Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А
Судей Арманшиной Э.Ю.
Старичковой Е.А.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Калмацкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Куюргазинского района РБ Ишбердиной И.В., представителя Правительства РБ Султанбековой А.Р., заместителя министра Министерства финансов РБ Истамгалиной Л.З. на решение Куюргазинского районного суда РБ от 03 июля 2012 года, которым постановлено:
обязать администрацию муниципального района Куюргазинский район РБ и Правительство РБ предоставить Т.Т.А., ... года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Куюргазинский район РБ, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением правительства РБ N 200 от 20 июля 2007 года "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и решением совета муниципального района Куюргазинский район РБ от 13 июля 2007 года N 1/10-94 "Об учетных нормах и нормах предоставления граждан жилой площади по договору социального найма" - не менее 12 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куюргазинского района РБ, действуя в интересах Т.(Ю.)Т.А., обратился с иском к Правительству РБ, Администрации МР Куюргазинский район о возложении обязанности предоставить Т.(Ю.)Т.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Куюргазинского района РБ проведена проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов, в результате которой установлено, что постановлением главы Администрации МР Куюргазинский района РБ N ... от 28.10.11 г. Т.(Ю.)Т.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Проверкой установлено, что 2009 году Ю.Т.А. окончила ... школу-интернат N ... с. ... г. Кумертау РБ, с 1 сентября 2009 года по настоящее время Ю.Т.А. обучается в ГОУ СПО " ..." дата окончания обучения - 30 июня 2013 года. 17 сентября 2011 года Ю.Т.А. заключён брак с Т.А.Ю., после заключения брака Ю. присвоена фамилия Т. Просит обязать администрацию муниципального района Куюргазинский район РБ и Правительство РБ предоставить Т.(Ю.)Т.А. жилое помещение по договору социального найма не менее 12 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Куюргазинского района РБ просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ввиду неуказания в мотивировочной части всех доводов со стороны ответчика-администрации МР Куюргазинский район РБ, которые судом были отвергнуты.
В апелляционной жалобе заместителя министра Министерства финансов РБ Истамгалиной Л.З. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что с 01 января 2012 года вступил в силу Закон РБ от 31 октября 2011 года N 451-3 "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", согласно которому государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, передано органам местного самоуправления РБ. Также полагает, что в настоящее время Т.(Ю.)Т.А. обучается в ГОУ СПО " ...", дата окончания обучения - 30 июня 2013 г., в связи с чем, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм у Т.(Ю.)Т.А. не возникло.
В апелляционной жалобе Правительства РБ ставится вопрос об отмене решения суда ввиду необоснованного признания Правительства Республики Башкортостан по делу ответчиком.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб, выслушав прокурора Крупнову А.И., поддержавшую апелляционное представление, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Исходя из положений абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из положений ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998г. N188-з дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 2, 5, 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. N 188-3 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные законодательством дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. NШ-Ф3 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Соответственно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Т.(Ю.)Т.А., ... года рождения, является сиротой, поскольку ее мать М.Г.С. лишена родительских прав согласно решению ... районного суда от ... года; отец Ю.А.А. на территории Куюргазинского района не проживал, воспитанием и содержанием несовершеннолетней дочери не занимался. Постановлением главы администрации муниципального района Куюргазинский район РБ от 03 февраля 2005 года N ... несовершеннолетняя Т.(Ю.)Т.А., находящаяся в социальном приюте для детей и подростков, направлена в образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно аттестату об основном общем образовании серии ... N... от 15.06.09г. Ю.Т.А. окончила обучение в ГОУ для детей, оставшихся без попечения родителей ...интернат N ... с. ... г.Кумертау.
Как следует из свидетельства о заключении брака от 17.09.11г., Ю.Т.А. зарегистрирован брак с Т.А.Ю. От данного брака у Ю.(Т.)Т.А. имеется сын Т.Е., ... года рождения, супруг Ю.Т.А. умер 19.11.2011 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.06.11г., справке Кумертауского межрайонного филиала ГУП БТИ от 20.06.11 г., Юшко Т.А. не имеет в собственности объекты недвижимости.
Постановлением главы администрации муниципального района Куюргазинский район РБ от 28 октября 2011 года N ... Т.(Ю.)Т.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Решением Совета муниципального района Куюргазинский район РБ от 13 июля 2006 года N 1/10-94 "Об учетных нормах и нормах предоставления гражданам жилой площади по договорам социального найма" установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что в нарушение требований Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 2, 5, 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. N 188-3 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Т.(Ю.)Т.А., не имеющая закрепленного за ней жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в учреждениях социального обслуживания и прекращении опеки, достигшая 18 лет не была обеспечена вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных нормативов, поэтому исковые требования о возложении обязанности по предоставлению Т.(Ю.)Т.А. жилого помещения по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям являются обоснованными.
Разрешая спор, суд, ссылаясь на Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200, возложил обязанность по предоставлению Т.(Ю.)Т.А. жилого помещения по договору социального найма вне очереди не менее 12 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на администрацию муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он не основан на действующем законодательстве.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" законным является решение, принятом судом в точном соответствии с действующими нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона и аналогии права.
Согласно Закону Республики Башкортостан N451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ", с 01.01.2012г. государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления РБ.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 марта 2012 года за N 65, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 признано утратившим силу.
Решением председателя Совета муниципального района Куюргазинского района РБ от 13 июля 2006 года за N 1/10-94 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 (четырнадцати) квадратных метров общей площадью жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении обязанности по предоставлению Т.(Ю.)Т.А. жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, не менее 12 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, на администрацию муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан, не соответствует вышеуказанным нормам материального права.
Отмеченные недостатки не позволяют признать решение суда законным и обоснованным, оно подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу дела установлены в полном объеме, судебная коллегия, отменяя решение суда, считает необходимым принять новое решение, которым исковые требования прокурора Куюргазинского района РБ в интересах Т.(Ю.)Т.А. к Администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма Т.(Ю.)Т.А. удовлетворить частично, возложив обязанность на Администрацию муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан по предоставлению Т.(Ю.)Т.А. жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, не менее 14 квадратных метров в пределах субвенций, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан. В удовлетворении исковых требований Прокурора Куюргазинского района РБ в интересах Т.(Ю.)Т.А. к Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма Т.(Ю.)Т.А. отказать.
Довод апелляционного представления о не исследовании судом первой инстанции в полной мере доводов ответчиков о необоснованном обеспечении во внеочередном порядке Ю.Т.А. с учетом того, что она в настоящее время обучается в колледже, судебная коллегия находит необоснованным в связи с тем, что судом обоснованно указано, что возникновение права на получение жилья, в частности, связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы. Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, при таких обстоятельствах реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куюргазинского районного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2012 года отменить и вынести новое решение.
Исковые требования прокурора Куюргазинского района РБ в интересах Т.(Ю.)Т.А. к Администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма Т.(Ю.)Т.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан предоставить Т.(Ю.)Т.А., ... года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья по договору социального найма в размере не менее 14 квадратных метров в пределах субвенций, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
В удовлетворении исковых требований Прокурора Куюргазинского района РБ в интересах Т.(Ю.)Т.А. к Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Арманшина Э.Ю.
Старичкова Е.А.
Справка: судья А.Ш.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.