Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михеевой О.Г.,
при секретаре Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к О. и К. о прекращении противоправных действий О. по непредоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения, обязании предоставить данную услугу в соответствии с действующим законодательством, обязании довести до сведения потребителей судебное решение через средства массовой информации Волховского района, прекращении противоправных действий К. по ненадлежащей организации предоставления горячего водоснабжения, обязании организовать бесперебойное предоставление горячего водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области) в защиту неопределенного круга лиц обратилось в Волховский городской суд Ленинградской области с иском к О. и К. о прекращении противоправных действий К. по ненадлежащей организации горячего водоснабжения жителей деревни К. и по непредоставлению горячей воды О. жителям д. К и обязании довести до сведения потребителей судебное решение через средства массовой информации Волховского района, ссылаясь на статьи 40, 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (изменение СанПин 2.1.4.1074-01), п.4.2 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", п.п.4 п.1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указало, что выездной проверкой, проведенной на основании обращения жителя деревни К. - Б. (коллективное) о необеспечении населения деревни К. горячей водой, поступившего *** года, установлено, что в деревне К. деятельность по предоставлению населению коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения осуществляет О., тем самым, являясь исполнителем указанных коммунальных услуг, не должно допускать нарушений технологических процессов в ходе их оказания, однако жителям деревни К. не осуществлялась подача горячей воды с *** года по *** года на основании распоряжения К. от *** года N *** и с *** года до замены дымовой трубы на основании распоряжения К. от *** года N ***, подача горячего водоснабжения в деревне К. на нужды населения не производится; незаконные действия К., выразившиеся в отсутствии организации обеспечения населения горячей водой в деревне К., и О., выразившиеся в не предоставлении потребителям горячего водоснабжения, ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как одно из основных условий обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области С., действующая на основании доверенности от *** года N ***, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении (л.д.169).
Представители ответчиков - К. - Т., действующая на основании доверенности от *** года, О. - А., действующий на основании приказа N *** от *** года, С., действующая на основании доверенности от *** года N ***, в судебном заседании заявленные истцом требования не признали, пояснив, что прекращение горячего водоснабжения жителям деревни К. связано с аварийным состоянием трубы центральной котельной деревни К., ремонт которой производится в настоящее время (л.д.171, 170).
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца С., представителей ответчиков Т., А. (в судебном заседании 11 сентября 2012 года), С., находит основания для удовлетворения иска с учетом следующего.
В силу статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" N2300-1 от 07 февраля 1992 года (с последующими изменениями и дополнениями) Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и оказании услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов и при их отсутствии, порядок перерасчета размера оплаты за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией (в том числе некоммерческим объединением), посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п.п. "а, д" пункта 115 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации (п.п. "а"); получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня указанного в документе соответствующего органа (п.п. "д").
Согласно подпункту "б" пункта 117 данных Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации, возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций (п. 121 Правил).
Пунктом 122 указанных Правил предусмотрено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги.
Кроме того, пунктом 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, предусмотрено, что в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в аварийных ситуациях, в период проведения планово-профилактического ремонта централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, определяемый в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденным постановлением Государственного стандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года N 158-ст (с изменениями от 27 июля 2003 года N 248-ст) жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативам и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.
Пунктом 3.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПин 2.1.4.2496-09 (изменение к СанПин 2.1.4.1074-01) "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N 20, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 5 мая 2009 года N 13891, предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которой соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно п.4.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Государственного стандарта Российской Федерации от 19 июня 2000 года N 158-ст, введенного 01 января 2001 года, жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.
В соответствии с п.4.12 указанного ГОСТ потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению горячей воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, непрерывность потребления.
Из представленных доказательств следует, что *** года между К., собственниками жилых помещений или их владельцами (собственник многоквартирных домов) и О. (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: *** (л.д.80-87).
Согласно п.2.5.4 указанного договора, управляющая организация обязуется предоставлять пользователям помещений коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, энергоснабжение, газоснабжение, путем заключения Управляющей компанией от своего имени договоров с ресурсоснабжающими организациями (л.д.82).
В соответствии с 3.1.1 указанного договора заказчики (собственники жилых помещений многоквартирных домов) имеют право требовать надлежащего исполнения Управляющей организацией её обязанностей по настоящему договору, как установленных настоящим договором, так и исходящих из норм ЖК РФ и принятых в его исполнение правовых актов (л.д.82 об.).
Установлено, что котельная в деревне К., тепловые, водонапорные, канализационные сети являются собственностью муниципального образования К.
На основании договора аренды муниципального имущества N *** от *** года и дополнительного соглашения к указанному договору аренды от *** года объекты нежилого фонда: котельная дер. К., модульные котельные N 1 и N 2 дер. К., КОС дер. К, водонапорная насосная станция, канализационная насосная станция, тепловые, водонапорные, канализационные сети, предназначенные для оказания услуг тепло-водоснабжения и приема сточных вод в канализацию населению, учреждениям социальной сферы и сторонним организациям, переданы во временное владение и пользование (аренду) О., которое обязано производить текущий ремонт и обеспечивать сохранность инженерных сетей, коммуникаций и оборудования.
На основании распоряжения К. от *** года N *** в связи с необходимостью проведения ремонтных работ на тепловых сетях и центральной котельной по адресу: ***, по подготовке к отопительному периоду 2012-2013 года на территории муниципального образования К. управляющей организацией О. остановлена работа центральной котельной и прекращена подача горячей воды с 8 часов 00 минут 14 мая 2012 года до 8 часов 00 минут 01 июня 2012 года (л.д.161).
К. *** года N *** издано распоряжение, обязывающее директора ресурсоснабжающей организации О. в связи с аварийным состоянием трубы и необходимостью её замены для бесперебойной работы центральной котельной в отопительный период 2012-2013 годов прекратить работу на центральной котельной д. К. по подаче горячей воды для организаций и населения с 8.00 часов 01 июня 2012 года до замены дымовой трубы (л.д. 162).
По результатам проверки в соответствии с актом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от 28 июня 2012 года были выявлены нарушения: потребителям д. К. с 14 мая 2012 года не предоставляется коммунальная услуга по обеспечению горячей водой (л.д.26-27).
Указанные обстоятельства представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривались.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу ч.4 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечения нормальных условий существования.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности на кирпичную дымовую трубу высотой 30 м центральной котельной О. и техническим отчетом по обследованию данной трубы от *** года N ***, состояние дымовой трубы центральной котельной д. К. классифицировано как неработоспособное (аварийное) (л.д.127-142, 144-159).
Вместе с тем суд принимает во внимание, что ответчиками в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено доказательств надлежащего содержания и эксплуатации указанной дымовой трубы центральной котельной.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (в редакции постановления Правительства РФ от 27.08.2012 года N 857) ограничение или приостановление исполнителем коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги, не допускается, за исключением возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях технического обеспечения, по которым осуществляется водо-, теплоснабжение, и проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных сетей, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Также следует принять во внимание, что Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, предписывают в договоре ресурсоснабжения предусматривать порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в аварийных ситуациях и указанный порядок должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязанности по оплате коммунальных услуг.
Ответчиками при рассмотрении дела не было представлено доказательств, что жители деревни К., являющиеся потребителями по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения, не надлежащим образом исполняют обязанности по оплате данной коммунальной услуги.
Кроме того, суд принимает во внимание, что подача горячей воды жителям деревни К. прекращена с 14 мая 2012 года, то есть жители деревни К. не обеспечены горячим водоснабжением четыре месяца, что, безусловно, является нарушением прав потребителей.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что на ответчиках лежит обязанность по обеспечению жилых домов деревни К. горячим водоснабжением. Жители деревни К., являясь потребителями услуг, вправе рассчитывать на оказание указанной услуги.
Следовательно, действия ответчиков, прекративших обеспечение жителей дер. К. горячим водоснабжением, являются противоправными.
Суд также принимает во внимание, что статьей 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07 февраля 1992 года предусмотрено, что при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации) суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда.
В соответствии с требованиями статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд также в соответствии со статьей 98 ГПК РФ находит, что с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, поскольку исковые требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, то есть физических лиц.
Суд, с учетом изложенных обстоятельств, оценивая доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 206, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать О. прекратить противоправные действия по непредоставлению неопределенному кругу потребителей - жителям деревни К. - коммунальной услуги горячего водоснабжения в соответствии с действующим законодательством, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в срок до 18 октября 2012 года.
Обязать К. прекратить противоправные действия по ненадлежащей организации предоставления горячего водоснабжения жителям д. К., обязать организовать бесперебойное предоставление горячего водоснабжения, в срок до 18 октября 2012 года.
Обязать О. довести до сведения потребителей решение суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу через средства массовой информации Волховского района - газеты Волховского района "Провинция" и "Волховские огни".
Взыскать с О. в бюджет Волховского муниципального района государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Волховский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись О.Г.Михеева.
Мотивированное решение составлено 17 сентября 2012 года.
Судья: подпись О.Г.Михеева.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.