Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хайрутдинова Д.С.,
судей Арманшиной Э.Ю.,
Милютина В.Н.
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре Усманове И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 мая 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - скотомогильников, возложении обязанности по обустройству скотомогильников отказать.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Бурзянского ... РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о признании бесхозяйным имуществом скотомогильников, о возложении обязанности принять меры по постановке на учет данного бесхозяйного имущества, возложении обязанности по обустройству скотомогильников. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Бурзянского ... РБ проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проверкой установлено, что на территории сельского поселения Кипчакский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, по адресам: в д. Абдульмамбетово на расстоянии 1 200 метров от д. Абдульмамбетово, в 400 метрах от автодороги д. Абдульмамбетово-д. Яумбаево; в д. Кильдигулово на расстоянии 1 500 метров от д. Кильдигулово, в 300 метрах от автодороги д. Кильдигул-д. М.Кипчак; в д. Малый Кипчак на расстоянии около 1 000 метров от моста ниже по течению реки Узян, Бурзянского ... Республики Башкортостан, расположены три скотомогильника.
В нарушение п.п.5.6,5.8,6.2 ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ... года N..., территория скотомогильников не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанным объектам осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован. Яма не выложена из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала с выведением выше уровня земли на 40 см. с устройством отмостки.
Вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно.
Скотомогильники, находящиеся на указанной территории, фактически являются бесхозными, порядок их использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильников как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Республики Башкортостан. Существование на территории поселения скотомогильников в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает их надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей. Таким образом, бездействие Правительства Республики Башкортостан по не постановке на учет бесхозного скотомогильника, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
На основании изложенного прокурор Бурзянского ... РБ просил суд признать бесхозяйными скотомогильники на территории сельского поселения Кипчакский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, расположенные по адресам: д. Абдульмамбетово на расстоянии 1 200 метров от д. Абдульмамбетово, в 400 метрах от автодороги д. Абдульмамбетово-д. Яумбаево; д. Кильдигулово на расстоянии 1 500 метров от д. Кильдигулово, в 300 метрах от автодороги д. Кильдигул-д. М. Кипчак; д. Малый Кипчак на расстоянии около 1 000 метров от моста ниже по течению реки Узян, Бурзянского ... Республики Башкортостан. Обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества ? скотомогильников, расположенных в: д. Абдульмамбетово, на расстоянии 1 200 метров от д. Абдульмамбетово, в 400 метрах от автодороги д. Абдульмамбетово - д. Яумбаево; д. Кильдигулово, на расстоянии 1 500 метров от д . Кильдигулово, в 300 метрах от автодороги д. Кильдигул-д. М. Кипчак; д. Малый Кипчак, на расстоянии около 1 000 метров от моста ниже по течению реки Узян, Бурзянского ... Республики Башкортостан. Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильники, расположенные: в д. Абдульмамбетово на расстоянии 1 200 метров от д. Абдульмамбетово, в 400 метрах от автодороги д. Абдульмамбетово-д. Яумбаево; в д. Кильдигулово на расстоянии 1 500 метров от д. Кильдигулово, в 300 метрах от автодороги д. Кильдигул-д. М. Кипчак; в д. Малый Кипчак на расстоянии около 1 000 метров от моста ниже по течению реки Узян, Бурзянского ... Республики Башкортостан в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от ... года N..., а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5м с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямой на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, привлекая в качестве третьих лиц Управление ветеринарии РБ, Администрацию сельского поселения Кипчакский сельсовет муниципального района ... РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РБ, Министерство финансов РБ, Министерство лесного хозяйства РБ, Территориальное управление Росимущества в РБ.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права и при неверном определении обстоятельств имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Муратову Е.М., поддержавшую представление, представителя Управления Россельхознадзора по ... Шагимуратову Г.И., согласной с позицией прокурора, представителя Министерства финансов Республики Башкортоста Хазимуратова М.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч.1 и п.3 ч.2 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права. Неправильным применением норм материального права является неправильное истолкование закона.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что спорные скотомогильники расположены на землях государственного лесного фонда, которые в соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности, а в соответствие со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, следовательно надлежащим ответчиком по данному делу будет являться Правительство Российской Федерации, а не Правительство Республики Башкортостан.
Данный вывод, по мнению судебной коллегии, основан на неправильном толковании правовых норм, поэтому является неправомерным.
Так, действительно в соответствие со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и как следует из имеющихся в деле кадастровых паспортов земельных участков, на которых расположены спорные скотомогильники, планов лесоустройства, данные скотомогильники расположены на землях государственного лесного фонда.
Однако как видно из положений приведенных выше правовых норм не следует, что на землях находящихся в федеральной собственности не могут быть расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности или ином вещном праве другим лицам, в том числе и Правительству Республики Башкортостан, что вытекает из положения ст.21 Лесного кодекса РФ о строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в ходе проведения прокуратурой Бурзянского ... Республики Башкортостан соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено на территории сельского поселения Кипчакский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан в д. Абдульмамбетово, д. Кильдигулово, д. Малый Кипчак расположены три скотомогильника. В д. Абдульмамбетово в 1200 м. от д. Абдульмамбетово и в 400 м. от автодороги д. Абдульмамбетово - д. Яумбаево на земельном участке кадастровым номером N.... В д. Кильдигулово в 1500 м. от д. Кильдигулово в 300 м. от автодороги д. Кильдигул - д. М. Кипчак на земельном участке кадастровым номером N... В д. Малый Кипчак, на расстоянии около 1 000 метров от моста ниже по течению реки Узян на земельном участке кадастровым номером N...
В нарушение п.п.5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ... года N..., территория названных скотомогильников не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею в результате чего доступ к указанным объектам осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован. Яма не выложена из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала с выведением выше уровня земли на 40см. с устройством отмостки.
В нарушении требований ст.3 Закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам на указанные скотомогильники, расположенные на территории сельского поселения Кипчакский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, отсутствует.
Согласно п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Установлено, что вследствие бесхозности скотомогильников не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества.
При таких обстоятельствах вывод суда об обязанности несения бремени содержания спорных скотомогильников собственником земель, на которых они расположены нельзя признать правомерным, поэтому решение суда подлежит на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ как постановленное с нарушением норм материального права отмене и учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора установлены на основании имеющихся в деле доказательствах, судебная коллегия считает возможным принять новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора о признании спорных скотомогильников бесхозяйными, как не имеющих собственника, о возложении обязанности на Правительство Республики Башкортостан принятия мер по постановке этого имущества на учет как ответственного за решение вопросов организации на территории субъекта Республики Башкортостан мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и возложении обязанности по принятию мер по их обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными Правилами.
Руководствуясь п.2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда ... Республики Башкортостан от ... года отменить и принять по делу новое решение, которым:
исковые требования прокурора Бурзянского ... Республики Башкортостан удовлетворить;
признать бесхозяйными скотомогильники на территории сельского поселения Кипчакский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, расположенные по адресам: д. Абдульмамбетово Бурзянского ... РБ в 1200 м. от д. Абдульмамбетово и в 400 м. от автодороги д. Абдульмамбетово - д. Яумбаево на земельном участке кадастровым номером N...; д. Кильдигулово Бурзянского ... РБ в 1500 м. от д. Кильдигулово в 300 м. от автодороги д. Кильдигул - д. М. Кипчак на земельном участке кадастровым номером N...; д. Малый Кипчак Бурзянского ... РБ, на расстоянии около 1 000 м. от моста ниже по течению реки Узян на земельном участке кадастровым номером N...;
обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, состоящего из скотомогильников, расположенных по адресам: д. Абдульмамбетово Бурзянского ... РБ в 1200 м. от д. Абдульмамбетово и в 400 м. от автодороги д. Абдульмамбетово - д. Яумбаево на земельном участке кадастровым номером N...; д. Кильдигулово Бурзянского ... РБ в 1500 м. от д. Кильдигулово в 300 м. от автодороги д. Кильдигул - д. М. Кипчак на земельном участке кадастровым номером N...; д. Малый Кипчак Бурзянского ... РБ, на расстоянии около 1 000 м. от моста ниже по течению реки Узян на земельном участке кадастровым номером N...;
обязать Правительство Республики Башкортостан принять меры по обустройству скотомогильников расположенных по адресам: д. Абдульмамбетово Бурзянского ... РБ в 1200 м. от д. Абдульмамбетово и в 400 м. от автодороги д. Абдульмамбетово - д. Яумбаево на земельном участке кадастровым номером N...; д. Кильдигулово Бурзянского ... РБ в 1500 м. от д. Кильдигулово в 300 м. от автодороги д. Кильдигул - д. М. Кипчак на земельном участке кадастровым номером N...; д. Малый Кипчак Бурзянского ... РБ, на расстоянии около 1 000 м. от моста ниже по течению реки Узян на земельном участке кадастровым номером N... в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от ... года N..., а именно: огородить скотомогильники по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильников замки, с внутренней стороны заборов скотомогильников выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5м с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямами скотомогильников на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом со скотомогильниками пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Председательствующий Д.С. Хайрутдинов
Судьи Э.Ю. Арманшина
В.Н. Милютин
Справка: судья Сиражитдинов И.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.