Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Морозовой Л.В., Кудряшова В.К., при секретаре Темирбаевой Н.А., 23 октября 2012 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела гражданское дело по апелляционным жалобам администрации г.Бузулука Оренбургской области и Правительства Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 13 августа 2012 года по иску Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Маркеловой Л.Г. к администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области о возложении обязанности произвести постановку Маркеловой Л.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.
Заслушав доклад, объяснения представителя администрации МО город Бузулук Л.О.В. поддержавшей доводы жалобы, прокурора Кобзарь А.П., возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Маркеловой Л.Г. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Маркелова Л.Г. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны М.В.Г.. Маркелова Л.Г. проживает в жилом доме, 1953 года постройки, по адресу: АДРЕС, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. Указанный дом принадлежит ей по праву собственности. Жилой дом не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, в доме отсутствует водопровод, центральное отопление, канализация, из-за ненадлежащего состояния отопления не соблюдается температурный режим. Маркелова Л.Г. является лицом преклонного возраста и состояние ее жилого помещения лишает ее возможности проживать в теплом жилом помещении, помыться. Постановлением администрации г.Бузулука от ДД.ММ.ГГГГ.. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ей отказано на том основании, что решением межведомственной комиссии указанный жилой дом признан пригодным для проживания.
Просил признать отказ администрации МО город Бузулук Оренбургской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях вдовы умершего инвалида ВОВ Маркеловой Л.Г. незаконным. Признать за Маркеловой Л.Г. право на улучшение жилищных условий. Обязать администрацию МО город Бузулук Оренбургской области произвести постановку Маркеловой Л.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.
Определением суда от 07.02.2012г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Правительство Оренбургской области.
В судебном заседании старший помощник Бузулукского межрайонного прокурора Кузьменкова Н.Н. и истец Маркелова Л.Г. исковые требования поддержали, пояснив, что Маркелова Л.Г. необоснованно признана обеспеченной жилой площадью, так как принадлежащий ей жилой дом имеет ряд недостатков, которые по заключению эксперта имеет такие дефекты строительных конструкций, которые в силу действующего законодательства позволяют отнести этот жилой дом к аварийному и подлежащему сносу, физический износ строительных конструкций составил 60% и в будущем создает угрозу жизни и здоровью проживающих в доме. Преклонный возраст и состояние ее здоровья не позволяют ей проживать в непригодном жилом доме.
Представитель ответчика - администрации МО город Бузулук Оренбургской области П.Т.К. исковые требования не признала ввиду пропуска Маркеловой Л.Г. трехмесячного срока для обращения в суд. Кроме того, Маркелова Л.Г. обеспечена жилой площадью свыше нормы, установленной решением городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. года N. Межведомственной комиссией жилой дом признан пригодным для проживания.
Решением суда от 13 августа 2012 года иск Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Маркеловой Л.Г. удовлетворен.
Суд постановил: признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области в постановке на учет Маркеловой Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ. года рождения, уроженки АДРЕС, в качестве нуждающейся в жилых помещениях вдовы умершего инвалида Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию МО город Бузулук Оренбургской области произвести постановку Маркеловой Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ. года рождения, уроженки с АДРЕС, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условии, включить в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по списку членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.
С указанным решением не согласны администрация г.Бузулука и Правительство Оренбургской области. В апелляционных жалобах просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Маркеловой Л.Г. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью *** кв.м., в том числе жилой площадью *** кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС. В данном жилом помещении зарегистрирована только Маркелова Л.Г. (л.д.5,6,113).
ДД.ММ.ГГГГ. года Маркелова Л.Г. обратилась к главе города Бузулука с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма по списку семей погибших (умерших) ветеранов ВОВ (л.д.23).
Постановлением администрации города Бузулука от ДД.ММ.ГГГГ. года N Маркеловой Л.Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как она является собственником жилого помещения, общая площадь которого более учетной нормы ( *** кв.м.), что соответствует нормам обеспечения жильем граждан на территории города Бузулука.
Признавая незаконным отказ администрации муниципального образования г. Бузулук в постановке на учет Маркеловой Л.Г. в качестве нуждающейся в жилых помещениях и обязывая ответчика произвести постановку Маркеловой Л.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд пришел к выводу о том, что обследование жилого дома истицы межведомственной комиссией производилось без учета состояния здоровья, преклонного возраста истицы и без проведения необходимых мероприятий, установленных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Кроме того, суд пришел к выводу о необоснованности выводов межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
Согласно п.п. 4 п.1 статьи 21 Федерального закона N5-ФЗ от 12.01.1995г. "О ветеранах", одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах".
Реализация такого права осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления ( ч.4,5 ст.50 ЖК РФ).
Решениями городского Совета депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ.. "Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" и N от ДД.ММ.ГГГГ.. "О внесении изменений и дополнений в решение городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.. N" на территории муниципального образования город Бузулук Оренбургской области установлена учетная норма площади жилого помещения для граждан, имеющих обеспеченность общей площадью менее *** кв.м. на одного человека.
Учитывая, что Маркелова Л.Г. проживает в жилом помещении, принадлежащим ей на праве собственности, общей площадью *** кв.м., администрация муниципального образования обоснованно отказала Маркеловой О.Г. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ в связи с ее обеспеченностью общей площадью.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.. N утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение вопроса о признании жилых помещений не пригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ( п.7 Положения).
В соответствии с п.42 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Как следует из материалов дела, Маркелова Л.Г. до подачи заявления о принятии ее на учет в качестве нуждающейся ДД.ММ.ГГГГ.. не обращалась в комиссию с заявлением о признании жилого дома непригодным для проживания. При обращении с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.. она не представляла ответчику заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения не пригодным для проживания. Кроме того, в самом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся, также не ссылаясь на то, что она проживает в жилом помещении не пригодным для проживания и не просила провести оценку соответствия жилого помещения установленным в Положении требованиям (л.д.23).
Таким образом, на момент принятия ДД.ММ.ГГГГ.. оспариваемого постановления об отказе в принятии Маркеловой Л.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отсутствовало заключение межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания. Следовательно, указанное обстоятельство препятствовало разрешению вопроса о признании истицы нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. В связи с изложенным, у ответчика не имелось оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся по указанному основанию.
Ссылка суда на необоснованность выводов заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.. не является основанием для признания постановления от ДД.ММ.ГГГГ.. незаконным и удовлетворения требований истца, поскольку решение межведомственной комиссией было принято после оспариваемого постановления.
Кроме того, в соответствии с п. 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Следовательно, граждане вправе оспорить в судебном порядке как действия, так и бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из материалов дела, данное решение межведомственной комиссии истцом не оспаривалось и не признавалось незаконным.
Учитывая, что истица является собственником жилого дома общей площадью общей площадью *** кв.м., в том числе жилой площадью *** кв.м., кроме нее в указанном жилом доме никто не зарегистрирован и не проживает, принимая во внимание, что указанный жилой дом не был признан непригодным для проживания, судебная коллегия приходит к выводу, что решение администрации муниципального образования город Бузулук от ДД.ММ.ГГГГ.. об отказе в принятии Маркеловой Л.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении действующему законодательству не противоречит, права и свободы истицы не нарушает.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене на основании п. 3,4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 13 августа 2012 года отменить, вынести новое решение, которым в иске Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Маркеловой Л.Г. к администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, признании за Маркеловой Л.Г. права на улучшение жилищных условий, возложении обязанности произвести постановку Маркеловой Л.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями - отказать.
Апелляционные жалобы администрации города Бузулука, Правительства Оренбургской области удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.