Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Ерофеевой А.П.,
Киньягуловой Т.М.,
с участием прокурора Крупновой А.И.,
при секретаре Гарееве Л.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Котельниковой О.С. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июля 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Октябрьского района города Уфы, действующего в интересах Толстоусовой Н.Г., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди Толстоусовой Н.Г. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Ерофеевой А.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Толстоусовой Н.Г., обратился в суд с иском к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчика предоставить Толстоусовой Н.Г. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
В обоснование исковых требований прокурор указал на то, что прокуратурой Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан проводилась проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов. В ходе проверки было установлено, что Толстоусова Н.Г. является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и включена во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Истец просил обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди, общей площадью не ниже установленной социальной нормы предоставления жилья.
Судом постановлено указанное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе представитель администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее администрация ГО г. Уфа Республика Башкортостан) Котельникова О.С. просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права, указывая на то, что существуют лица, которым жилье также должно быть представлено во внеочередном порядке, и в случае немедленного предоставления жилья Толстоусовой Н.Г. будут нарушены права тех лиц, которые обратились с заявлением о постановке на учет раньше Толстоусовой Н.Г. Администрация ГО г. Уфа РБ не располагает возможностью одномоментного предоставления жилых помещений по федеральному закону за счет местного бюджета всем заявившим о предоставлении им жилья вне очереди.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Толстоусова Н.Г., являющаяся сиротой, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 того же закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма воспроизведена в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Как установлено судом, мать Толстоусовой Н.Г., родившейся ... года, согласно свидетельству о смерти ... умерла ... года.
Решением Батайского районного суда Ростовской области от ... года отец истца - Т. лишен родительских прав в отношении Толстоусовой Н.Г.
Распоряжением главы администрации г. Бирска и Бирского района Республика Башкортостан N... от ... года опекуном несовершеннолетней Толстоусовой Н.Г. назначена ее тетя М.
Толстоусова Н.Г. окончила ГОАУ СПО РБ "Башкирский медицинский колледж". Была зарегистрирована и проживала по адресу: .... В настоящее время постоянного места жительства и жилья не имеет, хотя имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Распоряжением Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа РБ N... от ... года Толстоусова Н.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Удовлетворяя иск прокурора Октябрьского района г. Уфы РБ, суд, правильно применив нормы права, пришел к обоснованному выводу, что Толстоусова Н.Г., которая в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей-сирот, окончила пребывание в образовательном учреждении, имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Обязанность по обеспечению истца указанным жильем правомерно возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, так как согласно Закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", с 1 января 2012 года государственное полномочие по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N 188-3 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он является правильным, согласуется с материалами дела, и признает доводы апелляционной жалобы необоснованными. Действующими нормативными актами в Республике Башкортостан определен порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, который до настоящего времени не изменен, поэтому судом первой инстанции правомерно обязательство по предоставлению жилого помещения Толстоусовой Н.Г. возложено на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда подтверждены материалами дела, представленными доказательствами, которым суд в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку, оснований к иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не находит, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений, неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену, не установлено, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Котельниковой О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Алексеенко
Судьи А.П. Ерофеева
Т.М. Киньягулова
Справка: судья Идрисова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.