Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
Председательствующего судьи Александровой Н.Н.,
судей: Ковалёва А.А., Максименко И.В.,
при секретаре Левдиной В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к администрации города о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
по апелляционной жалобе ответчика администрации . на решение Октябрьского районного суда от 14 июня 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Б. к администрации города о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, удовлетворить.
Признать за Б. право на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту ее жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм как за лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей".
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения представителя ответчика (ФИО обезличено)16, поддержавшей доводы жалобы,истца Б. возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в суд с иском к администрации города о признании права на внеочередное получение жилого помещения и обязании администрации города предоставить пригодное для проживания жилое помещение во внеочередном порядке как нуждающейся в жилом помещении.
Требования мотивированы тем, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правом на получение жилого помещения как лицу из числа детей-сирот не воспользовалась и о наличии такого права узнала только в 2011 году. На обращение в органы местного самоуправления о предоставлении жилого помещения истцу было отказано. Б. считает действия ответчика незаконными, нарушающими ее права, предусмотренные законом от 21.12.1996г. N159-ФЗ. То обстоятельство, что истец не обращалась в соответствующие органы о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не является основанием для отказа в предоставлении жилья, так как обязанность по постановке на учет возлагается на органы местного самоуправления.
Истец Б. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика (ФИО обезличено)23 исковые требования не признал.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация (ФИО обезличено)24 просит решение суда отменить, принять новое решение, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст.20 ГК РФ, ст.ст.1, 8 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выразившемся в том, что соответствующие гарантии могут быть предоставлены конкретной категории лиц (детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) по достижению указанной категорией лиц определенного возраста - 23 лет. Вместе с тем, истец, по достижении возраста 23 лет, своим правом не воспользовалась и на данный момент ее возраст превышает 23 лет, что исключает возможность распространения на нее действия ФЗ N159-ФЗ. Кроме того, местом жительства истца является "данные изъяты", следовательно, суд необоснованно указал на необходимость предоставления (ФИО обезличено)25. жилого помещения в "данные изъяты". Также судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие деятельность органов опеки и попечительства; необоснованно сделан вывод о передачи личного дела истца в администрацию "данные изъяты" района.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика П. на доводах указанных в апелляционной жалобе настаивает просит решение суда отменить и в удовлетворении требований Б.. отказать..
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Б. с доводами указанными в апелляционной жалобе ответчика не согласилась, так как решение было вынесено в соответствии с представленными сторонами доказательствами оснований для признания данных доказательств незаконными не имеется, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу администрации "данные изъяты" без удовлетворения.
Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Б. (дата обезличена) рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справками о смерти родителей, справкой Управления опеки и попечительства администрации "данные изъяты" от (дата обезличена) года (номер обезличен), постановлением главы администрации об учреждении опеки от (дата обезличена) года (номер обезличен), заявлениями БФ и Б. (л.д.15, 17, 19-20, 53-54, 87-88).
Таким образом, довод администрации "данные изъяты" о том, что Б. не может быть отнесена к указанной категории лиц, ошибочен.
Судом установлено, доводами жалобы не опровергается, что Б. не имеет закрепленного жилья, а также не имеет какого-либо иного жилого помещения на праве собственности или на условиях социального найма. Материалами дела подтверждается, что Б. является нуждающейся в жилом помещении.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Б. в 2004 году было предоставлено жилое помещение на условиях социального найма, от которого истец позднее отказалась, также не может быть принята судом во внимание, поскольку как видно из имеющегося в материалах дела договора найма жилого помещения от (дата обезличена) Б. было предоставлено во временное пользование для проживания койко-место в общежитии на срок с (дата обезличена) года (л.д.55). Таким образом, довод о реализации истцом права на получение жилого помещение на условиях социального найма, ошибочен.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для предоставления жилого помещения являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и без учета положений пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Б. в декабре 2010 года, мае 2011 года, марте 2012 года обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в удовлетворении заявлений истцу было отказано с указанием на порядок постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также отсутствие оснований для предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот (л.д.49, 58, 67-68, 90-91).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ N159-ФЗ) жилыми помещениями указанная категория детей обеспечивается, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. К числу таких лиц отнесены и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В связи с чем доводы жалобы о том, что предоставление жилых помещений указанной категории лиц из числа детей-сирот возможно только в случае признания их малоимущими, являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе.
Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди, в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие закрепленного жилого помещения (пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, то обстоятельство, что Б. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на условиях социального найма, также не может служить основанием для отказа истцу в реализации её прав, поскольку, исходя из смысла статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 8 ФЗ N159-ФЗ, постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный характер, однако для такой категории лиц, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достаточным является наличие соответствующего статуса и, следовательно, для них не требуется самостоятельного обращения с заявлением о постановке на учет.
В случае учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления, на данном учете будут состоять только граждане, в отношении которых имело место обращение в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом необходимых документов в порядке статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не все граждане, имеющие право на внеочередное обеспечение жилым помещением в силу ФЗ N 159-ФЗ.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам на основании решений органа местного самоуправления по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (статьи 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ N159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, приведенные нормы не содержат прямого указания на то, что местом жительства сироты в целях реализации его жилищных прав является населенный пункт, из которого сирота был помещен под опеку, в образовательное учреждение, учреждение социального обслуживания, а не любой другой населенный пункт, который сирота выбрал себе для постоянного проживания.
Кроме того, как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, исходя из смысла данных норм, гарантируемая указанной категории лиц социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью фактически будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
При таких обстоятельствах, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет не является основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с пунктом 1 статьи 8 ФЗ N159-ФЗ, а также частью 2 статьи 49, статьи 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при проживании в жилом помещении общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у истца отсутствует закрепленное за ней жилое помещение, а также жилое помещение на праве собственности, в силу указанных норм материального права, у органа местного самоуправления обязанность по обеспечению Б. жилым помещением возникла после прекращения над ней попечительства, однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
При этом судом в мотивировочной части судебного постановления правильно указано на то, что жилое помещение Б. должно быть предоставлено в "данные изъяты", как в месте, выбранном истцом для постоянного жительства. Данный вывод суда подробно мотивирован.
Таким образом, учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда от 14 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации г "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи: Ковалёв А.А.
Максименко И.В.
N 33-3723/2012
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.