Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей областного суда Ившиной Т.В., Судак О.Н., при секретаре Темирбаевой Н.А., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 30 марта 2012 года по делу по заявлению Тришиной О.М. к администрации г. Оренбурга о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛА:
Тришина О.М. обратилась в суд с заявлением к администрации г. Оренбурга о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ссылаясь на то, что 23.12.2011 года она обратилась в администрацию г. Оренбурга с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 16.03.2012 года Управление жилищной политики отказало ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Заявитель считает такой отказ незаконным, поскольку она была признана лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма. В настоящее время с мужем и дочерью, 03.06.2009 года рождения, проживает в комнате, которую снимает по договору коммерческого найма. На основании изложенного, просила признать отказ администрации г. Оренбурга незаконным и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обеспечить ее вне очереди жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм.
Заявитель Тришина О.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился.
Решением суда заявление Тришиной О.М. удовлетворено, отказ администрации г. Оренбурга от 16.03.2012 года в принятии Тришиной О.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении признан незаконным. Администрации г. Оренбурга обязана поставить Тришину О.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечить ее жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
С таким решением суда не согласна администрация г. Оренбурга и в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушение закона.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., представителя ответчика администрации г. Оренбурга Жебель О.В., действующую по доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заявителя Тришину О.М просившую оставить решение суда в силе, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Абдулинским районным судом Оренбургской области от 23.03.1999 года Л.М. (мать заявителя) ограничена в родительских правах в отношении Тришиной О.М., *** года рождения. Тришиной О.М. передана на попечение органа опеки и попечительства. Таким образом, заявитель осталась без попечения родителей с 1999 года, в возрасте 15 лет.
23.12.2011 года Тришина О.М. обратилась в администрацию г. Оренбурга по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 14.03.2012 года N 441-п Тришиной О.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Не согласившись с данным отказом, Тришина О.М. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Тришиной О.М., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в письме администрации г. Оренбурга не содержится ни одного доказательства какие же именно документы не были представлены заявителем в полном объеме. Поскольку Тришина О.М. осталась без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, она должна быть обеспечена вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что имеются правовые основания для удовлетворения требований Тришиной О.М. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении ей жилого помещения на условиях социального найма в рамках реализации гарантий, предусмотренных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Тришина О.М. с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении обратилась лишь 23.12.2011 году в возрасте 27 лет.
В настоящее время Тришина О.М. достигла возраста 28 лет и утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на социальную поддержку от государства по этому основанию, в том числе и право на внеочередное получение жилья.
Право состоять на учете ограничено достижением заявителем 23-летнего возраста, на протяжении 5 лет с достижением Тришиной О.М. совершеннолетия до достижения 23-летнего возраста (с 2002 года по 2007 год), она имела возможность самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки ее на учет для получения жилья, однако данного права она не реализовала.
С учетом изложенного, Тришиной О.М. было обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи с достижением 23-летнего возраста.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что заявление Тришиной О.М. было рассмотрено судом в порядке главы 25 ГПК РФ, хотя требования Тришиной О.М. об обеспечении жилой площадью носят имущественный характер, в связи с чем подлежали рассмотрению в порядке искового производства.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Тришиной О.М.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 30 марта 2012 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Тришиной О.М. к администрации г. Оренбурга о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечить ее жилым помещением не ниже установленных социальных норм, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.