Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Бахарева Д.В.,
при секретаре Чакиной О.В.,
с участием представителя заявителя прокурора Смирнова А.В.
представителя Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Орликова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление "адрес" межрайонного природоохранного прокурора "адрес" в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации "адрес" сельского поселения о признании незаконным бездействия Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" и обязать организовать вывоз отходов, расположенных на территории земельного участка, расположенного на землях населенного пункта "адрес" "адрес" сельского поселения "адрес" в границах водоохраной зоны на правом берегу реки "адрес"
УСТАНОВИЛ:
"адрес" межрайонный природоохранный прокурор "адрес" (далее прокурор, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" (далее Администрация), выразившееся в отсутствии организации вывоза отходов с территории земельного участка площадью 15 м2, расположенного на землях населенного пункта "адрес" сельского поселения "адрес" в границах водоохраной зоны на правом берегу "адрес" ( "адрес" Прокурор просит обязать Администрацию "адрес" сельского поселения "адрес" в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда организовать вывоз отходов, расположенных на территории земельного участка площадью 15 м2, расположенного на землях населенного пункта д "адрес" сельского поселения "адрес" в границах водоохраной зоны на правом берегу "адрес" ( "адрес".). Свое заявление мотивирует тем, что указанным бездействием орган местного самоуправления нарушает требования природоохранного законодательства (Водного кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), а так же требования Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Непринятие Администрацией "адрес" сельского поселения мер по надлежащей организации сбора и вывоза отходов в границе водоохраной зоны населенного пункта является несоблюдением требований действующего законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории муниципального образования. Кроме того, создается угроза загрязнения рыбохозяйственного водного объекта "адрес". Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределённого круга граждан на благоприятную окружающую среду. Руководствуясь с ч. 1 ст. 254, ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ просит заявление удовлетворить, обязать заинтересованное лицо совершить указанные действия по организации вывоза отходов.
Представитель заявителя прокурор Смирнов А.В. в судебном заседании на удовлетворении заявления "адрес" межрайонный природоохранный прокурор "адрес" настаивает по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" - исполняющий обязанности Главы "адрес" сельского поселения Орликов А.А. в судебном заседании представил заявление, согласно которому требования Томского межрайонного природоохранного прокурора "адрес" признал полностью. Последствия признания заявления прокурора, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, как следует из заявления представителя заинтересованного лица, ему разъяснены и понятны.
Заслушав представителя заявителя Смирнова А.В., представителя Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Орликова А.А., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу требований ст. 256 ГПК РФ срок для обращения в суд заявителем не пропущен.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение мест захоронения отходов производства и потребления.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления (ст. 3).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 3 ст. 8 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и мусора.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 18 ч. 1 ст. 14) к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 34 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пункт 19 ч. 1 ст. 8, п. 6 ч. 5 ст. 28 Устава муниципального образования " "адрес" сельского поселения" "адрес" к вопросам местного значения и к компетенции Администрации "адрес" сельского поселения относят организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах муниципального образования.
Как следует из справки о проведении рейда от 14.08.2012 надлежащая организация вывоза отходов с территории муниципального образования (а именно в границах водоохраной зоны на правом берегу "адрес" сельского поселения "адрес" ( "адрес" не обеспечена (л.д. 6 -10).
С учетом позиций сторон и представленных доказательств суд считает, что размещение отходов на указанном участке является несанкционированным, поскольку данная территория не является и не может быть объектом размещения отходов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.42) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Одним из неотчуждаемых прав человека является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Таким образом суд считает, что непринятие Администрацией "адрес" сельского поселения мер по надлежащей организации сбора и вывоза отходов в границе водоохраной зоны населенного пункта является несоблюдением требований действующего законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории муниципального образования. Кроме того, создается угроза загрязнения рыбохозяйственного водного объекта "адрес".
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что Администрацией нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределённого круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление может быть подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Таким образом, заявление прокурора является обоснованным.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.
В силу положений ч. 2 ст. 206, ч. 2, 3 ст. 258 ГПК РФ решение суда о возложении данной обязанности должно быть исполнено органом местного самоуправления в течение месяца со дня его получения, в случае его неисполнения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя органа предусмотренные федеральным законом меры.
Учитывая объем необходимых работ, суд считает, что исполнение Администрацией указанных прокурором действий возможно в срок, обозначенный в заявлении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199, 206, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление "адрес" межрайонного природоохранного прокурора "адрес" в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации "адрес" сельского поселения о признании незаконным бездействия Администрации "адрес" сельского поселения "адрес" и обязать организовать вывоз отходов, расположенных на территории земельного участка, расположенного на землях населенного пункта "адрес" сельского поселения "адрес" в границах водоохраной зоны на правом берегу реки "адрес" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации "адрес" сельского поселения "адрес", выразившееся в отсутствии организации вывоза отходов с территории земельного участка площадью 15 м2, расположенного на землях населенного пункта "адрес" сельского поселения "адрес" в границах водоохраной зоны на правом берегу "адрес" "адрес"
Обязать Администрацию "адрес" сельского поселения "адрес" в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда организовать вывоз отходов, расположенных на территории земельного участка площадью 15 м2, расположенного на землях населенного пункта "адрес" сельского поселения "адрес" в границах водоохраной зоны на правом берегу "адрес"
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Шегарский районный суд "адрес" в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Д.В. Бахарев
Верно
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.