Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего: Таратановой Л.Л.
Судей: Сафина Ф.Ф. Михляевой Г.А.
При секретаре: Абдуллиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ГО г. Уфа РБ на решение Нефтекамского городского суда РБ от 21 августа 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г.Нефтекамска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа N 11, администрации городского округа г.Нефтекамск о возложении обязанности по финансированию мероприятий по аттестации рабочих мест, возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа г.Нефтекамск предусмотреть финансирование мероприятий по аттестации по условиям труда всех имеющихся рабочих мест Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа N Ив течение 2-х месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа N 11 устранить нарушения требований трудовой законодательства путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда все имеющихся в организации рабочих мест в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Заслушав доклад председательствующей судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Таратановой Л.Л.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Нефтекамска обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ N 11, администрации городского округа г.Нефтекамск о возложении обязанности по финансированию мероприятий по аттестации рабочих мест и проведению аттестации рабочих мест. В заявлении указав, что прокуратурой г. Нефтекамска проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в части аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях города, которой установлено, что в МОБУ СОШ N 11 в нарушение требований трудового законодательства имеются рабочие места, аттестация по условиям труда по которым не была проведена, чем нарушаются нрава работников предприятия, а также права неопределенного круга лиц, которые в будущем могут трудоустроиться в данное учреждение. Просит обязать администрацию городского округа г.Нефтекамск предусмотреть финансирование мероприятий по аттестации по условиям труда всех имеющихся рабочих мест МОБУ СОШ N 11 в течение 2-х месяцев со дня вступления в силу решения суда и обязать МОБУ СОШ N 11 устранить нарушения требований трудового законодательства путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда всех имеющихся в организации рабочих мест в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы- без удовлетворения.
Согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Согласно ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
В соответствии со ст. 209 и ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
Под аттестацией рабочих мест по условиям труда в соответствии со ст. 209 ТК РФ понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 6 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года N 342н, требования Порядка распространяются на работодателей -юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов: аттестации подлежат все рабочие места работодателя; обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.
Исходя из пункта 8 вышеупомянутого Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Судом установлено, что ответчиком МОБУ СОШ N 11 г. Нефтекамска не все рабочие места аттестованы. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки прокуратурой г. Нефтекамска исполнения трудового законодательства от 01.06.2012 года, заключением государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 09.03.2010 года и ответчиками не оспаривается. Доказательств, подтверждающих, что ответчики приняли все необходимые меры для проведения аттестации в полном объеме, не представлено.
Поскольку в соответствии с пунктом 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестации подлежат все рабочие места работодателя, а такой аттестации не проведено, что существенно нарушает трудовые права работников на безопасные условия труда, суд пришел к правильному выводу о возложении на общеобразовательное учреждение обязанности устранить нарушения требований трудового законодательства путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда всех имеющихся в организации рабочих мест.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Учитывая правовой статус ответчика (учреждение), осуществление финансирования деятельности ответчика из государственного бюджета, суд обоснованно возложил на ответчика-администрацию городского округа г. Нефтекамск предусмотреть финансирование мероприятий по аттестации по условиям труда всех имеющихся рабочих мест общеобразовательного учреждения.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что ответчики являются ненадлежащими, так как являются лишь учредителями, а утверждение Бюджета возложена на Совет городского округа, поскольку формирование источника финансирования на аттестацию рабочих мест осуществляется не только за счет средств Совета городского округа. Функции и полномочия Учредителя МБОУ СОШ N 11 осуществляет также администрация городского округа г. Нефтекамска. Кроме того, вынесенным решением суда ответчик обязывается принять меры к финансированию, что предусматривает осуществление мероприятий, связанных с оформлением соответствующих документов заявок для обращения в Совет для финансирования аттестации рабочих мест. Ответчики не представили доказательств того, что не располагают иными средствами, кроме средств, финансирования из Совета на указанные цели. Указанные доводы апелляционной жалобы противоречат содержанию прав ответчика, как им могут распределять по его усмотрению например, неиспользованные, остаточные средства Фонда социального страхования, что вытекает из п.2.3.4 Правил финансового обеспечения на 2012 год, утвержденных Министерством здравоохранения и Социального развития РФ от 10.02.2012г. N113-Н.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы- без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтекамского городского суда РБ от 21 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации ГО г. Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Таратанова Л.Л.
Судьи: Сафин Ф.Ф.
Михляева Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.