Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Юрьева И.М.,
судей: Мироненко М.И., Шкилёва П.Б.,
при секретаре Солониной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ванюшкиной Л.А. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности по выдаче удостоверения "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 19 июня 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Ванюшкиной Л.А. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2012 года N 03-01-1487/12 учесть награждение "Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации" как ведомственного знака отличия в труде в присвоении звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда" Ванюшкиной Л.А.".
Заслушав доклад судьи Мироненко М.И.,пояснения представителя истца Ашихминой Г.В., представителя ответчика Фролова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ванюшкина Л.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее Департамент) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении на ответчика обязанности по выдаче удостоверения "Ветеран труда". Требования истца Ванюшкиной Л.А. мотивированы следующим. 27 декабря 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", указывая на то, что на основании приказа Министерства топлива и энергетики награждена почетной грамотой министерства за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса РФ. Почетная грамота относится к ведомственным наградам за труд и является основанием для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда". Однако ответчиком отказано истцу в присвоении звания по причине того, что указанная почетная грамота не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п. Ванюшкина Л.А. считает отказ ответчика в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным и влекущим нарушение прав истца на получение соответствующих льгот.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Ванюшкиной Л.А., извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Недуха В.А. исковые требования не признал, пояснил, что отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст. 7 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", положений Закона ХМАО-Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", ст. 85 БК РФ, постановления Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п. Ответчик полагает, что судом не приняты во внимание нормы материального права, определяющие, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с этими полномочиями названные публично-правовые образования вправе самостоятельно утверждать соответствующий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Поскольку почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не предусмотрена Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п, то отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
В возражении на апелляционную жалобу Ванюшкина Л.А. указывает, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, считает решение суда законным и обоснованным, поскольку нормами федерального законодательства предусмотрено право субъектов Российской Федерации самостоятельно утверждать перечень лиц и наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", однако данный перечень не должен ухудшать права граждан по сравнению с федеральным законодательством. Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, установленным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п, ответчиком неправомерно сужен перечень ведомственных наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", что ущемляет законные интересы истца.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Ванюшкина Л.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного постановления.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения Ванюшкиной Л.А. с настоящим иском в суд послужил неправомерный, по ее мнению, отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении звания "Ветеран труда".
Судом первой инстанции установлено, доводами жалобы не опровергается, что Ванюшкина Л.А. подала в Управление социальной защиты населения по г. Когалыму заявление о присвоении звания "Ветеран труда", ссылаясь на наличие у нее ведомственного знака отличия в труде - почетной грамоты Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, которой она награждена на основании приказа министра топлива и энергетики РФ N180/П от 14 августа 1998 года. Однако в присвоении звания "Ветеран труда" истцу было отказано по тому основанию, что почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не предусмотрена Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п, в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда" (л.д. 10-11).
Постанавливая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ), согласно которым ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом ХМАО-Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
По смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 данного Закона.
В пределах предоставленных полномочий законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования Ванюшкиной Л.А., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N103-п), определившим исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения звания "Ветеран труда" гражданам субъекта.
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения наград, знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 21.06.2004 г. N 19 (в редакции от 14.02.2008 г.) почетная грамота Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 11 (в редакции от 02.12.2008 г.) почетная грамота отнесена к ведомственным наградам Министерства энергетики Российской Федерации.
При рассмотрении дела суд правильно учел разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", согласно которым в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" и Законом ХМАО-Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" основания, а именно награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии у истца Ванюшкиной Л.А. права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ей указанного звания.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Оспаривая решение суда в апелляционном порядке, ответчик приводит доводы, аналогичные представленным в суде первой инстанции возражениям против заявленных требований. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по приведенным выше основаниям правильно отклонены судом.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 19 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Юрьев И.М.
Судьи:
Мироненко М.И.
Шкилёв П.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.