Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи
Крыгиной Т.Ф.,
судей
Таратановой Л.Л.
Михляевой Г.А.
при секретаре
Абдуллиной А.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хафизовой Л.С. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Хафизовой Л.С. к Администрации ... района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязательстве поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обязательстве предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение отказать.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хафизова Л.С. обратилась в суд с иском к Администрации ... района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения внеочередного порядка.
В обоснование своих требований указала, что она в период с ... года по ... года воспитывалась в ... детском доме ... района БАССР, вплоть до его ликвидации и распределения воспитанников в другие детские дома Республики Башкортостан, с ... года по ... года воспитывалась в детском доме N... ... района г. Уфы БАССР, находилась на полном государственном обеспечении, так как относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с ... года по ... года обучалась в СГПУ N..., а с ... года была принята на работу в Уфимский ... завод, в цех сборки ламп общего назначения. По окончании учебного заведения, закрепленного за ней жилого помещения, предоставляемого категории детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ей не было предоставлено жилье. В сентябре ... года она обратилась в Администрацию района по вопросу принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготной категории граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Однако в Администрации района попасть на прием к главе района не представилось возможным, заявление на получение жилья у нее не приняли, направили по месту работы в ОАО ... По заявлению от ... года по месту работы ее поставили на учет на получение жилья во внеочередном порядке, как воспитанницы детского дома, но жилья не предоставили до настоящего времени. При неоднократном обращении в Администрацию района с 2000 года с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внеочередном получении жилых помещений, заявление не принимали, на очередь не поставили. Неоднократно обращалась в Администрацию Президента РБ с заявлениями, и ... года была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, в общую очередь, а не в льготную, хотя относится к числу категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она считает, что достижение ею 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает Администрацию района от предоставления жилья во внеочередном порядке.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, Хафизова Л.С. в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на то, что оно незаконно и необоснованно.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Хафизову Л.С., представителя Хафизовой Л.С. - Х.Э.Г. судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Пунктом 3 ст. 60 ЖК РСФСР было предусмотрено, что в случае, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37).
Согласно ст. 31 ЖК РСФСРС принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Пункт 31 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1987 г. N 872 также устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" были утверждены Примерные Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, в соответствии с которыми для принятия на учет граждане должны были подать заявление с приложением необходимых документов. При принятии решения о постановке на учет граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади (п. п. 12, 22, 25).
Таким образом, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне очереди носила заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам.
Абзацем 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года, в редакции, действовавшей на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет, "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялся как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставлялось вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ).
Таким образом, по смыслу приведенных норм права, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди жилые помещения предоставляются при условии достижения ими совершеннолетия и нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. Постановка на такой учет носит заявительный характер и производится на основании заявления граждан в возрасте до 23 лет.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Хафизова ( ...) Л.С, родившаяся ... года, воспитывалась с ... года по ... года в ... детском доме ... района Башкирской АССР, а в период с ... года по ... года воспитывалась в детском доме N... ... района г. Уфы БАССР, и находилась на полном государственном обеспечении, так как относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В дальнейшем, по окончании пребывания в детском доме, Хафизовой Л.С. в связи с трудовыми отношениями было предоставлено жилое помещение в общежитии работодателя - УЭЛЗ по адресу: ....
Также она была поставлена на очередь нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по ОАО "УЭЛЗ-Свет", как воспитанница детского дома.
Утверждение истицы о том, что она до достижения 23-лет была поставлена на учет на получение жилой площади в первоочередном порядке по месту работы и не была, обеспечена жилой площадью не может служить основанием для удовлетворения иска.
Истицей не было предоставлено допустимых и достоверных доказательств того, что она состояла в списке первоочередников на получение жилой площади по месту работы, по льготной категории граждан из числа детей-сирот.
Представленная ею справка не содержит указания на дату ее выдачи и в ней отсутствуют сведения об очередности порядкового номера, которую занимала истица на момент выдачи справки.
В справке отсутствуют достоверные сведения о годе выдачи справки, на основании которой истица якобы имела право на льготное предоставление жилой площади.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что истицей не представлены доказательства того, что она до достижения 23 летнего возраста была поставлена в список лиц подлежащих постановки на учет на получение жилой площади в первоочередном порядке.
Более того, в соответствии с действующим жилищным законодательством в период постановки истицы на получение жилой площади в первоочередном порядке она была вправе встать на регистрационный учет по месту работы или жительства.
Как утверждает истица, она встала на учет на предоставление жилой площади по месту работы, где по ее утверждение она не была обеспечена жилой площадью.
При таком положении не может быть возложена ответственность на Администрацию ... района городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан по предоставлению Хафизовой М.С. жилой площади на льготном основании, при условии, что к Администрации ... района городского округа г. Уфа она обратилась с заявлением о предоставлении ей жилой площади, из категории граждан из числа детей-сирот, только в 2002 году.
Постановлением главы администрации ... района г.Уфы от ... года N... Хафизова М.С., на основании ее заявления от ... года о постановке на учет для улучшения жилищных условий, была поставлена на очередь нуждающихся в предоставлении жилого помещения под N....
Из материалов дела следует, что Хафизова Л.С. в Администрацию ... района с заявлением принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди, как лица, оставшегося без попечения родителей по окончании пребывания в детском учреждении, где она находилась на воспитании, по окончании пребывания в образовательном учреждении до ... года не обращалась.
Суд правильно указал, что право на получение жилья вне очереди Хафизова Л.С. начала реализовывать лишь в ... года, обратившись в орган местного самоуправления, достигнув возраста 33 лет, то есть когда ее возраст превысил установленные законом предельные 23 года.
В связи с введением в действие Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вступил в силу с момента официального опубликования 27 декабря 1996 года) суд правильно пришел к выводу, что для Хафизовой Л.С. права на получения жилья во внеочередном порядке не возникло, поскольку положения о праве на получение жилья вне очереди, распространяется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Поскольку Хафизова Л.С. обратилась впервые с заявление о постановке на учет в Администрацию района, при достижении возраста 23 лет, в настоящее время Хафизова Л.С. достигла возраста 43-лет, то суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Хафизовой Л.С. об обязательстве Администрации района поставить ее на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также обязательстве Администрации города предоставить вне очередном порядке жилое помещение по договору социального найма, как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд верно определил все обстоятельства имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хафизовой Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Таратанова Л.Л.
Михляева Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.