судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Лазарева Н.А..,
Судей - Марушко Л.А., Пинчук С.В.,
при секретаре - Асабаевой Д.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Калашникова Ю.К. - Рогова В.Б. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 04 сентября 2012 г., которым постановлено:
"Калашникову Юрию Константиновичу в удовлетворении исковых требований к ГУ -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти о включении в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении досрочной трудовой пенсии по старости - отказать в полном объеме"
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., объяснения истца Калашникова Ю.К. и его представителя Мишиной И.Н. поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Калашников Ю.К. обратился с исковым заявлением к ГУ - УФП РФ Автозаводском районе г. Тольятти о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Тольятти с письменным обращением о назначении досрочной пенсии по старости с момента возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением комиссии УПФ РФ N от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием 10 лет специального стажа с учетом суммирования службы в Вооруженных Силах в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 года, с отсутствием минимально требуемых 5 лет специального стажа в соответствии с Законом РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ, просчитав, что на дату обращения специальный стаж заявителя составил 03 года 13 дней.
С данным решением истец не согласен по следующим основаниям:
Калашников Ю.К. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал полный рабочий день на "данные изъяты" Списка N, что составило 03 года 13 дней.
Истец считает, что в специальный стаж подлежит включению также период службы в составе Вооруженных Сил СССР, в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года и Закона СССР от 15.05.1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР". Так как ФИО1 в периоды до службы в составе Вооруженных сил ФИО5, и непосредственно после нее, работал в должности оператора технологической установки 43-102/3, 25/4 в производстве перегонки, крекирования сернистых нефтей и выработки из них нефтепродуктов; сернокислотного алкилирования (Список N). Данный период службы в составе Вооруженных Сил ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть приравнен к вышеуказанной работе и включен в специальный стаж.
Дальнейшее изменение законодательства, по мнению истца, не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
С учетом включения периода службы в составе Вооруженных Сил ФИО5 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, его специальный стаж, согласно расчета истца, составляет 06 лет 01 месяц 09 дней.
В связи с этим истец считает, что у него возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, так как в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного Федерального закона гражданам, в том числе и в случаях, если они проработали не менее 5 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет - с уменьшением возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Калашников Ю.К. просил суд признать незаконным отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда в РФ в Автозаводском районе г. Тольятти в назначении ему досрочной трудовой пенсии; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Тольятти включить в специальный стаж период службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права - ДД.ММ.ГГГГ. Также истец просит взыскать с ответчика расходы, по оплате госпошлины - 200 рублей, по оплате юридических услуг в связи с предъявлением данного гражданского иска - "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца - Рогов В.Б. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела и не подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, при вынесении решения суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии истец Калашников Ю.К. и его представитель Мишина И.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика ГУ - УФП РФ Автозаводском районе г. Тольятти в суд апелляционной инстанции не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Судебная коллегия на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение, то есть в самой Конституции закреплено, что назначение государственных пенсий и социальных пособий осуществляется в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока (5 лет) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Согласно п.2. ст. 27 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со ст, 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные Кабинетом Министре и СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министром СССР от 26 января 1991г. N 10.
Из материалов дела следует, что истец Калашников Ю.К. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда в РФ в Автозаводском районе г.Тольятти с письменным обращением о назначении досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9).
Решением комиссии УПФ РФ N ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием 10 лет специального стажа с учетом суммирования службы в Вооруженных Силах в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 года, с отсутствием минимально требуемых 5 лет специального стажа в соответствии с Законом РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ (л.д. 10)
Судом установлено, что на момент обращения в Пенсионный фонд общий трудовой стаж Калашникова Ю.К. превышает 20 лет, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 12-17).
Из представленной истцом уточняющей справки N от ДД.ММ.ГГГГ в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 00 месяца 13 дней) он работал полный рабочий день на "данные изъяты" дает ему право на досрочную пенсию по старости (л.д. 11).
Ответчик не оспаривал, что указанные выше работы, действительно относятся к числу работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР, что подтверждается военным билетом (л.д. 18-23).
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, при назначении пенсии на льготных условиях к работе на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данном периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В связи с чем, суд правильно указал, что в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством период службы в составе Вооруженных Сил СССР должен быть приравнен к вышеуказанной работе, так как и до службы в составе Вооруженных сил СССР, и непосредственно после нее, истец работал в условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Таким образом, с учетом суммирования срока службы в Вооруженных Сил СССР и стажа работы в должности, предусмотренной Списком N, суд правильно рассчитал, что общий специальный стаж истца, начисленный по правилам ранее действовавшего законодательства, составил 06 лет 01 месяц 08 дней.
При этом суд обоснованно сослался на ст. 9 Закона СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях" (действовал до 1992 года) в соответствии с которой, на получение пенсии по старости на льготных условиях имеют право мужчины по достижения возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на соответствующих работах.
В соответствии с чем, верно подчеркнул, что льготные условия назначения пенсии при специальном стаже менее 10 лет, в том числа снижение пенсионного возраста в зависимости от отработанного стажа, действовавшим на тот момент законодательством предусмотрены не были.
С учетом выше изложенного, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно пришел к выводу о том, что право на досрочное назначение пенсии по ранее действовавшему законодательству у истца не возникло.
Действующий в настоящее время Федеральный закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в действие с 01.01.2002 года, предусматривает возможность назначение досрочной трудовой пенсии мужчинам, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 5 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В тоже время при оценке права Калашникова Ю.К. на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с действующим в настоящее время законодательством период прохождения службы в Вооруженных Сил СССР не подлежит включению в специальный стаж, так как в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж.
Таким образом, при применении данных правовых норм к данным спорным отношениям, следует, что без учета срока прохождения службы в Вооруженных Сил СССР специальный стаж истца составляет 03 года 00 месяца 13 дней, что также недостаточно для назначения пенсии в соответствии с Законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Оспаривая отказ пенсионного фонда в назначении досрочной трудовой пенсии, истец фактически просит исчислить стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, по ранее действовавшему законодательству, а пенсию назначить в соответствии с действующим в настоящее время Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом суд, также, обоснованно при разрешении данного правового спора сослался на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П, разъясняющий порядок применения Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", где указывает, что гарантируя определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано, указал, что оценка пенсионных прав граждан может осуществляться либо по действующему законодательству, либо по условиям и нормам, действовавшим на момент приобретения права на соответствующую пенсию
В определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 320-О, на которое ссылается истец, также указано на возможность при назначении пенсии руководствоваться ранее действовавшим законодательством, в том случае, если правовые основания для назначения досрочной пенсии (в данном случае 10-тилетний специальный стаж) в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием уже возникли у этих лиц на момент отмены соответствующего закона.
При этом Конституционный Суд в указанном определении подтвердил право законодателя вносить изменения в действующее правовое регулирование, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, обеспечивая, однако, соблюдение конституционных требований, в частности вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В связи с этим, суд обоснованно критически относится к доводам истца о том, что с изменением пенсионного законодательства были ущемлены его права в области пенсионного обеспечения, так как судом было установлено, что право на назначение досрочной пенсии у истца не возникло ни в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях", действовавшим на момент осуществления истцом работ, в связи с отсутствием 10 лет специального стажа с учетом суммирования службы в Вооруженных Силах, ни в соответствии с Законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием минимально требуемых 5 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что право на пенсию у истца не возникло ни в соответствии с действовавшим ранее законодательством, ни в соответствии с законом, действующим на момент обращения в Пенсионный фонд, в связи с чем решением ГУ-УПФ РФ в Автозаводском районе г. Тольятти истцу правомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсией
В связи с вышеизложенными обстоятельствами судебная коллегия полагает, что суд обоснованно указал, что основания для признания незаконным отказа ГУ - Управления Пенсионного фонда в РФ в Автозаводском районе г. Тольятти в назначении Калашникову Ю.К. досрочной трудовой пенсии и назначении истцу досрочной трудовой пенсии с 06.06.2012 года отсутствуют, в связи с чем, суд правильно отказал в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Более того, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца в части включения в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, так как представитель истца требует назначения ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с положениями Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусматривающего возможность включения в специальный стаж периода -службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Также суд верно отказал в удовлетворении требований истца в части взыскания судебных расходов, поскольку в удовлетворении основных исковых требований истцу было отказано.
Доводы в апелляционной жалобе о незаконности решения суда являются неубедительными, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 04 сентября 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Калашникова Ю.К. - Рогова В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.