Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Султанова Р.А., Морозовой Л.В., с участием прокурора Христич Т.В., при секретаре Мулюковой Р.Ш. 18 сентября 2012 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 12 июля 2012 года по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска, администрации г.Орска об обязании устранить нарушения законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры Советского района г.Орска.
Заслушав доклад, заключение прокурора, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г.Орска обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, указав, что ими совместно с инспектором ДИ и ОД ОГИБДД при УМВД России по г.Орску и представителем УЖКХ администрации г.Орска проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Советском районе г.Орска.
В результате проведенных проверок выявлены следующие недостатки:
1. на перекрестке АДРЕС, в районе дома АДРЕС в нарушение п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 между дорожными знаками 5.19.1., 5.19.2. "Пешеходный переход" не определена ширина пешеходного перехода;
2. на участках автодороги в районе АДРЕС в нарушение п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52398 отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки) на подходах к пешеходным переходам - 5 мест;
3. на участках автодорог в районе дома АДРЕС в нарушение п. 5.1.4. ГОСТ Р 52289-2004 расстояние видимости дорожных знаков менее 100 м.;
4. на участках автодороги в районе дома АДРЕС в нарушение п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует искусственное наружное освещение - 4 места;
5. на участке автодороги по АДРЕС в нарушение п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части имеет повреждения в виде выбоин - 3 места;
6. на участках автодороги в районе дома АДРЕС в нарушение п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 при ширине пешеходных переходов более 6 м. применена разметка 1.14.1 - 3 места;
7. на участке автодороги " ***" от АДРЕС в нарушение п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части имеет повреждение, в виде выбоины длиной 42 м., шириной 0,3 м., глубиной 0,105 м. - 1 место; в нарушение п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93 обочина ниже уровня проезжей части более 4 см.; в нарушение п. 5.3.3.3 ГОСТ Р 52766 отсутствуют заездные "карманы" остановок общественного транспорта (автобуса)
8. на участке автодороги по АДРЕС в нарушение п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597 обочина ниже уровня проезжей части более 4 см.;
9. на участке автомобильного моста через реку АДРЕС в нарушение п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют знаки приоритета, для указания очередности проезда - 2 места; в нарушение п.3 ГОСТ Р 50597-93 засорены обочины моста и подходов;
10. на участке автомобильного моста через реку АДРЕС в нарушение п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют знаки приоритета, для указания очередности проезда - 2 места; в нарушение п.3 ГОСТ Р 50597-93 засорены обочины моста и подходов;
11. на участке автодороги от АДРЕС в нарушение нарушен 3 ГОСТ Р 50597-93 выявлена поросль, древесно-кустарниковая растительность на обочинах автодороги;
12. на участке автодороги в АДРЕС в нарушение п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 отсутствует усовершенствованное покрытие (грунтовая дорога), имеются неровности; в нарушение п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 на мосте-трубе выявлен провал дорожного полотна на автодороге.
Просил суд признать незаконным бездействие ответчика по благоустройству и содержанию дорог в Советском районе г.Орска, обязав устранить выявленные нарушения, поскольку выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог могут повлечь за собой угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
Определением судьи от 08.06.2012г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация г.Орска (л.д. 22).
В ходе судебного разбирательства прокурор заявил отказ от требований в части, в связи с устранением ряда нарушений. В связи с чем, определением суда от 12 июля 2012 года производство по делу в данной части требований прекращено (л.д.61).
Представитель администрации г.Орска и представитель УЖКХ администрации г. Орска в судебном заседании исковые требования не признали.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска от 12 июля 2012 года исковые требования прокурора Советского района г.Орска к администрации г. Орска удовлетворены.
Суд постановил: обязать администрацию г.Орска в срок до ДД.ММ.ГГГГ.. устранить нарушения законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры Советского района г.Орска, а именно:
-определить ширину пешеходного перехода между дорожными знаками 5.19.1., 5.19.2. "Пешеходный переход" на перекрестке АДРЕС;
-установить тротуары (пешеходные дорожки) на подходах к пешеходным переходам на участках автодороги в районе дома АДРЕС - всего 5 мест;
-установить искусственное наружное освещение на участках автодороги в районе АДРЕС - всего 4 места;
-установить заездные "карманы" остановок общественного транспорта (автобуса) на участке автодороги " ***" от АДРЕС;
-установить знаки приоритета, для указания очередности проезда на участке автомобильного моста через реку АДРЕС - 2 места;
-устранить засоренность обочины моста и подходов на участке автомобильного моста через реку АДРЕС
-установить знаки приоритета, для указания очередности проезда на участке автомобильного моста через реку АДРЕС - 2 места;
-устранить засоренность обочины моста и подходов на участке автомобильного моста через реку АДРЕС
-устранить поросль, древесно-кустарниковую растительность на обочинах автодороги на участке автодороги от АДРЕС
-усовершенствовать покрытие (грунтовая дорога), устранить неровности на участке автодороги в оздоровительный лагерь АДРЕС
В удовлетворении требований к УЖКХ администрации г.Орска отказать.
С указанным решением не согласна администрация г.Орска, в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что для реализации полномочий администрации г. Орска образован УЖКХ администрации г. Орска -отраслевой орган администрации г. Орска, наделенный полномочиями по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту дорог, в связи с чем, на администрацию не может быть возложена обязанность по устранению вышеуказанных нарушений; пунктами ГОСТа Р 50597-93 не предусмотрена возможность по усовершенствованию дорожного покрытия, в связи с чем, необоснованно удовлетворен иск в указанной части.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что по результатам проверки выявлены недостатки содержания улично-дорожной сети, а именно: нарушения ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004г. N120-ст, ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007г. N270-ст, ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. N221 (л.д.11,13).
Наличие указанных нарушений сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Советского района г.Орска к администрации г. Орска, суд пришел к выводу о том, что поскольку дорожная деятельность в границах населенных пунктов поселения относится к компетенции органов местного самоуправления, а исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация города, обязанность по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог возлагается на администрацию города Орска и не может быть возложена на УЖКХ администрации г. Орска.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии со ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.13, 34 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ полномочия в области использования автомобильных дорог местного значения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них, возложены на органы местного самоуправления
Вместе с тем, согласно ч.5 ст.30 Устава муниципального образования городской округ город Орск Оренбургской области, для реализации полномочий администрации города Орска образуются структурные подразделения администрации города Орска - комитеты, управления, отделы, деятельность и полномочия которых осуществляются в соответствии с Положениями, утверждаемыми решениями городского Совета. В структуру администрации г.Орска входят также отраслевые и территориальные органы администрации г.Орска (л.д.29).
Решением Орского городского Совета депутатов от 06.09.2010г. N68-1213 утверждено "Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска", в соответствии с которым отраслевым органом администрации г.Орска, наделенным полномочиями по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог городского округа, является Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ). УЖКХ входит в структуру администрации города (л.д.15).
В соответствии с п.3.1.6. УЖКХ администрации г.Орска осуществляет в том числе функцию организации содержания, строительства и ремонт автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.
Следовательно, полномочиями в сфере осуществления организации содержания, строительства и ремонта автомобильных дорог общего городского округа наделено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении данной обязанности на администрацию г.Орска у суда не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г.Орска к администрации г.Орска и удовлетворении исковых требований прокурора к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска частично.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности по усовершенствованию покрытия (грунтовая дорога), устранению неровностей на участке автодороги АДРЕС, суд сослался на п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Вместе с тем, согласно указанному Пункту, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на указанном участке дороги имеются просадки, выбоины и иные повреждения, превышающие предельные размеры, установленные п.3.1.2 и затрудняющие движение транспортных средств, истцом не представлено. В связи с чем, у суда не было оснований для удовлетворения требований в указанной части. Учитывая изложенное, решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об отказе в иске к администрации г. Орска и УЖКХ администрации г. Орска о возложении обязанности по усовершенствованию покрытия (грунтовая дорога), устранению неровностей на участке автодороги в АДРЕС.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 12 июля 2012 года отменить, вынести новое решение, которым исковые требования прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска удовлетворить частично.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска устранить нарушения законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры Советского района г.Орска, а именно:
-определить ширину пешеходного перехода между дорожными знаками 5.19.1., 5.19.2. "Пешеходный переход" на перекрестке АДРЕС;
-установить тротуары (пешеходные дорожки) на подходах к пешеходным переходам на участках автодороги в районе дома АДРЕС - всего 5 мест;
-установить искусственное наружное освещение на участках автодороги в районе дома АДРЕС - всего 4 места;
-установить заездные "карманы" остановок общественного транспорта (автобуса) на участке автодороги " ***" от АДРЕС;
-установить знаки приоритета, для указания очередности проезда на участке автомобильного моста через реку АДРЕС - 2 места;
-устранить засоренность обочины моста и подходов на участке автомобильного моста через реку АДРЕС
-установить знаки приоритета, для указания очередности проезда на участке автомобильного моста через реку АДРЕС - 2 места;
-устранить засоренность обочины моста и подходов на участке автомобильного моста через реку АДРЕС
-устранить поросль, древесно-кустарниковую растительность на обочинах автодороги на участке автодороги от АДРЕС
В остальной части исковых требований к УЖКХ администрации г. Орска - отказать.
В удовлетворении требований к администрации г.Орска отказать.
Апелляционную жалобу администрации г.Орска удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.