Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Песковой Ж.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Запевалова Г.В. к ГУ МВД РФ по Саратовской области о признании права па пенсию за выслугу лет
по апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Саратовской области (далее ГУ МВД) на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 05.09.2012 года, которым постановлено:
"Признать за Запеваловым Г.В. право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Обязать ГУ МВД России по Саратовской области назначить Запевалову Г.В. пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" с 01 марта 2012 года".
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения Запевалова Г.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Запевалов Г.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД о признании права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей" и возложении обязанности назначить пенсию с 01.03.2012 года. Свои требования обосновал тем, что с 29.10.2004 года он являлся пенсионером МВД Республики Казахстан и получал пенсию по выслуге лет. В феврале 2012 года со своей семьей переехал на постоянное место жительства в г. "адрес", с этого момента приостановлена выплата пенсии в Казахстане. В июне 2012 года он обратился к ответчику с заявлением о начислении пенсии, 17.07.2012 года в назначении пенсии ему было отказано в связи с тем, что в настоящее время отсутствует соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников СНГ. С отказом в назначении пенсии он не согласен, считает, что в соответствии с вышеназванным Законом и Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года имеет право на назначение пенсии.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что истец не имеет право на назначение пенсии на основании положений Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей", так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 года включение в выслугу лет службы в органах противопожарной службы возможно только в случае заключения между Российской Федерацией и государством - участником СНГ соглашения (договора) о социальном обеспечении. Такое соглашение между РФ и Республикой Казахстан не заключено. Соглашением от 24.12.1993 года обязанность пенсионного обеспечения лиц, уволенных из других министерств и ведомств, в том числе МЧС Республики Казахстан, на МВД РФ не возложена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, Запевалов Г.В. являлся пенсионером МВД Республики Казахстан с 29 октября 2004 года. Данные обстоятельства подтверждаются справкой N 24048 департамента внутренних дел г. Алма-Аты и материалами пенсионного дела.
В феврале 2012 года Запевалов Г.В. переехал на постоянное место жительства в "адрес".
С 01 марта 2012 года ему была прекращена выплата пенсии Государственным центром по выплате пенсии, что подтверждается справкой Департамента внутренних дел г. Алма-Аты от 13.04.2012 года N 12/55.
28 июня 2012 года Запевалов Г.В. обратился в ГУ МВД с заявлением о назначении ему пенсии.
Письмом ГУ МВД N 20/2055 от 17.07.2012 года в пенсионном обеспечении ему было отказано в связи с тем, что Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников СНГ от 24.12.1993 года обязанность для пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников Соглашения, не входящих в систему органов внутренних дел (в частности МЧС), при переходе их на постоянное жительство из одного государства в другое, не возлагается на министерства внутренних дел Сторон.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. К таким условиям относится, кроме того, наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах.
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" действие закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 названного Закона Российской Федерации пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).
Согласно пункту "б" статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществляется пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
В соответствии с указанным законом Правительством РФ принято постановление от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно положениям названного выше постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г. в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы в частности лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы засчитывается служба в Государственной противопожарной службе других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми РФ либо бывшим СССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы их службы в других государствах.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашений стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года и "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24.12.1993 года.
В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
Аналогичные положения закреплены ст. 2 Соглашения 1993 года, устанавливающие невозможность изменения установленной выслуги лет. При этом также предусматривается возможность изменения размера пенсии исходя из размера денежного довольствия.
Указанные выше Соглашения не предусматривают обязательного принятия каких-либо дополнительных правовых актов, предусматривающих порядок зачета в выслугу лет службы в органах противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников Соглашений.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на получение пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 и несостоятельности доводов ответчика о необходимости наличия специального Соглашения, предусматривающего зачет в выслугу лет службы в органах противопожарной службы МЧС.
Следует отметить, что согласно пункту "б" статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда соглашается с решением суда первой инстанции, так как приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 05.09.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД РФ по Саратовской области - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.