Постановление Президиума Верховного суда Республики Башкортостан от 01 августа 2012 г.
(Извлечение)
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего президиума Тарасенко М.И.
членов президиума: Юлдашева Р.Х., Латыповой З.У., Иткулова М.А.,
Мустаева М.Ф., Прониной Л.Г., Чернявской С.А.,
с участием прокурора Логинова В.М.
при секретаре: Минибаевой Д.Ф.
рассмотрел в судебном заседании переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Габитовой А.М. от 5 июля 2012 года по кассационной жалобе руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан Вахитова М.М., поданной 1 июня 2012 года
на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года
дело по иску Юнусова А.Ф. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконными действий УФНС по РБ по сокращению должностей государственной гражданской службы юридического отдела УФН России по РБ, по вручению истцу предупреждения от 09 августа 2011 г. о сокращении должности; по вручению предложений о замещении должности государственной гражданской службы от 22 сентября 2011 г. и 10 октября 2011 г.; признании незаконным приказа Управления ФНС России по РБ от 12 октября 2011 г. N04-07/361 "О расторжении служебного контракта с работником (увольнении)", восстановлении в должности главного государственного налогового инспектора Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Габитовой А.М., президиум
УСТАНОВИЛ:
Юнусов А.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконным приказа Управления ФНС России по РБ от .... N... "О расторжении служебного контракта с работником (увольнении)", восстановлении в должности главного государственного налогового инспектора Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивировал тем, что он с ... работал в должности ... в юридическом отделе Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан.
Приказом ФНС России от 29 июля 2011 г. была утверждена структура Управления ФНС России по Республике Башкортостан, согласно которой в структуре было предусмотрено наличие 12 отделов вместо 17 отделов. При этом штатная численность не изменилась, и составила 335 человек, уменьшилось только количество должностей начальников отделов в связи с исключением ряда отделов. Приказом Управления ФНС России по Республике Башкортостан от 8 августа 2011 г. N04-06/55 "Об утверждении штатного расписания" было утверждено новое штатное расписание.
Ранее он работал в "юридическом отделе" штатной численностью 13 единиц, и существовал отдел "досудебного аудита", в котором числилось 17 единиц.
Согласно новому штатному расписанию создавался новый отдел "правового обеспечения и досудебного аудита", численность работников нового отдела оставалась 30 человек.
В связи с этим ему было вручено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы, согласно которого он был предупрежден, что замещаемая им должность главного государственного налогового инспектора юридического отдела будет сокращена с 9 октября 2011 г.
Приказом Управления ФНС России по Республике Башкортостан с ним был расторгнут служебный контракт, он был освобожден от занимаемой должности и уволен по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Он не согласен с увольнением, считает приказ незаконным, противоречащим ст. 81 и ст. 180 Трудового Кодекса РФ, а также ст. 31 и ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Считает, что сокращение работников, ликвидации отделов не произошло, а произошло слияние (объединение) структурных подразделений (отделов), изменились наименования, что подтверждается приказом Управления ФНС России по РБ от 8 августа 2011 г. Из его содержания не следует, что работники поименованных в приказе отделов, в том числе и юридического, подлежат сокращению.
Следовательно, Управлению ФНС России по РБ в соответствии со ст. 29 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" необходимо было уведомить работников преобразуемых отделов об изменении организационных условий труда в связи с упразднением отделов и предложить должности равнозначные занимаемым во вновь образуемом отделе "правового обеспечения и досудебного аудита".
Таким образом, имело место фактическое изменение условий служебного контракта и в нарушение действующего законодательства его не предупредили об изменении существенных условий труда.
Не принято во внимание его преимущественное право в соответствии со ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на должность государственного налогового инспектора нового отдела по сравнению с работником У.., которому предложили указанную должность.
Работодатель не предпринял мер по трудоустройству в иные инспекции Республики Башкортостан и иные государственные учреждения, ограничившись предложением двух должностей ... и предложением двух должностей ... от которых он отказался ввиду их временного положения или ниже занимаемой должности.
Решением Советскогорайонного суда г.Уфы РБ от 11 января 2012 года постановлено:
Отказать в иске Юнусова А.Ф. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконными действий УФНС по РБ по сокращению должностей государственной гражданской службы юридического отдела УФНС по РБ, по вручению истцу предупреждения от 09 августа 2011 г. о сокращении должности; по вручению предложений о замещении должности государственной гражданской службы от 22 сентября 2011 г. и 10 октября 2011 г.; признании незаконным приказа УФНС по РБ об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 11 апреля 2012 года постановлено:
Решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 января 2012 г. отменить и вынести новое решение:
"Приказ Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан признать незаконным.
Восстановить Юнусова А.Ф. в должности главного государственного налогового инспектора Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан с ...
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан заработную плату за время вынужденного прогула в сумме ...
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан компенсации морального вреда ... рублей.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан в доход государства государственную пошлину в сумме ...
В кассационной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан просит отменить определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года, ссылаясь на то, что происходило сокращение должности главного государственного инспектора.
Кроме того, в силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также не предоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 Федерального закона).
Предложение должностей является правом нанимателя, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не возлагает на представителя нанимателя (работодателя) обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена,все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, наниматель лишь имеет право предложить иную должность. От предложенных должностей истец Юнусов А.Ф. отказался при сокращении должности.
Основания для расторжения с Юнусовым А.Ф. трудовых отношений по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе в РФ" имелись, поскольку изменение организационной структуры УФНС по РБ, утверждённое приказом ФНС России, потребовало сокращения штата государственных служащих УФНС по РБ. Установлено, что должность гражданской службы, которую в юридическом отделе УФНС по РБ замещал Юнусов А.Ф., сокращена в связи с упразднением этого юридического отдела. Основанием упразднения юридического отдела УФНС по РБ и принятия нового штатного расписания явился приказ Федеральной налоговой службы России от 29 июля 2011 года, утвердивший новую структуру УФНС по РБ. При таком положении работодатель имел право освободить Юнусова А.Ф. от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.
Судом установлено, что в упразднённых отделах: юридическом 4 (четыре) и досудебного аудита 2 (два), было всего 6 (шесть) должностей главного государственного налогового инспектора. Во вновь образованном отделе правового обеспечения и досудебного аудита стало лишь 3 (три) должности главного государственного налогового инспектора, что подтверждается штатным расписанием, утверждённым 08 августа 2011 г. (л.д. ...).
Доводы Юнусова А.Ф. о нарушении его прав на преимущественное замещение должности главного государственного инспектора отдела правового обеспечения и досудебного аудита, необоснованны.
Кроме того, исключена из штатного расписания не только должность главного государственного налогового инспектора юридического отдела, которую занимал Юнусов А.Ф., но и общее количество должностей главного государственного налогового инспектора после утверждения нового штатного расписания 8 августа 2011 г. сократилось в Управлении с 46 единиц до 40 единиц (том N N..., л.д. ...).
Необоснован вывод суда апелляционной инстанции о возможном направлении высвобождаемого гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Обязательность внеочередной аттестации законодательством не предусмотрена.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы дело было истребовано в Верховный Суд Республики Башкортостан и определением судьи Габитовой А.М. от ... передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиум Верховного Суда Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-Ф3 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу указанного Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
С 01 января 2012 года вступившие в законную силу судебные постановления проверяются по правилам, установленным нормами Главы 41 ГПК РФ в судах кассационной инстанции, функции которой выполняют президиумы судов областного звена.
Поскольку кассационная жалоба Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года подана 1 июня 2012 года, то она подлежит рассмотрению президиумом по правилам главы 41 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (производство в суде кассационной инстанции) в редакции, действующей с 01 января 2012 года.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ), основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан Силантьеву Г.М. по доверенности от 20 июля 2012 г. N06-18/11023, прокурора Логинова В.М.; президиум Верховного Суда Республики Башкортостан находит определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года подлежащим отмене, оставлению решения суда первой инстанции без изменения.
Установлено, что Юнусов А.Ф. с 1 июня 2009 г. работал в должности главного государственного налогового инспектора в юридическом отделе Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан.
Приказом ФНС России от 29 июля 2011 г. была утверждена структура Управления ФНС России по Республике Башкортостан, согласно которой в структуре было предусмотрено наличие 12 отделов вместо 17 отделов.
Приказом Управления ФНС России по Республике Башкортостан от ... N... "Об утверждении штатного расписания" было утверждено новое штатное расписание.
Приказом УФНС по РБ от ... N... Юнусов А.Ф. уволен с гражданской службы на основании пункта 6 части 1 ст.33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности гражданской службы.
Юнусов А.Ф. обратился в суд, считая, что реального сокращения не было, он уволен с нарушением процедуры увольнения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что Юнусов А.Ф. уволен с должности главного государственного налогового инспектора юридического отдела УФНС России по РБ правильно, так как предложение должностей является правом нанимателя, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не возлагает на представителя нанимателя (работодателя) обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, наниматель лишь имеет право предложить иную должность.
Отменив решение суда первой инстанции и приняв новое решение о восстановлении на службе истца, суд апелляционной инстанции сослался на то, что при увольнении гражданского служащего в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на работодателя возлагается обязанность предлагать государственному гражданскому служащему для замещениявсе имеющиеся у него вакантные должности.
Кроме того, Судебная коллегия, удовлетворяя иск, пришла к выводу, что сокращения штата не произошло, поскольку имело место изменение наименования должностей, и численность штата не изменилась.
Установив, что Юнусову А.Ф. при увольнении не были предложены все имеющиеся у ответчика вакантные должности, в том числе вакантные должности во вновь созданном отделе, суд пришел к выводу о нарушении работодателем процедуры увольнения истца Юнусова А.Ф.
Однако, принимая упомянутое решение, судебная коллегия не приняла во внимание следующее.
Так, регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 63) при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 31 данного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также непредоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 Федерального закона).
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (ч. 5 ст. 31 Федерального закона).
Таким образом, из смысла и взаимосвязи приведенных выше правовых норм следует, что Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не возлагает на представителя нанимателя (работодателя) обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, наниматель лишь имеет право предложить иную должность.
Указанный Закон также не содержит требований к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности.
Из материалов дела видно, что Юнусов А.Ф. был предупрежден 9 августа 2011 г. о предстоящем сокращении занимаемой ею должности в установленном законом порядке за два месяца.
... ему были предложены две должности: должность главного государственного налогового инспектора юридического отдела Межрайонной ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан. От указанной должности он отказался по причине того, что должность в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы относится к "ведущей группе" и ее замещение возможно по конкурсу.
... ему предложили также должность заместителя начальника юридического отдела ИФНС России по Советскому району г.Уфы. Он отказался, поскольку указанную должность занимала Г. которая находилась в отпуске по уходу за ребенком.
... ему было вручено предложение о замещении должности начальника юридического отдела Межрайонной ИФНС России N 30 по Республике Башкортостан. Он отказался от должности, поскольку она являлась временной на период нахождения замещающего сотрудника - начальника юридического отдела Л. в отпуске по уходу за ребенком.
... ему было предложено замещать должность главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и досудебного аудита Управления ФНС России по Республике Башкортостан. Он отказался от должности в виду того, что она относится к "ведущей группе" и ее занятие возможно только по конкурсу.
Работодатель письменно информировал о предстоящем сокращении выборный профсоюзный орган о проведении организационно-штатных мероприятий и о возможном расторжении служебных контрактов с гражданскими служащими, приложив к этому сообщению список гражданских служащих, с которыми возможно расторжение служебного контракта.
Следовательно, поскольку истец отказался от предложенных иных должностей по истечении срока предупреждения, увольнение Юсупова А.Ф. с гражданской службы было проведено в соответствии с нормами Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и оснований для удовлетворения исковых требований о восстановлении на работе не имелось.
Необоснован вывод судебной коллегии, что сокращения должностей не имело место.
Так, Приказом ФНС России от 29 июля 2011 г. была утверждена структура Управления ФНС России по Республике Башкортостан, согласно которой в структуре было предусмотрено наличие 12 отделов вместо 17 отделов.
Управлением Федеральной налоговой службы по РБ 05 августа 2011 г. издан приказ N 04-06/54 об упразднении в структуре аппарата Управления ряда отделов, в том числе юридического отдела и отдела досудебного аудита и создании нового отдела - отдела правового обеспечения и досудебного аудита.
Основания для расторжения с Юнусовым А.Ф. трудовых отношений по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе в РФ" имелись, поскольку изменение организационной структуры УФНС по РБ, утверждённое приказом ФНС России, потребовало сокращения штата государственных служащих УФНС по РБ.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно было установлено, что должность гражданской службы, которую в юридическом отделе УФНС по РБ замещал Юнусов А.Ф., сокращена в связи с упразднением этого юридического отдела.
Основанием упразднения юридического отдела УФНС по РБ и принятия нового штатного расписания явился приказ Федеральной налоговой службы России от 29 июля 2011 года, утвердивший новую структуру УФНС по РБ.
При таком положении работодатель имел право освободить Юнусова А.Ф. от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.
Судом установлено, что в упразднённых отделах: юридическом 4 (четыре) и досудебного аудита 2 (два), было всего 6 (шесть) должностей главного государственного налогового инспектора.
В юридическом отделе эти должности занимали Ж., М., У., Юнусов А.Ф. ( ...).
В отделе досудебного аудита - должность ... занимала Лысенкова Е.П., вторую должность - Уметбаева Г.И., которая принята на должность с ... ( ...).
Во вновь образованном отделе правового обеспечения и досудебного аудита стало лишь 3 (три) должности ..., что подтверждается штатным расписанием, утверждённым ... (л.д. ...).
На указанные три должности ... назначены Л., У., У.
Истец Юнусов А.Ф. указывал о преимущественном праве на замещение должности главного государственного налогового инспектора отдела правового обеспечения и досудебного аудита УФНС по РБ.
Доводы Юнусова А.Ф. о нарушении его прав на преимущественное замещение должности главного государственного инспектора отдела правового обеспечения и досудебного аудита, необоснованны.
Также установлено, что на момент образования отдела и оценки наличия преимущественных прав, истец имел общий стаж работы ... лет ... месяцев, в том числе в юридических подразделениях налоговых органах ... года ... месяцев. Имеет высшее юридическое образование, награждался почётной грамотой и благодарностью. Повышал квалификацию в Академии народного хозяйства.
Л. имела общий стаж работы ... лет, в том числе в налоговых органах ... лет и ... месяцев. Имеет высшее профильное образование, награждена почетной грамотой Управления ФНС России.
Уметбаева Г.И. имеет общий стаж работы ... лет и ... месяцев, в том числе в налоговых органах - ... лет и ... месяца. Имеет высшее профильное юридическое образование. Имеет благодарность УМНС РФ по РБ в 2000 году, почетную грамоту МНС России в 2004 г., знак отличия "Отличник ФНС России", благодарности УФНС по РБ в 2006 г., благодарности Министра финансов РБ в 2011 г., неоднократно повышала квалификацию.
Кроме того, должностным регламентом должности ..., на которую назначена У.., предусмотрены специализированные должностные обязанности в области регистрации и учета налогоплательщиков, в отношении которых Юнусов А.Ф. не имеет квалификации и опыта работы. Также работодателем было учтено, что Уметбаева Г.И. занимала более высокие должности - заместителя начальника отдела УФНС России по РБ и начальника отдела государственной регистрации и учета налогоплательщиков.
У. имеет стаж работы по специальности в юридических подразделениях налоговых органах ... года и ... месяцев. Имеет высшее профильное образование, награды в виде почётной грамоты и благодарности; повышал свою квалификацию.
Поскольку законодательство о государственной гражданской службе не определяет приоритета критериев, указанных в пункте 7 ст. 31 ФЗ-79 - уровень квалификации, профессиональное образование, стаж, результаты профессиональной служебной деятельности, то по аналогии со ст. 179 Трудового Кодекса РФ в качестве приоритетного использовался критерий производительности труда и квалификации.
У.. имеет более высокие результаты профессиональной деятельности, производительность труда, что подтверждается справкой отдела финансового и общего обеспечения.
Согласно справке о профессиональной деятельности (производительности труда) У.. и Ю. за ... месяцев работы в Управлении, составленной по базе электронного делопроизводства ... количество исходящих документов в У. - ..., у Юнусова А.Ф. - .... В том числе по коду номенклатуры ... " ..." у У.. - ... Юнусова А.Ф. - ...
В соответствии с пунктом 2.6 Положения об отделе финансового и общего обеспечения Управления ФНС России по РБ, утвержденного приказом от 5 августа 2011 г. N 04-06/54, организация и ведение единой системы делопроизводства в Управлении и его территориальных органах возложена на данный отдел.
Отказываясь от предложенной должности главного государственного налогового инспектора юридического отдела Межрайонной ИФНС России N40 по Республике Башкортостан, Юнусов А.Ф., указал, что ее возможно занять только по конкурсу в соответствии с требованиями ст. 22 "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Между тем в пункте 4 части 2 ст. 22 Федеральном законе N 79-ФЗ четко определено, что при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае, предусмотренном ч.1,ч.2 и ч.3 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" конкурс не проводится.
Следовательно, при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением в государственном органе должностей проведение конкурса не требуется, даже если предлагаемая вакантная должность в обычных случаях должна быть замещена только по конкурсу.
Предусмотренный указанными положениями особый, внеконкурсный порядок замещения должности государственной гражданской службы представляет собой государственные гарантии, которые предоставляются гражданскому служащему при ликвидации государственного органа, сокращении должностей гражданской службы, а также при переводе гражданского служащего на иную должность по состоянию здоровья.
Не имел работодатель возможности трудоустроить Юнусова А.Ф. в другой государственный орган, поскольку Управление Росреестра по РБ и Управление Росфиннадзора по РБ, куда УФНС по РБ обратилось с письменными запросами в целях принятия на работу увольняемых из УФНС по РБ государственных служащих, сообщило о невозможности принятия этих лиц на работу в связи с проведением в данных государственных органах мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1657 "Об оптимизации численности федеральных государственных органов".
То обстоятельство, что после утверждения 08 августа 2011 г. нового штатного расписания численный состав работников УФНС по РБ остался прежним, - 335 человек, не свидетельствует о незаконности увольнения Юнусова А.Ф., поскольку на период увольнения истца в УФНС по РБ имело место не сокращение численности работников, что привело бы к уменьшению штата работников, а сокращениедолжностей государственных служащих и именно по этому основанию истец и был уволен.
Кроме того, исключена из штатного расписания не только должность главного государственного налогового инспектора юридического отдела, которую занимал Юнусов А.Ф., но и общее количество должностей главного государственного налогового инспектора после утверждения нового штатного расписания 8 августа 2011 г. сократилось в Управлении с 46 единиц до 40 единиц ( ...).
Ссылка истца на то, что уволен был 12 октября 2011 г., хотя должность его сокращена 10 октября 2011 г., как на незаконность увольнения, также необоснованна.
То обстоятельство, что Юнусов А.Ф. был уволен по истечении более двух месяцев со дня предупреждения об увольнении, не является юридически значимым, т.к. является незаконным увольнение до истечения двухмесячного срока со дня уведомления об увольнении. Увольнение после истечения двухмесячного срока со дня предупреждения не нарушает прав государственного гражданского служащего и не является основанием для признания увольнения незаконным.
Далее, работодатель, УФНС по РБ ещё 10 октября 2011 г. предпринимал меры к трудоустройству Юнусова А.Ф., предложив ему для замещения вакантную должность государственной гражданской службы в аппарате УФНС по РБ, - главного специалиста - эксперта отдела правового обеспечения и досудебного аудита, от которого истец отказался, что признавалось им в судебном заседании.
Необоснован вывод суда апелляционной инстанции о возможном направлении высвобождаемого гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Согласно ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
В случае отказа гражданского служащего от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п.6 части 1 ст. 33 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что Юнусов А.Ф. не отказывался от переподготовки или повышения квалификации. И указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для увольнения.
Обязательность внеочередной аттестации законодательством не предусмотрена.
Согласно части 5 и части 6 статьи 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органеможет проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Таким образом, проведение внеочередной аттестации является правом нанимателя.
Не основаны на законе и доводы истца о незаконности его увольнения, так как ему не были предложены все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации, образованию и опыту работы истца во вновь созданном отделе Управления, кроме предложенных четырёх должностей государственных служащих.
В силу ст.33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Таким образом, согласно правовому смыслу приведенных выше норм закона, специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.
Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта по инициативе нанимателя непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает.
Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя, который, регламентируя порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, вправе устанавливать перечень тех оснований, увольнению по которым предшествует предложение гражданскому служащему иной должности гражданской службы
Ответчиком представлены доказательства - уведомления, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему Юнусову А.Ф. предлагалась хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы.
При этом обязанности по предложению увольняемому государственному служащемувсех имеющихся у государственного органа вакантных должностей государственной службы, закон не содержит.
Ссылку судебной коллегии на наличие переименования должностей нельзя признать правомерной, поскольку это не соответствует действительности, все собранные документы указывают на сокращение должностей в Управлении.
О сокращении замещаемой им должности истец был уведомлен в установленные законом сроки.
Президиум полагает необоснованными и доводы истца о допущенной в отношении него дискриминации, поскольку согласно ст.14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 3 ТК РФ, пользование правами и свободами должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам, однако доказательства, подтверждающие наличие указанных фактов, свидетельствующих о допущенной в отношении него дискриминации, истцом в суд представлены не были.
Таким образом, увольнение Юнусова А.Ф. по п.6 ч.1 статьи 31 ФЗ "О государственной гражданской службе" было произведено с соблюдением требований данного закона, в связи с чем определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении требований истца о признании увольнения незаконным, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании в пользу истца заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Принимая во внимание, что по делу не требуется выяснения новых обстоятельств, а выводы суда первой инстанции по данному спору являются правильными, президиум считает, что следует отменить определение судебной коллегии, оставив в силе решение Советскогорайонного суда г.Уфы РБ от 11 января 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года отменить, решение Советского районного суда г.Уфы от 11 января 2012 г. - оставить в силе.
Председательствующий Тарасенко М.И.
Справка: Советский районный суд г.Уфы судья Власюк С.Я.
Судебная коллегия: Нурмухаметова Р.Р. (предс. и докладчик),
Ерофеева А.П.,
Милютин В.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.