Томского района к участию в деле по рассматриваемому иску. Более того, изменившийся статус ответчика - бюджетного учреждения "нового типа" также не предполагает участия Администрации Томского района в рассматриваемых правоотношениях, поскольку учреждению с ДД.ММ.ГГГГ предоставляется субсидия на выполнение муниципального задания, которая согласно ст.9.2. федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ формируется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Содержание имущества подразумевает весь комплекс работ по надлежащей эксплуатации имущества, включая текущий и капитальный ремонт.
Законом Томской области от 09.11.2011 N299-ОЗ, государственные полномочия переданы муниципальному образованию "Томский район" и в соответствии со ст. 19, ст.20 закона N131-Ф3 и ст.86 БК РФ, бюджету Томского района предоставляются субвенции на исполнение переданных полномочий, в пределах и за счет которых Администрация Томского района предоставляет муниципальным бюджетным учреждениям здравоохранения Томского района субсидии на выполнение муниципального задания. При этом порядок расходования средств предоставляемых субвенций установлен постановлением Администрации Томской области Постановление Администрации Томской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по организации оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой (за исключением скорой специализированной) медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в соответствии с областной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Томской области" и предусматривает направление средств субвенции на осуществление расходов по содержанию имущества в размере не менее 10%.
В связи с чем, полагает, что бюджетное учреждение с учетом изменений в его правовом статусе в настоящее время вправе самостоятельно расходовать средства субсидии на выполнение муниципального задания с учетом имеющихся потребностей текущей деятельности. Бюджетное учреждение самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам. В соответствии с законом N7-ФЗ, ему разрешена приносящая доход деятельность, которая может служить дополнительным источником финансирования потребностей учреждения, связанных с выполнением обязательств, установленных федеральными законами.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что на настоящее время принимаются меры к обеспечению доступа инвалидов-колясочников в ФАП, расположенный по адресу: "адрес".
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, извещённого о времени и месте судебного заседания, представившего письменный отзыв, просившего о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Согласно ст.45 Конституции Российской Федерации, государственная зашита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. От имени Российской Федерации надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляется органами прокуратуры.
В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если граждане по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд. В данном случае прокурор обращается в интересах инвалидов (неопределенного круга лиц), проживающих на территории Томского района, в том числе в Итатском сельском поселении.
Обращение прокурора с настоящим заявлением в суд в интересах инвалидов обусловлено состоянием здоровья граждан, в силу которого они самостоятельно не в состоянии защищать свои права.
Данные обстоятельства дают основания для защиты интересов инвалидов со стороны государства.
Согласно ч.2 ст.29 ГПК РФ иск к организациям, вытекающий из деятельности её филиала или представительствам может быть предъявлен также в суд по месту нахождения её филиала или представительства (территориально обособленного подразделения).
МБУЗ "Светленская районная больница N 1" зарегистрировано по адресу: "адрес" (почтовый адрес: "адрес").
Согласно п. 1.12 Устава МБУЗ "Светленская районная больница N 1" Учреждение имеет филиалы, в том числе фельдшерско-акушерский пункт "адрес", расположенный по адресу: "адрес".
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст.ст. 6,7 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты.
На основании п.1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов" установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, метам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обязанность организаций всех форм собственности при проектировании и строительстве социально значимых объектов выполнять требования по доступности зданий и сооружений для инвалидов также закреплена в Градостроительном кодексе РФ, пунктом 3 ст.2 которого установлено, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечением инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации ОТ 16.07.2001 N 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
В судебном заседании установлено, что нежилое помещение- здание ФАП, расположенное по адресу: "адрес", построено до ДД.ММ.ГГГГ года, не имело лестницы оборудованной пандусом и в таком техническом состоянии передано муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "СРБ N1".
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Оценивая представленные ответчиком доказательства тому обстоятельству, что приняты все возможные меры для удовлетворения минимальных потребностей инвалидов в соответствии со ст.67 ГПК РФ с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности в совокупности о том, суд приходит к следующему.
Из представленных стороной ответчика доказательств не представляется возможность сделать однозначного вывода тому, что принятые меры ответчиком согласованы с общественными объединениями инвалидов, т.к. направление письма ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда не является согласованием. Кроме этого в указанном письме ДД.ММ.ГГГГ не указаны все принятые ответчиком меры ( приказ N от ДД.ММ.ГГГГ года).
Не представлено доказательств каким образом будет осуществлён беспрепятственный доступ инвалидов- колясочников при наличии установленного звонка (Приказ N от ДД.ММ.ГГГГ года).
Из представленных стороной ответчика доказательств не представляется возможность сделать однозначного вывода тому, что принятые меры ответчиком согласованы с общественными объединениями инвалидов, т.к. направление письма ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда не является согласованием.
Кроме этого в письме не указаны все принятые ответчиком меры по осуществлению доступа инвалидов.
На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковое заявление прокурора Томского района Томской области к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Светленская районная больница N 1" удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Светленская районная больница N 1" обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий судья О.Г. Хагель
Мотивированное решение изготовлено ....
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.