Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30 октября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Блиновской Е.О.
судей: Мелехиной Т.И., Степановой М.Г.
при секретаре Усачовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. об оспаривании решения ГИБДД УМВД (адрес) об отказе в проведении регистрационных действий,
по апелляционной жалобе Г. на решение Сургутского городского суда от 03 августа 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Г. об оспаривании решения ГИБДД УМВД (адрес) о признании незаконным отказа РЭО ГИБДД УМВД (адрес) от (дата) в производстве заявленных регистрационных действий, об обязывании РЭО ГИБДД УМВД (адрес) снять с регистрационного учета за прежними собственниками транспортные средства, выдать паспорта транспортных средств на имя Г. регистрации транспортного средства и выдаче паспорта транспортного средства, отказать".
Заслушав доклад судьи Мелехиной Т.И., мнение представителя заявителя С. об отмене решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г. обратился в суд с указанным выше заявлением, мотивируя тем, что (дата) он участвовал в аукционе по реализации транспортных средств, проводимого ООО " -", где приобрел в собственность ЛОТ N 1 "Автомобили -", в который входили автомашины: "данные изъяты". (дата) заявитель обратился в ГИБДД УМВД (адрес) с заявлением о снятии автомашин с регистрационного учета за прежними владельцами и выдаче ПТС с целью полной реализации права собственности на приобретенные транспортные средства. В РЭО ГИБДД УМВД (адрес) ему было отказано со ссылкой на п. 16 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001. С данным отказом не согласен. Транспортные средства были им приобретены в ООО " -", являющееся штрафной стоянкой, на которую в соответствии с КоАП РФ, Постановлением Правительства РФ N 759 от 18.12.2003 г. "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" помещается задерживаемый в административном, а также в уголовном порядке автотранспорт. После помещения транспортных средств на стоянку между владельцами транспортных средств и ООО " -" складываются отношения по хранению вещей в силу закона и регулируются Главой 47 ГК РФ. Сделка по приобретению в собственность перечисленных транспортных средств в результате проведения аукциона является законной, право собственности на транспортные средства у него возникло в результате аукциона и действия сотрудников ГИБДД по отказу в снятии с регистрационного учета транспортных средств являются незаконными. Просил признать незаконным отказ РЭО ГИБДД УМВД (адрес) от (дата) в производстве заявленных регистрационных действий и обязать снять с регистрационного учета за прежними собственниками транспортные средства, выдать паспорта транспортных средств на имя Г.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Г., представителя ООО " -".
В судебном заседании представитель заявителя С. настоял на заявленных требованиях в полном объеме, указал, что транспортные средства относятся к движимым вещам, право собственности возникает с момента совершения сделки, а не с момента регистрации. Право же собственности у заявителя не может быть реализовано, чем ущемлены его конституционные права. Приказ МВД РФ N 1001 от 24.11.2008 г., регламентирующий порядок производства регистрационных действий в отношении транспортных средств позволяет осуществить заявленные заявителем регистрационные действия.
Представитель должностного лица ГИБДД УМВД (адрес) П. с требованиями заявления не согласился, так как в нарушении п. 16 Административного регламента для совершения регистрационных действий, утвержденных Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" собственником не представлены документы, являющиеся обязательными для совершения регистрационных действий, в связи с чем Г. отказано в производстве регистрационных действий - в снятии с регистрационного учета транспортных средства. Полагает отказ в совершении регистрационных действий является законным и обоснованным.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым его требования удовлетворить. Считает сделку по приобретению транспортных средств законной. Судом не применен закон подлежащий применению - нормы ГК РФ, касающиеся реализации невостребованных вещей при хранении. Также указывает, что поскольку автомобили были приобретены через аукцион и без участия прежних владельцев, паспорт транспортного средства, государственные регистрационные знаки, свидетельство о регистрации транспортного средства не могли быть представлены в органы ГИБДД для совершения регистрационных действий. Суд не применил нормы, содержащиеся в Приказе МВД РФ N 1001 от 24.11.2008 г., позволяющие осуществить заявленные регистрационные действия при имеющихся у заявителя документах( п. 4,5,20,24.5,32,41,42,49 данного Приказа). Автотранспорт относится к движимым вещам и соответствующие права на него возникают у лиц не с момента государственной регистрации таких прав, а с момента совершения соответствующей сделки в отношении автотранспорта.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1ч.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Приказом Министра Внутренних дел РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 утверждены "Правила регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации", которые устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства( п.1 Правил).
Согласно пункту 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилам.
В соответствии с п.5Правил юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, истечения срока временной регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо прекращения права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Регистрация снятых с регистрационного учета в Госавтоинспекции транспортных средств, номерных агрегатов, приобретенных на основании договора, заключенного в простой письменной форме, подписанного сторонами сделки, а также заверенного печатью, если наличие печати у участников сделки предусмотрено законодательством Российской Федерации, производится при представлении договора, заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.29 Правил изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств, выдача свидетельств о регистрации транспортных средств, паспортов транспортных средств и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов взамен утраченных, непригодных для использования или при их отсутствии в случаях, предусмотренных п.43 настоящих Правил, а также иные регистрационные действия (кроме временной регистрации места пребывания транспортных средств) производятся регистрационными подразделениями по месту регистрации транспортных средств.
На основании заявлений о снятии транспортных средств с регистрационного учета в связи с прекращением права собственности на них в случаях изменения места регистрации собственников, являющихся физическими лицами, допускается снятие транспортных средств с регистрационного учета в регистрационных подразделениях по месту регистрации транспортных средств( п.30 Правил).
Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение номер 2 к приказу у МВД России от 24.11.2008 N 1001) определяет сроки и последовательность действий должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Конечным результатом исполнения государственной функции по регистрации транспортных средств является своевременное проведение необходимых действий и выдача предусмотренных для данного регистрационного действия документов и (или) государственных регистрационных знаков либо обоснованный отказ ( п.4 Регламента).
Перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции указаны в п.33 Регламента. Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном Административным регламентом.
Из материалов дела следует, что собственниками заявленных Г. автомобилей являются другие лица, данные транспортные средства были помещены на штрафную стоянку ООО " -" в соответствии с договором (номер) от (дата), заключенным с УВД (адрес).
Обращаясь в ГИБДД с заявлением о снятии автомобилей с регистрационного учета за прежними собственниками и выдаче паспорта транспортного средства, заявитель ссылается на протокол торгов от (дата) как на правоустанавливающий документ его права собственности на эти автомобили, при этом паспорта транспортного средства на них отсутствуют.
Правилами о государственной регистрации автомототранспортных средств не предусмотрена возможность производства регистрационных действий без волеизъявления собственника (владельца) транспортного средства. В соответствии с Правилами для снятия автомобиля с регистрации необходимо обращение собственника в РЭО ГИБДД ОВД с соответствующим заявлением о снятии с регистрационного учета; необходимо представить автомобиль для осмотра; представить регистрационные документы на автомобиль (паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС), номерной знак ТС.
Оснований для снятия автомобиля с регистрационного учета на основании протокола об аукционе не имеется, поскольку действующими нормативными актами установлен специальный порядок снятия автомобиля с учета в РЭО ГИБДД и постановки его на учет на нового собственника.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции постановил законное и обоснованное судебное решение, обоснованно отказал заявителю в удовлетворения его требования о возложении обязанности на РЭО ГИБДД УМВД РФ (адрес) по снятию транспортных средств с регистрационного учета за прежними собственниками и выдаче паспорта транспортного средства на имя заявителя.
Доводы, которыми аргументирована апелляционная жалоба, являлись предметом проверки и исследования в суде первой инстанции; по мотивам, изложенным в судебном постановлении, правильно признаны несостоятельными.
По условиям договора (номер) от (дата) о взаимодействии должностных лиц ОВД РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу ( п.п. 2.3.3, 2.3.4) при отсутствии владельцев транспортных средств организация вправе передать собранный материал в судебные органы для решения вопроса об установлении формы собственности транспортных средств, в случае признания судом транспортных средств бесхозяйными, снять их с регистрационного учета для дальнейшей реализации или утилизации.
Доказательства наличия обстоятельств, позволяющих применить требования п. 2 ст. 899 ГК РФ, в материалах дела отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит доводов о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от 03 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Г.-без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи: Мелехина Т.И.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.