Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Т.В.Паршиной
Судей: Корниловой О.В., И.Д.Васильевых При секретаре: М.М. Ложкиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Нижегородского районного суда гор. Н. Новгорода от 23 января 2012 года
по иску Починковского районного прокурора действующего в интересах Горшкова Н.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области о понуждении включить в список ветеранов Великой Отечественной Войны получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, признании незаконным отказа, о понуждении ответчика обеспечить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Корниловой О.В., выслушав объяснение представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Коваленко Н.С., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного судастрадавших от действий заказанезаконным отказа во включении в реестр граждан, пострадавших от действий заказачиков (застройщи
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Починковского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах Горшкова Н.И. к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении на ответчика обязанности по включению в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
Заявленные требования мотивировал следующим.
Распоряжением "..." сельсовета "..." района N "..." от 17.08.2010 года ветеран-участник Великой Отечественной войны Горшков Н.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. Жилое помещение, в которым проживает Горшков Н.И., в установленном законом порядке признано аварийным и непригодным для проживания. Горшков Н.И. до настоящего времени в сводный список ветеранов-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, который формирует Министерство социальной политики, не включен. Согласно удостоверению, выданному Управлением социальной защиты населения от 07.07.2005 года, Горшков Н.И. имеет права и льготы, установленные ст.ст.14,17 ФЗ "О ветеранах". Таким образом, Горшков Н.И. имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Горшков Н.И. обратился к ответчику с заявлением об улучшении жилищных условий, однако им был получен отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты. Горшков Н.И. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: "...", данный дом в установленном законом порядке признан аварийным, не пригодным для проживания, в связи с чем ветеран ВОВ Горшков Н.И. администрацией Починковского района законно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Отказывая ветерану ВОВ, в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Министерство социальной политики существенно нарушаются его жилищные права, а также правовые гарантии социальной защиты ветеранов.
Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 23 января 2012 года постановлено:
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана Великой Отечественной войны Горшкова Н.И., "..." года рождения, в список ветеранов Великой Отечественной Войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить ветерана Великой Отечественной войны Горшкова Н.И., "..." года рождения, единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
В апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области содержится требование об отмене решения суда первой инстанции по доводам того, что решение постановлено с нарушением норм материального права. Жалоба мотивирована тем, что Горшков Н.И. является ветераном ВОВ, и имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст.17,14 как военнослужащий, проходивший военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев. В связи с чем, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в случае выселения из служебного жилого помещения.
Дополнительными доводами указывает, что Горшков Н.И. необоснованно поставлен в очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий, поскольку в отношении занимаемого им жилого помещения не издано распоряжение администрацией Починковского района о признании жилого помещения непригодным для проживания в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились прокурор Починковского района Нижегородской области, Горшков Н.И., представитель администрации Починковского района Нижегородской области, извещенные по правилам главы 10 ГПК РФ.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
Поскольку, в силу ст. 167 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин, от не явившихся лиц такие ходатайства не поступили, доказательств, свидетельствующих о невозможности явки в судебное заседание не представлено, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, заслушав в поддержку жалобы объяснение представителя ответчика Коваленко Н.С., изучив новые представленные ответчиком доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что Горшков Н.И. зарегистрирован по адресу: "..." Данное жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности. В нем, кроме истца, ни кто не проживает и не зарегистрирован.
Заключением межведомственной комиссии, данный дом признан аварийным и непригодным для проживания, в связи с чем распоряжением "..." сельсовета "..." муниципального района Нижегородской области от 17.08.2010 года N "..." истец был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Решением заседания межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ВОВ 1941-1945 годов от 24.06.2011 года включение Горшкова Н.И. в списки граждан имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ "О ветеранах" признано необоснованным.
Данное обстоятельство и явилось поводом для обращения Починковского районного прокурора Нижегородской области в интересах Горшкова Н.И. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Починковским районным прокурором Нижегородской области требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом инвалидов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий; изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "з" п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Федеральный закон "О ветеранах", исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусматривает меры их социальной поддержки, как в натуральной, так и в денежной форме.
В силу Закона РФ "О ветеранах" Горшков Н.И. имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 указанного закона.
В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона РФ "О ветеранах" военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Из копии выписки из протокола N "..." жилищной комиссии при Администрации "..." сельсовета от 17.08.2010 года следует, что Горшков Н.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Из чего следует, что уполномоченным органом не оспаривалось право Горшкова Н.И. на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно справке Сер. "..."N "..." от 12.10.1999 года, имеет "..." группу инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д.29).
Указанное обстоятельство по делу не оспаривалось.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из материалов дела следует, что Горшков Н.И. является ветераном Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы, установленные ст.17, ст.14 ФЗ "О ветеранах" л.д.27-28.
Протоколом заседания межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ВОВ 1941-1945 годов от 24.06.2011 года включение Горшкова Н.И. в списки граждан имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ "О ветеранах" признано необоснованным.
В силу п.4 ст.14 Закона "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с со ст.23.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что решение, оформленное протоколом заседания межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ВОВ 1941-1945 годов от 24.06.2011 года, о не включении Горшкова Н.И. в списки граждан имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ "О ветеранах" не соответствует закону, а именно положениям ст. 14, ст. 15 ч. 2, ст. 23.2 ФЗ РФ "О ветеранах".
Следовательно, истцу может быть предоставлена единовременная денежная выплата, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", который подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 года N 89-О, на Горшкова Н.И. как на участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом "..."группы вследствие общего заболевания, распространяются меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренные в ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец обладает статусом участника Великой Отечественной войны, а также правом на улучшение жилищных условий в соответствии со ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах".
Пункт 6 ст.23.2 указанного выше закона устанавливает, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.2 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма.
Пункт 2 статьи 2 указанного выше Закона устанавливает, что по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
В соответствии с пунктом 3.7.10 Положения о Министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года N148, Министерство социальной политики Нижегородской области осуществляет полномочия по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области, установленных: 1) статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В пункте 3.7.11 указанного Положения предусмотрено, что Министерство социальной политики Нижегородской области осуществляет полномочия по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности включить Горшкова Н.И. в список ветеранов ВОВ - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также для обеспечения Горшкова Н.И. единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Горшков Н.И. имеет право на социальную поддержку только в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" (предоставление жилья в случае выселения из служебного жилого помещения), не может быть приравнен по мерам социальной поддержки по обеспечению жилым помещением к инвалидам войны либо инвалидам боевых действий, на него не распространяются социальные льготы и гарантии, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (инвалид войны) основан на неправильном толковании норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что Горшков Н.И. необоснованно поставлен в очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий, поскольку в отношении занимаемого им жилого помещения не издано распоряжение администрацией Починковского района о признании жилого помещения непригодным для проживания в соответствии со ст. 51 ЖК РФ судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Согласно п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Поскольку решение Комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, созданной органом местного самоуправления, равно как и постановка Горшкова Н.И. на очередь по улучшению жилищных условий никем не оспорены, то отсутствие распорядительного акта администрации о признании дома аварийным, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании Горшкова Н.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия учитывает, что решение суда первой инстанции в настоящее время исполнено. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 года N 1872, Горшков Н.И. включен в Список ветеранов Великой Отечественной войны-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и 17.09.2012 года денежные средства перечислены на счет Управления архитектуры, строительства и ЖКХ администрации Починковского муниципального района Нижегородской области.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
У судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах изложенных в нем, требования ст.198 Гражданского процессуального кодекса судом выполнены.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 23 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.