Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
судей областного суда Салащенко О.В., Васякина А.Н.,
при секретаре Антонове И.А.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
рассмотрев 12 сентября 2012 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Оренбурсгкой области на решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 июля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Медногорска Оренбургской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Правительству Оренбургской области о понуждении к совершению действий по приведению состояния скотомогильника, расположенного в г.Медногорске Оренбургской области, в соответствие с требованиями действующего законодательства,
заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., выслушав прокурора Губареву О.А., просившую апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Медногорска обратился в Медногорский городской суд с исковым заявлением к администрации МО г. Медногорск и Муниципальному унитарному предприятию " КСК" (далее - МУП "КСК"), в котором просил обязать администрацию МО г. Медногорск как собственника скотомогильника г. Медногорска, расположенного на территории данного муниципального образования, в срок до 30 августа 2012 года устранить нарушения ветеринарно-санитарных требований, а также обязать МУП " КСК" в срок до 30 августа 2012 года уничтожить биологические отходы, находящиеся на территории скотомогильника в биотермической яме. Указал, что на территории МО г. Медногорск действует постановление главы администрации МО г. Медногорск N *** от 21 декабря 2007 года, согласно которому скотомогильник, находящийся вблизи г. Медногорска, а также остальные скотомогильники, расположенные на территории муниципального образования, являются собственностью органов местного самоуправления г. Медногорска, поставлены на баланс МУП " КСК".
По ходатайству участвующего в деле прокурора Заика А.В. произведена замена ответчиков на орган государственной власти субъекта РФ - Правительство Оренбургской области. Исковые требования прокурором изменены, окончательно он просил суд обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с не соответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов с территории скотомогильника, расположенного в г. Медногорске Оренбургской области, путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в срок до 01 января 2013 года. Указал, что 21 мая 2012 года администрацией МО г. Медногорск издано постановление N *** "Об отмене постановления администрации г. Медногорска N *** от 21 декабря 2007 года", согласно которому скотомогильники, расположенные на территории МО г. Медногорск, сняты с баланса администрации города, вследствие чего вопросы создания и надлежащего содержания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственника указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Заика А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать.
Решением суда от 17 июля 2012 года исковые требования прокурора г. Медногорска удовлетворены. Суд обязал Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно - санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов с территории скотомогильника, расположенного в г. Медногорске Оренбургской области, путем оборудования данного скотомогильника в соответствии с ветеринарно - санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в срок до 01 января 2013 года.
С таким решением суда не согласно Правительство Оренбургской области, которое в своей апелляционной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии со статьями 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственных инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся указанные объекты.
Таким образом, вопросы содержания скотомогильников (биотермических ям) возлагаются на собственников этого имущества, а при их отсутствии такая обязанность относится к полномочиям Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что на территории муниципального образования г. Медногорск находятся шесть скотомогильников, два из которых действующие, располагаются в близи п. Блявтамак и полигона по сбору твердых бытовых отходов. Четыре скотомогильника закрыты вблизи п.п. Блява, Идельбаево, Рысаево, Кидрясово.
В ходе обследования ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников было выявлено, что на закрытом скотомогильнике г. Медногорска повалено ограждение, нет предупреждающего указателя "Скотомогильник закрыт". На территории скотомогильника г. Медногорска обнаружены биологические отходы (трупы собак), мусор. Скотомогильник, расположенный в г. Медногорске, действующий, имеет индивидуальный номер 3706.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый объект является бесхозяйным и скотомогильник не является собственностью Оренбургской области, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку этот объект не имеет собственника, отсутствие зарегистрированного права не может рассматриваться как основание для освобождения Правительства Оренбургской области от возложенных на него законом обязанностей по его надлежащему содержанию в целях недопущения распространения инфекционных заболеваний.
Поскольку вопросы по организации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных возлагаются на субъект Российской Федерации, то решение суда об удовлетворении требований прокурора к Правительству Оренбургской области является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Оренбургской области о том, что действующим законодательством обязанность по содержанию скотомогильников возлагается на органы местного самоуправления, основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.