Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Галиева В.А.
судей Турумтаевой Г.Я.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре судебного заседания Елисеевой Е.Ю.
с участием прокурора Крупновой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа РБ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 июня 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Советского района г. Уфы, действующего в интересах Разенкова В.Н., к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди Разенкову В.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Галиева В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Уфы РБ, действуя в интересах Разенкова В.Н., обратился в суд с иском к Правительству РБ, в котором просил обязать ответчика предоставить Разенкову В.Н. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
В обоснование иска истец указал на то, что распоряжением администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N 83 от 09 февраля 2011 года Разенков В.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Однако в нарушение действующего законодательства Разенкову В.Н. по достижении 18-летнего возраста и окончании пребывания в учреждении профессионального образования ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Разенкова В.Н. на жилье.
Определением Кировского районного суда г. Уфы от 23 марта 2012 года произведена замена ненадлежащего ответчика Правительства РБ на надлежащего - администрацию ГО г. Уфа. Определением Кировского районного суда г. Уфы от 30 марта 2012 года названное дело передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд г. Уфы РБ.
13 июня 2012 года постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация ГО г. Уфа РБ просит отменить решение суда, указывая, что субвенций, выделенных бюджету администрации ГО г. Уфа РБ, недостаточно для обеспечения всех нуждающихся детей-сирот жилыми помещениями. Также указывает, что право на внеочередное получение жилого помещения возникло у Разенкова В.Н. 30 июня 2011 года, то есть до принятия Закона РБ от 31 октября 2011 года, которым Администрации ГО г. Уфа РБ передано государственное полномочие Республики Башкортостан, в связи с чем предоставление Разенкову В.Н. жилого помещения не является обязанностью ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации городского округа г. Уфа РБ Тимербулатову Э.И., поддержавшую жалобу, объяснения прокурора Крупновой А.И. о законности решения суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
В развитие названных конституционных положений части 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 п. 1 указанной статьи).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N131-ФЗ (ред. от 06 декабря 2011 года, с изм. от 07 декабря 2011 года).
В соответствии с ч. 2 ст.19 названного Федерального закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Соответственно часть 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Применительно к вышеизложенному обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ.
Вступившим в законную силу с 01 января 2012 года Законом РБ N 451-з от 31 октября 2011 года "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления РБ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Разенков ... родился ..., в графе "отец" указан " ФИО12", а в графе "мать" - " ФИО13", что подтверждается копией свидетельства о рождении.
Мать Разенкова В.Н. - ФИО13 от ребенка отказалась в ГКБ N 17 г. Уфы по причине отсутствия материальных средств и физических возможностей воспитывать ребенка, что следует из ее заявления.
Установлено, что Разенков В.Н., ... года рождения, оставшийся без попечения родителей, на основании постановления администрации Орджоникидзевского района г. Уфы от 26 августа 1992 года N 68 был определен в дом ребенка, где проживал и находился на полном государственном обеспечении с 11 января 1993 года по 15 октября 1996 года (л.д. 14, 16).
В период времени с 15 октября 1996 года по 31 августа 1999 года Разенков В.Н. воспитывался в Белебеевском детском доме и также находился на полном государственном обеспечении (л.д. 17).
С 31 августа 1999 года по 31 августа 2009 года Разенков В.Н. обучался в Туймазинской специальной (коррекционной) школе-интернате N 2 и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 18).
27 июня 2011 года Разенков В.Н. окончил ГОУ НПО ПУ N70 и получил диплом о начальном профессиональном образовании.
Из материалов дела следует, что Разенков В.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: ..., в собственности жилья не имеет, право на приватизацию жилого помещения им не использовано (л.д. 21-25).
27 января 2011 года Разенков В.Н. обратился в администрацию Советского района ГО г. Уфа РБ с заявлением принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Распоряжением администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N 83 от 09 февраля 2011 года он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включен во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", однако до сегодняшнего дня жилым помещением во внеочередном порядке не обеспечен.
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования и возлагая на администрацию ГО г. Уфа РБ обязанность по предоставлению Разенкову В.Н. вне очереди жилого помещения по договору социального найма, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке администрации ГО г. Уфа РБ.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку Разенков В.Н. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, в силу вышеприведенных положений закона имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Доводы жалобы об отсутствии средств для обеспечения нуждающихся детей-сирот в жилых помещениях являются несостоятельными. Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации ГО г. Уфа РБ обязанности по предоставлению Разенкову В.Н. жилого помещения, являются необоснованными, так как на момент вынесения оспариваемого судебного решения государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан, которым является ответчик.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат и основаны на неверном толковании законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Решение суда отвечает требованиям закона. Основания к его отмене по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО г. Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Галиев
Судьи Г.Я. Турумтаева
Э.Р. Нурисламова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.