Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи И.Д.Васильевых
судей М.В.Кочетковой, О.В.Корниловой
при секретаре М.В.Коптеве
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Починковского районного уда Нижегородской области от 15 мая 2012 года
по иску Толстякова В.Я. к Администрации Починковского района, Администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановления администрации Починковского района от 15.03.2012 года N"..." о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, о признании постановления администрации Наруксовского сельсовета N"..." от 22.03.2012 года незаконными, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет, о включении в сводный список лиц состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной компенсации на строительство или приобретение жилья, о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья,
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Корниловой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Толстяков В.Я. обратился в суд с иском к Администрации Починковского района, Администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании акта обследования жилого дома от 15.12. 2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановления администрации Починковского района от 15.03.2012 года N"..." о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, о признании постановления администрации Наруксовского сельсовета N "..." от 22.03.2012 года незаконными; о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет, о включении в сводный список лиц состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной компенсации на строительство или приобретение жилья, о понуждении Министерства социальной политики выплатить единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья.
В обоснование которого указал следующее.
Он, Толстяков В.Я., является участником Великой Отечественной войны. Заключением межведомственной комиссии от 05.05.2011г. жилое помещение, в котором проживает Толстяков В.Я., расположенное по адресу: "...", признано непригодным для проживания. В связи с чем, распоряжением Администрации Наруксовского сельсовета от 02.06.2011г. Толстяков В.Я., как участник Великой Отечественной войны, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации Наруксовского сельсовета N"..." от 22.03.2012г. Толстяков В.Я. снят с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Не согласившись с исключением его из списка лиц, ранее признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, истец обратился в суд, указав, что обследование жилого дома после мая 2011 года не проводилось, а выводы, изложенные в акте обследования и заключении от 15.12.2011г., противоречат акту обследования технического состояния жилого дома, выполненного Мордовским государственным университетом "...". В связи с чем, Толстяков В.Я. считает, что указанными действиями межведомственной комиссии Администрации Починковского района нарушены его права.
Решением Починковского районного суда Нижегородской области от 15 мая 2012 года постановлено:
Исковые требования Толстякова В.Я. удовлетворить.
Признать акт обследования жилого дома от 15.12.2011 года и заключение межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Починковского района от 15.03.2012 года N"..." о признании жилого помещения по адресу: "..." пригодным для постоянного проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета N "..." от 22.03.2012 года о снятии Толстякова В.Я. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконными.
Признать Толстякова В.Я. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Признать право Толстякова В.Я. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Восстановить Толстякова В.Я. в очереди, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с момента первоначальной постановки на учет, то есть с 02.06.2011 года.
Обязать администрацию Починковского района включить Толстякова В.Я. в сводный список лиц состоящих на учете и имеющих право на получение единовременной компенсации на строительство или приобретение жилья.
Обязать Министерство социальной политики выплатить Толстякову В.Я. единовременную денежную компенсацию на приобретение или строительство жилья.
В апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда в части возложения на министерство обязанности выплатить Толстякову В.Я. единовременную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. Заявитель жалобы считает, что отсутствие обращения Толстякова В.Я. в суд об оспаривании действий министерства, которые бы выразились в отказе в выплате денежной суммы на приобретение или строительство жилого помещения, и, как следствие, отсутствие доказанности факта нарушения прав Толстякова В.Я. в этой части, исключает возможность возложения обязанности на министерство. При этом заявитель указывает, что законом не предусмотрена выплата единовременной денежной суммы на приобретение или строительство жилого помещения самим гражданам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны, предусмотренные ст. 14 и 15 данного закона, и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, включающие в себя, в том числе и обеспечение за счет средств бюджета жильем членов семей инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 21).
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации N714 от 07.05.2008г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" считать необходимым завершить до 1.05.2010г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.03.2005г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Толстяков В.Я. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии "..." N"..." (л.д. 5). Он имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: "...", в котором постоянно проживает (л.д. 65).
05.05.2011г. межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы местного самоуправления района N"..." от 20.11.2007г., было проведено обследование вышеуказанного жилого дома, по результатам которого помещение признано непригодным для постоянного проживания (л.д.44).
05.05.2011г. межведомственная комиссия на основании акта обследования помещения, а также заключения по обследованию технического состояния дома, выполненного "...", приняла заключение о признании данного жилого помещения непригодным для постоянного проживания (л.д. 45).
Распоряжением Администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области от 02.06.2011г. N"..." "О постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Толстяков В.Я., как участник Великой Отечественной войны, был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 7).
15.12.2011г., то есть спустя семь месяцев, на основании акта обследования помещения межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы Администрации Починковского муниципального района N"..." от 20.11.2007г., и на основании заключению этой комиссии, жилой дом Толстякова В.Я. признан пригодным для проживания. В связи с чем, постановлением Администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области от 22.03.2012г. N"..." "О снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Толстяков В.Я. был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях при администрации Наруксовского сельсовета (л.д. 6).
Рассматривая спор и признавая акт обследования помещения межведомственной комиссии и заключение комиссии от 15.12.2011г. о признании вышеуказанного жилого помещения пригодным для проживания, постановление Администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области от 22.03.2012г. N"..." "О снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях" незаконными, суд первой инстанции обоснованно указал, что оснований для выводов о пригодности жилого дома Толстякова В.Я. для проживания - не имелось. Суд первой инстанции верно указал, что обследование данного жилого дома, на основании чего были составлены акт обследования и заключение межведомственной комиссии от 15.12.2011г., фактически не проводилось, заявление на проведение обследования Толстяковым В.Я. не подавалось, что также является основанием для признания данных документов незаконными.
Кроме того, суд первой инстанции правильно установил, что истец, как участник Великой Отечественной войны, имеет право на социальную поддержку в виде получения за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как нуждающийся в жилом помещении.
Судебная коллегия считает, что указанные выводы суда обоснованны и не противоречат нормам материального права.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. N47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с пунктом 7 которого уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой, в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Между тем, наличие исключительной компетенции межведомственной комиссии при решении вопроса о признании жилых помещений пригодными или непригодными для проживания, не исключает право заинтересованных лиц оспаривать решения межведомственной комиссии в случае их незаконности.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что обследование дома, в котором проживает Толстяков В.Я., 15.12.2011г. межведомственной комиссией фактически не производилось. Более того, согласно указанному Положению вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания носит заявительный характер (п.42). Между тем, судом установлено, что Толстяков В.Я. с соответствующим заявлением в администрацию не обращался.
При этом признание комиссией дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Однако, акт обследования помещения от 15.12.2011г. не содержит сведений о наличии соответствующего заключения, которое подтверждало бы пригодность жилого помещения для проживания в нём Толстякова В.Я. Вместе с тем, заключение комиссии от 15.12.2011г. содержит ссылку на заключение "...", на основании которого комиссия в этом же составе лиц ранее - 05.05.2011г. признала жилой дом Толстякова В.Я. непригодным для проживания. Указанное подтверждает, что выводы межведомственной комиссии, изложенные в акте и заключении от 15.12.2011г. не соответствуют действительности. Доказательств того, что обследование жилого дома Толстякова В.Я. было проведено 15.12.2011г. по его заявлению, равно как и то, что заключение межведомственной комиссии от 15.12.2011г. в полной мере соответствует требованиям указанного Положения, ответчиками ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено. Более того, в данных документах отсутствует подпись собственника жилого помещения, хотя в них указано, что Толстяков В.Я. принимал участие при осмотре жилого помещения 15.12.2011г.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что межведомственная комиссия обследование дома 15.12.2011г. не провела, заключение о пригодности для проживания жилого помещения, принадлежащего Толстякову В.Я., является спорным, и это в совокупности, нарушает жилищные права истца.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно принял во внимание заключение по обследованию технического состояния дома, выполненное "...", и установил, что дом Толстякова В.Я. не пригоден для постоянного проживания, поскольку физический износ фундаментов составляет 55%, стен и перегородок - 60%, конструкций перекрытий - 55%, конструкций кровли - 55%, конструкций полов - 55%, дверных и оконных проемов - 75%, электрических сетей - 85%, общий физический износ здания составляет - 67,55%; несущая способность конструктивных элементов фундамента, стен, перегородок, полов, перекрытий, конструкций кровли здания жилого дома не обеспечивается принятыми решения; здание не отвечает положения СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные" в части обеспечения несущей способности конструктинвых элементов, а также требования, предъявляемых СНиП II-3-79* "Строительная теплотехника" в части обеспечения нормативного значения сопротивления теплопередаче конструкций наружной стены, которое меньше требуемой величины.
Разрешая спор, суд, сославшись на указанное заключение, оценив его как одно из доказательств с учётом требований об оценке доказательств, указанных в ст.67 ГПК Российской Федерации, пришёл к верному выводу о непригодности указанного жилого дома для проживания Толстякова В.Я.
При таком положении, суд обоснованно постановил решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и восстановил его на учёте в качестве такового с 02.06.2012г., а именно с даты первоначальной постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Основываясь на правильном толковании и применении вышеприведенных норм материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец имеет право на социальную в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета поддержку как участник Великой Отечественной войны в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Вместе с тем, рассматривая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности выплатить Толстякову В.Я. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилья, поскольку данный вывод сделан судом на неправильном применении норм материального права, что в силу п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием, влекущим отмену решения суда в указанной части.
Законом Нижегородской области от 07.07.2006г. N68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" (далее Закон) регламентирован порядок предоставления данных мер. Так, статьей 3 указанного Закона предусмотрен порядок формирования списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области, который осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона, основанием для включения в списки является заявление лица, нуждающегося в обеспечение жильем. Впоследствии, на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (п. 4 ст. 3 Закона Нижегородской области от 07.07.2006г. N 68-З).
При этом в соответствии со ст.6 Закона, предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Граждане - получатели единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) в течение девяти месяцев с даты принятия распоряжения Правительства Нижегородской области, в котором указываются граждане - получатели единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), представляют в органы местного самоуправления договоры участия в долевом строительстве либо договоры купли-продажи, зарегистрированные в установленном порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо разрешение на строительство и документы, подтверждающие стоимость строительных работ (услуг) (договор строительного подряда и акт приемки выполненных работ) (п. 2)
Органы местного самоуправления осуществляют перечисление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) на счета застройщиков, строительных либо подрядных организаций либо продавцов жилых помещений (в том числе жилых домов) в течение десяти рабочих дней со дня представления гражданами - получателями единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) либо социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) документов, указанных в ч.2 настоящей статьи (п. 4).
Таким образом, возложение на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности осуществить выплату непосредственно Толстякову В.Я. противоречит положениям указанного закона.
Поскольку истец с заявлением о включении его в сводный список на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в установленном выше порядке не обращался, выплата денежной компенсации непосредственно Толстякову В.Я. противоречит Закону, следовательно нарушений прав последнего действиями или бездействиями Министерства социальной политики Нижегородской области не установлено.
В связи с чем, решение суда первой инстанции, в части возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности выплатить Толстякову В.Я. единовременную денежную компенсацию на приобретение жилого помещения, не может быть признано законным и обоснованным, а потому, в данной части решение подлежит отмене в связи с допущенным судом нарушением норм материального права.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Толстякову В.Я. к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности выплатить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения отказать.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Починковского районного суда Нижегородской области от 15 мая 2012 года отменить в части возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности по выплате единовременной денежной компенсации на приобретение жилья и в отмененной части вынести новое решение, в соответствии с которым:
В удовлетворении исковых требований Толстякову В.Я. к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании выплатить денежную компенсацию на строительство или приобретение жилья отказать.
В остальной части решение Починковского районного суда Нижегородской области от 15 мая 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий И.Д.Васильевых
Судьи М.В.Кочеткова
О.В.Корнилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.