Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лазорина Б.П.,
судей Щербакова М.В., Ионовой А.Н.,
при секретаре: Бабиной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Щекотурова В.А. на решение Воскресенского районного суда Нижегородской области от 02 августа 2012 года по иску Щекотурова В.А. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Воскресенскому району Нижегородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Ионовой А.Н., объяснения Щекотурова В.А., Мозжановой Л.В. - представителя ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Воскресенскому району Нижегородской области, представителя третьего лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щекотуров В.А. обратился в суд с иском с учетом измененных требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Воскресенскому району Нижегородской области о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж Щекотуров В.А., как медицинскому работнику, период прохождения службы в ВС СССР по призыву с 18.04.1980 года по 19.05.1981 года, в том числе и на территории ДРА с 20.03.1980 года по 19.05.1981 года; возложении обязанности включить в специальный стаж период работы с 22.05.2005 года по 31.12.2011 года в качестве специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Семеновском, Варнавинском, Воскресенском, Краснобаковском районах и периода обучения на курсах усовершенствования с 11.10.2004 года по 05.11.2004 года; возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости как медицинскому работнику с момента обращения в пенсионный орган с 28.03.2012 года.
В обоснование иска указано, что с 1979 года Щекотуров В.А. работает на должностях, связанных с медицинской деятельностью. 28.03.2012 года Щекотуров В.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, однако в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано. Из специального трудового стажа Щекотурова В.А. были исключены некоторые периоды работы, а также прохождение военной службы в Демократической Республике Афганистан, в связи с чем, ответчик пришел к выводу о недостаточности специального стажа для назначения истцу досрочной пенсии. Считает данный отказ ответчика необоснованным.
В соответствии с подп. "а" п.1 постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.01.1983 года N59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях. В настоящее время данное постановление не отменено, его право на указанную в постановлении льготу подтверждено свидетельством о праве на льготы от 04.07.1984 года.
Период нахождения на курсах усовершенствования с 11.10.2004 года по 05.11.2004 года подлежит включению в специальный стаж, так как Щекотуров В.А. обучался по направлению работодателя, согласно его приказа, и за время нахождения на учебе за истцом сохранялось рабочее место и заработная плата, с которой производились все необходимые отчисления.
Обязанности Щекотурова В.А. по должности специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Семеновском, Варнавинском, Воскресенском, Краснобаковском районах, считает истец, полностью совпадают с обязанностями врача - эпидемиолога Воскресенского ЦГСЭН, которые он исполнял до 22.05.2005 года. В 2005 году произошла реорганизация органов ЦГСЭН, в связи с чем, изменилось наименование учреждения, в котором он работает и наименование его должности. Его должностные обязанности и рабочее место после 2005 года остались прежними.
Решением Воскресенского районного суда Нижегородской области от 02 августа 2012 года на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Воскресенскому району Нижегородской области возложена обязанность включить Щекотурову В.А. специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды прохождения им военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 18 апреля 1979 года по 19 мая 1981 года по призыву, с зачетом периода военной службы на территории Демократической Республики Афганистан с 20.03.1980 года по 19.05.1981 года, в календарном порядке, период обучения на курсах усовершенствования с 11.10.2004 года по 05.11.2004 года также в календарном порядке; в остальной части иска Щекотурову В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Щекотуров В.А. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, считает, что суд неправильно применил нормы материального и его выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, вынесенного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 27 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действующими в период приобретения истцом трудового стажа Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не отнесена к числу учреждений здравоохранения, работа в которых включается в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с указанной выше нормой (подп. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). При этом утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ N627 от 07.10.2005 года Единой номенклатурой учреждений здравоохранения данная Федеральная служба не была отнесена к числу учреждений здравоохранения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года N322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу действующего пенсионного законодательства досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим врачебную деятельность, тогда как истец осуществляет надзорную деятельность в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что следует из его Должностного регламента (л.д.33-36), Положения о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 22.02.2005 года N113, и Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 20.07.2006 года N***.
Кроме того, из трудовой книжки истца следует, что с 08.11.2006 года он являлся государственным гражданским служащим (л.д.12), в связи с этим его пенсионное обеспечение регулируется не нормами ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а другим Законом - "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии со ст. 3 которого, федеральные государственные гражданские служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона.
Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено одновременное назначение за один и тот же период деятельности специальной трудовой пенсии по старости, на которую претендует истец, и пенсии по выслуге лет.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований о включении в его специальный медицинский стаж периода работы с 22.05.2005 года по 31.12.2011 года в качестве специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Семеновском, Варнавинском, Воскресенском, Краснобаковском районах.
Доводы заявителя жалобы о том, что при вынесении решения в указанной части требований суд не дал оценки доказательств, свидетельствующим о характере выполняемых истцом обязанностей, специфики деятельности, осуществляемой территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Семеновском, Варнавинском, Воскресенском, Краснобаковском районах, подлежат отклонению. Данные доводы фактически сводятся к необходимости расширения установленного законодателем перечня учреждений, работа в которых дает право на назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, в то время как к компетенции суда разрешение данного вопроса не отнесено.
Судом правильно отмечено в решении, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, и, предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Исходя из этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение.
Нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о возможности исчисления в льготном порядке периода прохождения истцом службы в рядах Вооруженных Сил СССР в качестве медицинского работника на территории Демократической Республики Афганистан с 20.03.1980 года по 19.05.1981 года со ссылкой на необходимость применения постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.01.1983 года N59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям".
Указанный нормативный правовой акт, согласно пп. "а" п. 1 которого в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим один месяц службы засчитывается за три месяца службы на территории ДРА, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона РФ N4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и не может применяться, как правильно посчитал суд, при исчислении специального медицинского стажа истца.
Основываясь на правильном применении и толковании подпункта "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что периоды службы истца в армии по призыву, в том числе и на территории Демократической Республики Афганистан, подлежат включению в специальный стаж истца в календарном порядке.
Поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (28.03.2012 года) с учетом включения спорного периода службы в Вооруженных Силах СССР по призыву и периода обучения на курсах усовершенствования в календарном исчислении, у истца отсутствовал необходимый 25-летний стаж деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и 30-летний стаж осуществления этой деятельности в сельской и городской местности, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в иске в части возложения на ответчика обязанности назначения досрочной трудовой пенсии с момента обращения в пенсионный орган.
Все доводы жалобы проверены судебной коллегией и не содержат обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда. Нормы материального права при вынесении решения судом первой инстанции применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.
С учетом изложенного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воскресенского районного суда Нижегородской области от 02 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя, без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.