Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Гилева М.Б., судей Кузнецовой Г.Ю., Фомина В.И., при секретаре Кармановой Ж.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 24 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Гремячинского городского суда Пермского края от 23 июля 2012 года, которым постановлено: "Обязать администрацию Гремячинского муниципального района Пермского края предоставить Аюповой Е.С., дата рождения, имеющей статус лица из числа детей-сирот, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в черте города Гремячинска за счет средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года N 16-п. В удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Аюповой Е.С. отказать".
Заслушав доклад судьи Фомина В.И., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Гремячинска обратился в суд с иском в интересах Аюповой Е.С. к Правительству Пермского края, администрации Гремячинского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. за счет средств бюджета Пермского края, по тем основаниям, что Аюпова Е.С. относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аюпова Е.В. была помещена в детский дом г. ****, при этом жилое помещение за ней закрепленное пришло в непригодное для проживания состояние. Решением комиссии по жилищным вопросам от 23.11.2004 года Аюпова Е.С. поставлена на учет в общий и льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Истец Аюпова Е.С. иск прокурора поддержала.
Представитель ответчика администрации Гремячинского муниципального района судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просит вынесенное решение отменить, приводя доводы о том, что суд не применил закон подлежащий применению. Считают, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ. Предоставление жилых помещений детям-сиротам по договору социального найма должно осуществляться по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе. Предоставление жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу п. 1 Положения "О порядке предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения", утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года N 16-п, субвенции, источником финансирования которых являются средства бюджета Пермского края, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения или предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, а также на администрирование переданных государственных полномочий (далее - субвенции).
В соответствии со ст.ст. 1, 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Аюпова Е.С. является лицом из числа детей-сирот, т.к. ее мать А. решением Гремячинского городского суда от 08.11.2000 года лишена родительских прав в отношении дочери, отец записан со слов матери.
Постановлением главы администрации г. Гремячинска от 16.11.2000 года N ** несовершеннолетняя Аюпова Е.С. определена в детский дом г. ****, за ней закреплена жилая площадь по адресу: г. ****.
Постановлением главы администрации Гремячинского муниципального района от 20.12.2007 года N ** несовершеннолетняя Аюпова Е.С. передана в приемную семью Т.
Постановлением главы администрации Гремячинского муниципального района от 23.12.2008 года N ** несовершеннолетняя Аюпова Е.С. передана в приемную семью В.
Постановлением главы **** сельского поселения от 13.05.2011 года N ** жилые помещения, расположенные по ул. **** в пос. **** признаны непригодными для проживания.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 23.11.2004 года Аюпова Е.С. была поставлена на учет как нуждающаяся в получении жилого помещения в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 01.01.2012 года истец состоит в очереди под N **.
Аюпова Е.С. не имеет жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.
Делая такой вывод, суд исходил из того, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилых помещений, пригодных для постоянного проживания в собственности не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в предоставлении жилья.
В соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 33 кв. м для одиноких граждан.
Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Ссылка суда на Закон Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК обоснована, поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 года N 16-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения", в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".
Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК, данный Закон подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку устанавливает дополнительные гарантии, принятые на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
С учетом вышеизложенной позиции, доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гремячинского городского суда Пермского края от 23 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.