Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09 октября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Старцевой Е.А.,
судей Мелехиной Т.И., Степановой М.Г.,
при секретаре Усачовой М.В.,
с участием прокурора Ромащева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сургута в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сургута о возложении обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и принятии муниципального правового акта, регламентирующего организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп,
по апелляционному представлению прокурора на решение Сургутского городского суда от 23 июля 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., заключение прокурора Ромащева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Сургута, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие администрации г. Сургута по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Сургута, понуждении организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать, принять и обнародовать муниципальный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения администрацией г. Сургута требований законодательства об отходах производства и потребления, установлено, что сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории городского округа не организован, чем нарушаются права неопределенного круга лиц проживающих и временно пребывающих на территории города, на безопасную и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Бондаренко К.Ю. исковые требования поддержал.
Представитель администрации г. Сургута Кураева Е.В. против удовлетворения иска возражала, т.к. администрацией г. Сургута сбор отработанных ртутьсодержащих ламп организован.
Судом постановлено указанное выше решение, которое прокурор просит отменить. Положенное в основу оспариваемого решения постановление администрации города Сургута N 5146 от 9 августа 2011 года "О порядке организации обращения с ртутьсодержащими отходами на территории города Сургута" распространяется лишь на муниципальные организации и носит рекомендательный характер. Вопрос сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города не урегулирован, места сбора, которые были бы доступны для организаций всех форм собственности, а не только муниципальных организаций, не определены. Отсутствие порядка сбора и не определение места сбора ртутьсодержащих ламп может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Администрация г. Сургута, возражая против доводов представления, просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Сургута не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 327, 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционное представление прокурора в отсутствии не явившегося лица.
Участвующий в судебном заседании прокурор апелляционное представление поддержал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления и возражений, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии с подп. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 13 последнего Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, которыми установлен порядок обращения с указанными отходами производства и потребления.
Согласно пункта 4 вышеуказанных Правил потребители ртутьсодержащих ламп, то есть юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
При этом в силу пункта 8 указанных Правил органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Согласно пункту 9 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований в части незаконности бездействия администрации г. Сургута по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и понуждении осуществить указанную обязанность, суд исходил из того, что имеется утвержденный постановлением администрации г. Сургута от 9 августа 2011 года N 5146 Порядок организации обращения с ртутьсодержащими отходами на территории г. Сургута.
Между тем, судом не принято во внимание, что указанный нормативный акт регламентирует порядок обустройства мест накопления ртутьсодержащих отходов и их накопление организациями, не имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Положений свидетельствующих об организации порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, указанный Порядок не содержит.
Доказательств того, что в городе окружного значения Сургут принято решение по вопросу организации сбора ртутьсодержащих отходов администрацией г. Сургута в силу ст. 249 ГПК РФ не представлено.
Также как не представлено доказательств того, что в муниципальном образовании функционирует соответствующая специализированная организация и организованы пункты приема опасных ртутьсодержащих отходов, а также доказательств информированности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
При таком положении решение суда об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействие администрации г. Сургута по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и понуждении организовать их сбор, нельзя признать законным и обоснованным. Оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора в этой части.
Разрешая вопрос о сроке исполнения решения суда, обязывающего совершить определенные действия по правилам ч.2 ст. 206 ГПК РФ, судебная коллегия находит заявленный прокурором шестимесячный срок разумным и достаточным. Доказательств иного администрацией г. Сургута не представлено.
Между тем, оснований для отмены решения суда в части возложения на администрацию обязанности разработать, принять и обнародовать муниципальный правовой акт, регламентирующий организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, не имеется, поскольку, как правильно установил суд первой инстанции, вопрос целесообразности принятия органом или должностным лицом нормативного правового акта относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сургутского городского суда от 23 июля 2012 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействие администрации г. Сургута по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и понуждении организовать их сбор, отменить и принять в этой части новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации города Сургута по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования город окружного значения Сургут.
Обязать администрацию города Сургута в течение 6 месяцев организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Старцева Е.А.
Судьи: Степанова М.Г.
Мелехина Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.