Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.,
судей Садовой И.М., Калюжной В.А.,
при секретаре Туктагановой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Садовой И.М. апелляционную жалобу Степанова А.Н. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 03.05.2012 г. по делу по иску Степанова А.Н. к товариществу собственников жилья "Солнечный берег" (далее по тексту - ТСЖ "Солнечный берег") о признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Степанова А.Н. -Степановой Т.А., действующей по доверенности от 21.07.2011 г., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя ТСЖ "Солнечный берег" - Арушунян Э.Х., действующей по доверенности от 01.02.2012 г., полагавшей решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанов А.Н. обратился в суд к ТСЖ "Солнечный берег" с вышеуказанными требованиями, в которых просил признать незаконными действия ответчика по начислению оплаты за электроэнергию МОП, вывозу мусора ТБО, лифт, содержание котельной, отопление в период с февраля 2011 г. по декабрь 2011 г. на сумму 8559 руб. 69 коп. и взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. Свои требования мотивировал тем, что он является собственником жилого помещения по адресу: "адрес", жилое помещение имеет общую площадь 40,2 кв.м, управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ "Солнечный берег", которое в нарушение действующего законодательства завышает начисления по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец дополнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать незаконными начисления в сумме 2025 руб. 35 коп. по оплате за вывоз ТБО, отопление, электроснабжение МОП, лифт, управление и ремонт, начисленные в январе 2011 года, исключив данную сумму из структуры оплаты за жилое помещение за январь 2011 г. (т. 1 л.д. 61).
Рассмотрев спор, Энгельсский районный суд Саратовской области постановил решение, по которому признал незаконным начисление Степанову А.Н. оплаты за электроэнергию МОП за период с января 2011 г. по декабрь 2011 г. в сумме 898 руб. 13 коп., признал незаконным начисление оплаты за содержание жилья за период с января 2011 г. по декабрь 2011 г. в сумме 665 руб. 71 коп., взыскал в пользу Степанова А.Н. компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. В остальной части исковых требований отказал.
17.08.2012 г. суд дополнительным решением в пользу Степанова А.Н. с ответчика взыскал штраф в сумме 500 руб.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение по мотивам нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В доводах жалобы указывает на то, что услуги "вывоз ТБО", "Лифт", "содержание котельной" входят в структуру тарифа на содержание жилья, который установлен решением Энгельсского городского совета депутатов от 26.11.2010 г. N 378/02 "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (платы за найм)" для жилых домов со всеми удобствами, лифтом без мусоропровода в сумме 7,02 руб.
Автор жалобы не согласен с начислениями за содержание автономной газовой котельной из расчета 5,30 руб. за 1 кв.м, которые начисляет ответчик на основании договора на техническое обслуживание автономной котельной заключенного с ООО "РегионГазПоволжье", поскольку расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем включены в плату за содержание и ремонт жилого помещения. На основании изложенного выше, Степанов А.Н. считает, что общий суммарный размер платы на содержание жилья не может превышать тариф в сумме 7 руб. 02 коп.
Кроме того, Степанов А.Н. не согласен с порядком расчета тарифа за отопление, состоящего из показаний общедомового прибора учета потребляемого газа котельной, и тарифа на потребляемый газ, установленный ОАО "Газпром"; расходов воды на горячее водоснабжение (по счетчикам); расходов на электроэнергию, потребляемой вспомогательным оборудованием на подпитку и подкачку системы отопления (по показаниям счетчиков). Автор жалобы считает, что размер оплаты за газ для потребителей исполнителем услуг, для которых является ТСЖ не может превышать 2,92 руб. с учетом НДС, в соответствии с п. 1 постановления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07.12.2010 г. N 18/1 "Об установлении цен на газ, реализуемый населению Саратовской области, на 2011 год" с 01.01.2011 г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 09.10.2012 г. постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее по тексту - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов").
16.10.2012 г. определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда производство по делу было приостановлено в связи с назначением финансово-экономической экспертизы для разрешения следующих вопросов:
- в каком размере Степанов А.Н. должен был оплатить за коммунальную услугу отопление за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. в жилом помещении общей площадью 40,2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" при наличии автономной газовой крышной котельной, которая входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с учетом показаний общедомового и индивидуального приборов учета, исходя из розничной стоимости цены на газ.
- в каком размере Степанов А.Н. должен был оплатить за коммунальную услугу отопление за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. в жилом помещении общей площадью 40,2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" при наличии автономной газовой крышной котельной, которая входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с учетом показаний общедомового и индивидуального приборов учета исходя из оптовой стоимости цены на газ.
Степанов А.Н. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил заявление.
В ходе судебного заседания представитель Степанова А.Н. - Степанова Т.А. просила отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы предоставила интернет-копию решения Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2012 г. по делу N по иску ТСЖ "Солнечный берег" к ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" о взыскании неосновательного обогащения.
Представитель ТСЖ "Солнечный берег" - Арушунян Э.Х. просила решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Дополнительно пояснила, что ТСЖ "Солнечный берег" фактически оказывает истцу коммунальную услугу - отопление с 01.02.2011 г., несмотря на то, что датой заключения договора поставки газа указано 01.01.2011 г.
В период с 01.01.2011 г. по 01.02.2011 г. услугу отопление Степанову А.Н. оказывало ООО "Покровский берег". В настоящее время вступило в законную силу решение Арбитражного суда Саратовской области о взыскании с ТСЖ "Солнечный берег" в пользу ООО "Покровский берег" долга по отоплению за январь 2011 г., в связи с чем требования Степанова А.Н. в данной части необоснованы. В отношении вышеуказанного решения Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2012 г. по делу А57-17066/2012 полагает, что оно не имеет преюдициального значения по делу, поскольку Степанов А.Н. к участию в деле не привлекался, и оно не вступило в законную силу.
Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не просил отложить слушание по делу. Ранее в судебном заседании суда апелляционной инстанции от 16.10.2012 г. пояснил, что между ТСЖ "Солнечный берег" и обществом заключено дополнительное соглашение к договору поставки газа N от 01.01.2011 г., по условиям которого с 01.03.2012 г. расчет стоимости газа по жилым помещениям производится исходя из розничной цены на газ.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив эксперта ФИО1, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, исходя из доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Степанов А.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" общей площадью 40,2 кв.м (т.1 л.д.19). В жилом доме истца отопление осуществляется от автономной крышной котельной, которая входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Истцу счета на оплату жилищно-коммунальных услуг выставляются исполнителем услуг ТСЖ "Солнечный берег". В квитанциях содержатся графы с указанием перечня следующих услуг и размеров тарифов: вывоз ТБО в сумме 1,14 руб., лифт - 2,39 руб., электроэнергия МОП - 2,02 руб., содержание жилого фонда - 8, 40 руб.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным начисление по вывозу мусора ТБО, оплате за лифт, исходил из того, что между ТСЖ "Солнечный берег" и "данные изъяты"" заключен договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов из жилого сектора города от 01.01.2011 г., а также 21.01.2011 г. заключены договора с "данные изъяты" на техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов, с "данные изъяты" по оценке состояния лифтов в форме периодического технического освидетельствования и с "данные изъяты" на техническое освидетельствование лифтов и электрические измерения на лифтах.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст. 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Энгельсского городского совета депутатов от 26.11.2010 г. N 378/02 "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (платы за найм)" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые не приняли решения об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании для жилых домов со всеми удобствами, лифтом без мусоропровода составляет 7 руб. 02 коп.
Стоимость отдельных услуг и работ, входящих в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества, включаемых в плату за содержание жилого помещения, используемая для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения установлена Решением Энгельсского городского совета депутатов от 06.11.2010 г. N 379/02 "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещении, платы за пользование жилым помещением" стоимость вывоза ТБО указана в сумме 1, 14 руб. за 1 кв.м, лифт - 2, 39 руб. за 1 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что тариф на содержание жилья в размере 8, 40 руб. подлежит снижению до 7,02 руб., в связи с тем, что общее собрание собственников многоквартирного дома за спорный период по вопросу изменения тарифа на содержание жилья не проводилось на основе принятой сметы доходов и расходов на год. Доводы жалобы Степанова А.Н. о том, что оплата за услуги вывоза мусора ТБО и лифт, должны быть включены в тариф по оплате за содержание жилья и не могут выставляться отдельной графой, не являются основанием к отмене решения суда по следующим основаниям.
Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 предусматривает затраты, в том числе на освещение помещений общего пользования (электроэнергия МОП) (подпункт "б"), на сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов (подпункт "д"), на содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "ж"), на текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
На основании п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения собственников жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает ошибочным суждение суда первой инстанции о том, что начисление истцу оплаты за электроснабжение МОП само по себе является неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минрегионразвития РФ от 18.06.2007 г. N 11356-ЮТ/07, используемое в пп. "б" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Содержание вышеназванных законоположений, находящихся в нормативном единстве со ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, п. 1 ст. 36, ст. 155 ЖК РФ, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, п. 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 23.08.2006 г., определяет, что при указании в перечне состава коммунальных услуг, указанных в приложении к договору управления, такой услуги как электроэнергия общедомового прибора учета, наличии договора об энергоснабжении (заключен ТСЖ "Солнечный берег" с ОАО "Саратовэнерго" от 01.01.2011 г. N 2798) свидетельствуют о праве ТСЖ "Солнечный берег" включать в состав коммунальных услуг, оказываемых истцу, оплату за электроснабжение на общедомовые нужды.
При этом установка в квартире истца индивидуального прибора учета электрической энергии, не исключает возможности оплаты коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на основании счетов, выставляемых управляющей организацией.
Таким образом, обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования, а также по оплате за вывоз твердых бытовых отходов, лифт лежит на собственнике помещений многоквартирного дома в силу закона.
Вместе с тем, судебная коллегия, учитывая позицию стороны ТСЖ "Солнечный берег", признавшую факт излишнего начисления Степанову А.Н. оплаты за электроэнергию МОП за 2011 г. в сумме 898 руб. 13 коп. и отсутствие апелляционной жалобы от ТСЖ "Солнечный берег" на решение суда, полагает возможным согласиться с постановленным решением суда первой инстанции в вышеуказанной части, как основанного на положениях ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы в части незаконности начисления оплаты "за содержание котельной" не являются основанием к отмене решения суда, по следующим основаниям.
Ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц,
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ), в связи с чем на ответчике, как собственнике лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния газового оборудования.
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью, водой и другими товарами, правила договора энергоснабжения (ст.ст. 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 543 ГК РФ).
При этом абонент, в соответствии с договором газоснабжения и как это предусмотрено законодательством РФ, обязан обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением газа.
Пункт 93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. N 307 (далее -Правила), устанавливает обязанность потребителя обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12.04.2011 г. ТСЖ "Солнечный берег" заключило договор на техническое обслуживание автономных котельных, в соответствии с которым ежемесячная плата по договору составляет 245000 руб. (л.д. 134-137).
В соответствии с приложением 1 Решения Энгельсского городского совета депутатов от 26.11.2010 г. N 378/02 "Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (платы за найм)" в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений входит техническое обслуживание внутридомовых сетей инженерного оборудования трубопроводов и их сопряжений, предназначенных для подачи газа для плит в целях приготовления пищи, оплата стоимости содержания общего имущества в виде автономной крышной котельной не входит, а потому судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконными начислений платы за содержание котельной на 2011 год.
Системное толкование в совокупности приведенных выше положений свидетельствует о том, что все текущие, неотложные, обязательные и сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома, как объекта, и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Проверяя доводы жалобы в части незаконного начисления по отоплению, судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы в части необходимости расчета отопления, исходя из стоимости 2, 92 руб. за 1 куб.м без учета дополнительных затрат, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ газоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом согласно статье 548 ГК РФ, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539 - 547 ГК РФ).
Федеральный закон от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. N 549 утверждены "Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (далее - Правила).
Глава 3 Правил определяет права и обязанности сторон при исполнении договора. Абонент как сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его, должен незамедлительно извещать поставщика газа о возникшей неисправности прибора учета газа, обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газаи газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, обеспечивая надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования (п. 21 Правил).
Согласно п. 40 Правил, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступлением расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
В соответствии с п. 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 23.11.2004 г. N 194-э/12 (действовавших до 25.11.2011 г.) (далее - Методические указания), в случае если поставка газа населению, осуществляется, в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в пункте 3 при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. В случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3, определенный по утвержденным в установленном порядке, нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Пунктом 3 Методических указаний предусмотрено применение розничных цен на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели.
Аналогичные положения содержатся и в Методических указаниях по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФТС от 27.10.2011 г. N 252 -э/2 ом, действующих с 25.11.2011 года.
Пункт 4 Методических указаний предусматривает, что государственное регулирование розничных цен на газ осуществляется путем установления их фиксированного уровня исходя из:
- на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);
Пункт 14 предусматривает, что розничные цены на газ рассчитываются и устанавливаются в рублях и копейках с учетом в цене налога на добавленную стоимость за 1000 м 3 (1 м3) газа,
Средняя розничная цена на газ для выбранной с учетом положений главы II настоящих Методических указаний территории субъекта Российской Федерации рассчитывается по следующей формуле:
где:
- оптовая цена на газ, определяемая на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта;
- средняя региональная составляющая розничной цены на газ;
- ставка начисления налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
Таким образом, расчет общедомовых нужд (ОДН) по отоплению, в случае его самостоятельного производства в Правилах N 307 не предусмотрен и все затраты относятся только на лицевые счета собственников пропорционально квадратных метров всех жилых помещений жилого дома.
Как следует из экспертного заключения "данные изъяты" от 09.11.2012 г. система газоснабжения квартир жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"" и система газоснабжения автономной газовой крышной котельной являются раздельными и друг с другом не связаны, в связи с чем показания общедомового прибора учета и индивидуального прибора учета Степанова А.Н. не являются взаимосвязанными. Цена газ для нужд населения и цена для нужд общедомовых (квартальных) котельных различаются методиками ценообразования. Цена на газ для бытовых нужд населения (приготовление пищи и индивидуальное отопление) устанавливается Правительством РФ и является дотируемой. Цена на газ для промышленных нужд, к которым относится и газ для нужд общедомовых котельных, определяется газоснабжающей организацией на основании оптовых цен на газ, в цене которой заложены: цена добычи газа, цена транспортировки газа до конечного потребителя. Коммунальная услуга отопление по жилому помещению истца складывается из нескольких составляющих: оплата за газ, оплата за воду, добавляемую в процессе эксплуатации системы отопления, оплата за электроэнергию, необходимую для технологической работы газовых котлов и насосов циркуляции теплоносителя в системе отопления, заработная плата персонала, обслуживающего газовые котлы.
Подпунктом "е" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 1021 установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07.12.2010 г. N 18/1 установлены розничные цены на газ с 01.01.2011 г. - 2,92 руб./куб.м, с 01.04.2011 г. - 3,21 руб.
Приказом ФСТ РФ от 29.11.2010 года N 353-э/2 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению", вступившим в действие с 01.01.2011 г. утверждены оптовые цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению по субъектам РФ, согласно которому стоимость 1 куб.м газа для Саратовской области указана как 2084 руб.
Как установлено судом и следует и подтверждается материалами дела, ТСЖ "Солнечный берег" заключило договор с ООО "Газпром межрегион газ Саратов" на поставку газа N от 01.01.2011 г., по условиям которого цена на газ на границе газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из: оптовой цены на газ в сумме 3214 руб. за 1 куб.м, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифов на услуги по его транспортировке, в т.ч. и в транзитном потоке, по газораспределительным сетям, без учета НДС 18 %. В указанный договор внесены изменения дополнительным соглашением, по которому оплата производится исходя из розничной цены на газ для жилых помещений и оптовой цены для мест общего пользования.
Исходя из представленных расчетов, истцу выставлен тариф за отопление в феврале 2011 г. в сумме 35, 58 руб., в марте 2011 г. - 23,44 руб., в апреле 2011 г. - 18,92 руб., в октябре 2011 г. - 4,94 руб., ноябре 2011 г. - 16,90 руб., декабре 2011 г. - 17,10 руб., тогда как комитетом государственного регулирования тарифов по Саратовской области предельный размер тарифа в отопительный сезон 2011 г. предусмотрен в размере 35 руб. 14 коп.
Эксперт ФИО1, допрошенный в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции, показал, что решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.10.2012 г. по делу А57-17066/2012 по иску ТСЖ "Солнечный берег" к ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" о взыскании неосновательного обогащения на выводы экспертизы не влияет.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы, основанными на вышеуказанном решении, в части необходимости применения расчета истца за отопление в жилом помещении.
Вместе с тем, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным начисления по отоплению за период с января 2011 г. по декабрь 2011 г., исходил из того, что расчет произведен на основании действующего законодательства, не приняв во внимание доводы истца о том, что ответчиком нарушена ст. 157 ЖК РФ.
Из заключения эксперта от 09.11.2012 г. судом апелляционной инстанции установлено, что истцу незаконно произведено начисление по коммунальной услуге - отопление за период с февраля 2011 г. по 2012 г. в повышенном размере.
Согласно техническому паспорту на многоквартирный дом по адресу: "адрес" общая площадь жилых помещений составляет 9188, 6 кв.м (предоставленного эксперту при назначении экспертизы с материалами дела т. 2 л.д.158), тогда как расчет ТСЖ "Солнечный берег" производило из расчета 9108, 6 кв.м.
Таким образом, за февраль 2011 г. истцу излишне начислено 12, 46 руб., март 2011 г. - 8, 44 руб., апрель 2011 г. - 6, 83 руб., октябрь 2011 г. - 2,01 руб., ноябрь 2011 г. - 126,63 руб., декабрь 2011 г. - 50,65 руб., а всего на сумму 207 руб.02 коп.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконными действия по начислению за отопление в период с февраля 2011 г. по декабрь 2011 г. подлежит отмене по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований в части признания незаконными действия ТСЖ "Солнечный берег" по начислению Степанову А.Н. оплаты за коммунальную услугу - отопление в сумме 207 руб. 02 коп. за период с 01.02.2011 г. по 31.12.2011 г.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 17.04.2012 г. отменить в части признания незаконными действия по начислению оплаты за коммунальную услугу - отопление за период с февраля 2011г. по декабрь 2011 г. Вынести в указанной части по делу новое решение.
Признать незаконными действия ТСЖ "Солнечный берег" по начислению Степанова А.Н. оплаты за коммунальную услугу - отопление в сумме 207 руб. 02 коп. за период с 01.02.2011 г. по 31.12.2011 г.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.