Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30 октября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Блиновской Е.О.
судей: Мелехиной Т.И.,Степановой М.Г.
при секретаре Усачовой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. об оспаривании решения ГИБДД УМВД (адрес) об отказе в проведении регистрационных действий,
по апелляционной жалобе З. на решение Сургутского городского суда от 03 августа 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления З. об оспаривании решения ГИБДД УМВД (адрес) о признании незаконным отказа РЭО ГИБДД УМВД (адрес) от (дата) в производстве заявленных регистрационных действий, об обязывании РЭО ГИБДД УМВД (адрес) снять с регистрационного учета за прежними собственниками транспортные средства, выдать паспорта транспортных средств на имя З. регистрации транспортного средства и выдаче паспорта транспортного средства, отказать".
Заслушав доклад судьи Мелехиной Т.И., мнение представителя заявителя З. - С. об отмене решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З. обратился в суд с указанным выше заявлением, мотивируя тем, что (дата) он участвовал в аукционе по реализации транспортных средств, проводимого ООО " -", где приобрел в собственность ЛОТ N 2 "Автомобили -", в который входили автомашины: "данные изъяты". (дата) заявитель обратился в ГИБДД УМВД (адрес) с заявлением о снятии автомашин с регистрационного учета за прежними владельцами и выдаче ПТС с целью полной реализации права собственности на приобретенные транспортные средства. В РЭО ГИБДД УМВД (адрес) ему было отказано со ссылкой на п. 16 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001. С данным отказом заявитель не согласен. Указывает, что транспортные средства были им приобретены в ООО " -", являющееся штрафной стоянкой, на которую в соответствии с КоАП РФ, Постановлением Правительства РФ N 759 от 18.12.2003 г. "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" помещается задерживаемый в административном, а также в уголовном порядке автотранспорт. Полагает, что после помещения транспортных средств на стоянку между владельцами транспортных средств и ООО " -" складываются отношения по хранению вещей в силу закона и регулируются Главой 47 ГК РФ. Сделка по приобретению в собственность перечисленных транспортных средств в результате проведения аукциона является законной. Полагает, что право собственности на транспортные средства у него возникло в результате аукциона и действия сотрудников ГИБДД по отказу в снятии с регистрационного учета транспортных средств являются незаконными. Просил признать незаконным отказ РЭО ГИБДД УМВД (адрес) от (дата) в производстве заявленных регистрационных действий и обязать снять с регистрационного учета за прежними собственниками транспортные средства, выдать паспорта транспортных средств на имя З.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя З., представителя ООО " -".
В судебном заседании представитель заявителя С. требования поддержал, указал, что транспортные средства относятся к движимым вещам, право собственности возникает с момента совершения сделки, а не с момента регистрации. Право же собственности у заявителя не может быть реализовано, чем ущемлены его конституционные права. Приказ МВД РФ N 1001 от 24.11.2008 г., регламентирующий порядок производства регистрационных действий в отношении транспортных средств позволяет осуществить заявленные заявителем регистрационные действия.
Представитель должностного лица ГИБДД УМВД (адрес) П. с требованиями заявления не согласился, так как в нарушении п. 16 Административного регламента для совершения регистрационных действий, утвержденных Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" собственником не представлены документы, являющиеся обязательными для совершения регистрационных действий, в связи с чем З. отказано в производстве регистрационных действий - в снятии с регистрационного учета транспортных средства. Полагает отказ в совершении регистрационных действий является законным и обоснованным.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе З. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым его требования удовлетворить. Считает сделку по приобретению транспортных средств законной. Судом не применены нормы ГК РФ, касающиеся реализации невостребованных вещей при хранении. Поскольку автомобили были приобретены через аукцион и без участия прежних владельцев, паспорт транспортного средства, государственные регистрационные знаки, свидетельство о регистрации транспортного средства не могли быть представлены в органы ГИБДД для совершения регистрационных действий. Суд не применил нормы, содержащиеся в Приказе МВД РФ N 1001 от 24.11.2008 г., позволяющие осуществить заявленные регистрационные действия при имеющихся у заявителя документах ( п. 4,5,20,24.5,32,41,42,49 ). Автотранспорт относится к движимым вещам и соответствующие права на него возникают у лиц не с момента государственной регистрации таких прав, а с момента совершения соответствующей сделки в отношении автотранспорта.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1ч.1 ГПК РФ, обсудив апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Приказом Министра Внутренних дел РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 утверждены "Правила регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации", которые устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства( п.1 Правил).
Согласно пункту 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилам.
В соответствии с п.5Правил юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, истечения срока временной регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо прекращения права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Регистрация снятых с регистрационного учета в Госавтоинспекции транспортных средств, номерных агрегатов, приобретенных на основании договора, заключенного в простой письменной форме, подписанного сторонами сделки, а также заверенного печатью, если наличие печати у участников сделки предусмотрено законодательством Российской Федерации, производится при представлении договора, заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.29 Правил изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств, выдача свидетельств о регистрации транспортных средств, паспортов транспортных средств и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов взамен утраченных, непригодных для использования или при их отсутствии в случаях, предусмотренных п.43 настоящих Правил, а также иные регистрационные действия (кроме временной регистрации места пребывания транспортных средств) производятся регистрационными подразделениями по месту регистрации транспортных средств.
На основании заявлений о снятии транспортных средств с регистрационного учета в связи с прекращением права собственности на них в случаях изменения места регистрации собственников, являющихся физическими лицами, допускается снятие транспортных средств с регистрационного учета в регистрационных подразделениях по месту регистрации транспортных средств( п.30 Правил).
Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение номер 2 к приказу у МВД России от 24.11.2008 N 1001) определяет сроки и последовательность действий должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Конечным результатом исполнения государственной функции по регистрации транспортных средств является своевременное проведение необходимых действий и выдача предусмотренных для данного регистрационного действия документов и (или) государственных регистрационных знаков либо обоснованный отказ ( п.4 Регламента).
Перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции указаны в п.33 Регламента. Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном Административным регламентом.
Из материалов дела следует, что собственниками заявленных З. автомобилей являются другие лица, данные транспортные средства были помещены на штрафную стоянку ООО " -" в соответствии с договором (номер) от (дата), заключенным с УВД (адрес).
Обращаясь в ГИБДД с заявлением о снятии автомобилей с регистрационного учета за прежними собственниками и выдаче паспорта транспортного средства, заявитель ссылается на протокол торгов от (дата) как на правоустанавливающий документ его права собственности на эти автомобили, при этом паспорта транспортного средства на них отсутствуют.
Правилами о государственной регистрации автомототранспортных средств не предусмотрена возможность производства регистрационных действий без волеизъявления собственника (владельца) транспортного средства. В соответствии с Правилами для снятия автомобиля с регистрации необходимо обращение собственника в РЭО ГИБДД ОВД с соответствующим заявлением о снятии с регистрационного учета; необходимо представить автомобиль для осмотра; представить регистрационные документы на автомобиль (паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС), номерной знак ТС.
Оснований для снятия автомобиля с регистрационного учета на основании протокола об аукционе не имеется, поскольку действующими нормативными актами установлен специальный порядок снятия автомобиля с учета в РЭО ГИБДД и постановки его на учет на нового собственника.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции постановил законное и обоснованное судебное решение, обоснованно отказал заявителю в удовлетворения его требования о возложении обязанности на РЭО ГИБДД УМВД РФ (адрес) по снятию транспортных средств с регистрационного учета за прежними собственниками и выдаче паспорта транспортного средства на имя заявителя.
Доводы, которыми аргументирована апелляционная жалоба, являлись предметом проверки и исследования в суде первой инстанции; по мотивам, изложенным в судебном постановлении, правильно признаны несостоятельными.
По условиям договора (номер) от (дата) о взаимодействии должностных лиц ОВД РФ с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу ( п.п. 2.3.3, 2.3.4) при отсутствии владельцев транспортных средств организация вправе передать собранный материал в судебные органы для решения вопроса об установлении формы собственности транспортных средств, в случае признания судом транспортных средств бесхозяйными, снять их с регистрационного учета для дальнейшей реализации или утилизации.
Доказательства наличия обстоятельств, позволяющих применить требования п. 2 ст. 899 ГК РФ, в материалах дела отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы заявителя, направленные на переоценку установленных судом обстоятельств, не подпадают под положения ст.330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от 03 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя З.-без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи: Мелехина Т.И.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.