Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего МАРЧУК Е.Г.,
судей коллегии АКБАШЕВОЙ Л.Ю., ДОЛМАТОВА М.В.,
при секретаре ГАНЖУРОВОЙ М.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мотигуллиной З.М. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 августа 2012 года, которым постановлено:
Мотигуллиной З.М. в удовлетворении иска к Администрации город Ноябрьск, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на получение жилищного сертификата по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 года, без передачи жилого помещения в городе Ноябрьске; признании незаконным приказа Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2012 года N 211-ОД, решения окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, в части отказа в оформлении бланка государственного жилищного сертификата, отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа - МАРЧУК Е.Г., объяснения представителя Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа - Колесникова Д.В., действующего на основании доверенности от 07 декабря 2011 года, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Мотигуллина З.М. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации МО город Ноябрьск о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) незаконным и признании права на получении социальной выплаты. В обоснование исковых требований указала на то, что с ноября 2001 года состоит в списках участников программы на переселение граждан из районов Крайнего Севера. 13 июля 2010 года Администрация МО город Ноябрьск сообщила, что решением общественной жилищной комиссии при Администрации города Ноябрьска она включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 год, составом семьи 1 человек.
05 мая 2012 года Ноябрьским городским Департаментом по имуществу Мотигуллина З.М. была уведомлена о включении в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и необходимости в срочном порядке предоставления пакета документов в соответствии с пунктом 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, согласно перечну документов. Однако, после сдачи документов, 06 июля 2012 года истицу уведомили о том, что ей отказано в выдаче жилищного сертификата ввиду неполного пакета документов. Мотигуллина З.М. считает, что отказ является незаконным, поскольку она имеет право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании Мотигуллина З.М. на удовлетворении иска настаивала.
Представитель Ноябрьского городского Департамента по имуществу Администрации МО город Ноябрьск в судебном заседании участие не принимал, представил письменный отзыв на иск.
Представитель Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие, представил возражения на иск, исковые требования не признал.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласна истица.
В апелляционной жалобе Мотигуллина З.М. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушений норм материального закона. В жалобе указала на то, что передача жилого помещения органу местного самоуправления возможно лишь при наличии у нее жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности. Жилое помещение, где она проживает, принадлежит ее детям, обязательств по сдаче жилья при предоставлении пакета документов она на себя не принимала и не могла принять, поскольку не является собственником жилого помещения. Собственники квартиры - Мотигуллина Р.Т. и Мотигуллин Л.Т. не изъявили желания участвовать в подпрограмме "Жилище", право на получение жилищной субсидии за ними не признано, обязательств по передаче своего имущества в случае предоставления жилищной субсидии матери - Мотигуллина Р.Т. и Мотигуллин Л.Т. не давали, просит принять новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа - Колесникова Д.В., действующего на основании доверенности от 07 декабря 2011 года, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с подп. "в" п. 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлениемПравительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. N 153 (далее - Правила), участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с подп. "ж" п. 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг (супруга), их дети, родители, а также усыновленные и усыновители данного гражданина.
Как следует из материалов дела, Мотигуллина З.М., проживающая в "адрес", совместно с дочерью Мотигуллиной Р.М., является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2012 год, составом семьи 1 человек, претендует на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами ЯНАО.
Жилое помещение, в котором проживает истица, было передано в собственность Мотигуллиной З. М. и ее детям Мотигуллиной Р.Т. и Мотигуллину Л.М. на основании договора от 16 октября 1997 года передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации (л.д. 32).
Согласно договору дарения от 09 января 2008 года, истица подарила 1\3 долю в праве собственности на "адрес" дочери - Мотигуллиной Р.Т. (л.д.34).
Приказом N 211-ОД Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2012 года Мотигуллиной З.М. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата ввиду неполного пакета документов (пункт 44 Правил).
Отказ в выдаче государственного сертификата обоснован тем, что условием его выдачи гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащему ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами семьи обязательство о безвозмездном отчуждении данного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Представление обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения гражданином, претендующим на получение жилищного сертификата, в силу ст. 6 ФЗ N 125-ФЗ и п. 44 Правил, является обязательным.
Однако, обязательства передачи своей доли в праве общей долевой собственности в муниципальную или государственную собственность истица, участник подпрограммы, на себя не принимала. Также дети (члены семьи) истицы, являющиеся собственниками указанного жилого помещения, не желающие отчуждать помещение и не являющиеся участниками подпрограммы, такого обязательства на себя также не принимали.
Федеральным законом и Правилами не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты без осуществления сдачи жилого помещения, принадлежащего на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи, которые проживают совместно с ним и не желают выезжать за пределы Крайнего Севера, то есть законодатель, не предусмотрев иного механизма реализации права, исключил возможность получения гражданами жилищной субсидии без выполнения установленных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Доводы истицы о том, что Мотигуллина Р.Т. и Мотигуллин Л.Т. отказались от участия в программе и не намерены выезжать за пределы районов Крайнего Севера, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание, поскольку это обстоятельство не освобождает истицу от выполнения требований, установленных законодательством для получения государственного жилищного сертификата.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены правильно, представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, существенных нарушений норм материального и процессуального закона не допущено.
Решение суда отвечает требованиям ст.195 ГПК РФ о законности и обоснованности, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.