Решение Верховного суда Республики Тыва от 05 октября 2012 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Тыва Канзай А.А., при секретаре Ооржак А.А., рассмотрев жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Кызылский родильный дом N1" на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 сентября 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
18 сентября 2012 года главным специалистом-экспертом отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребсоюза по Республике Тыва А.Д. в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Кызылский родильный дом N1" составлен протокол N ** об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
19 сентября 2012 года заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по РТ) О.С. своим определением направила на рассмотрение суда протокол об административном правонарушении и материалы в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва ""Кызылский родильный дом N1" (далее ГБУЗ РТ "Кызылский родильный дом N1") по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ о приостановлении деятельности.
21 сентября 2012 года судьей Кызылского городского суда Республики Тыва вынесено постановление об административном правонарушении, которым ГБУЗ РТ "Кызылский родильный дом N1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде приостановления деятельности в виде запрета использования помещений на 1 и 3 этажах правого крыла здания ГБУЗ РТ " **", по адресу: **, сроком до 80 суток.
Не согласившись с постановлением суда, представитель роддома Монгуш В.В. в жалобе просит пересмотреть срок приостановления деятельности.
В судебном заседании представители роддома Монгуш В.В., Кыргыс В.С. поддержали жалобу, просили сократить срок приостановления деятельности.
В судебном заседании представители Роспотребнадзора по Республике Тыва Рослякова М.М. и Дажикай А.Д. с доводами жалобы не согласились.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, изучив материалы дела и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующему.
Как следует из протокола об административном правонарушении, составленного главным специалистом-экспертом отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва А.Д. от 18 сентября 2012 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки 13 сентября, 17 сентября 2012 года с целью эпидемиологического расследования гнойно-септической инфекции у родильницы А.Е. по экстренному извещению от ФБУЗ " **" от 12.09.2012 года выявлены факты нарушения требований СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". Так, на момент проверки ГБУЗ РТ "Кызылский родильный дом N1" размещен на 1 и 3 этажах правого крыла типового 3-этажного здания ГБУЗ РТ " **" по адресу **, при этом санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам для осуществления медицинской деятельности на здание, помещение, оборудование по данному адресу отсутствует; набор и площади помещений, условия родильного дома не отвечают требованиям указанного СанПин, недостаточны для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического (профилактического) и санитарно- гигиенического режима и труда медицинского персонала; в нарушение п.3.1.1 раздела IV "Профилактика внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах (отделениях) СанПин 2.1.3.2630-10 не развернуты приемно-смотровое отделение с фильтром для приема рожениц и беременных; не соблюден принцип проточности технологических процессов, происходит перекрещивание потоков с различной степенью эпидемиологической опасности - "чистых" и "грязных" потоков; нет родильного блока, родильный зал не изолирован потоков (в нарушение п.3.2 раздела IV, п.З приложения 1 СанПин 2.1.3.2630-10; вопреки требованиям п.3.5.1 раздела IV указанного СанПин нет молочной комнаты для сбора и пастеризации грудного молока, приготовления молочных смесей, обеззараживания посуды, для сцеживания грудного молока; в обсервационном отделении в палате отделения новорожденных не соблюдена норма площади на одну кроватку, один кювез (п. 10.6.8 данного СанПин), не предусмотрен изолятор, бокс для новорожденных с подозрением на инфекционное заболевание (п.п.3.4.5, 3.6.10, раздела IV СанПин 2.1.3.2630-10); ординаторская для врачей обсервационного, физиологического отделений развернуты в обсервационном отделении (в нарушение п.3.6.9 раздела); помещения клинической лаборатории являются проходными, отсутствуют помещения приема и регистрации биологического материала (что не соответствует требованиям п.п3.5, 10.17, п.3.5 приложения 1 СанПин 2.1.3.2630-10); в физиологическое и отделение патологии беременных совмещены, нет операционного блока, не имеется помещения для гигиенической обработки рук, материалов, в одной операционной оперируются разные потоки, происходит пересечение "чистых" и "грязных" технологических потоков (в нарушение п.10.4.1-10.4.9 раздела 1, п.3.6.10 раздела IV СанПин 2.1.3.2630-10), также выявлены нарушения п.3.5.1 раздела IV указанного СанПин, нет родильного блока, родильный зал не изолирован потоков (в нарушение п.3.2 раздела IV, п.З приложения 1 СанПин 2.1.3.2630-10.
Указанные нарушения подтверждаются актом внеплановой выездной проверки Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва от 18 сентября 2012 года N ** в отношении ГБУЗ РТ "Кызылский родильный дом N 1".
Факты, установленные настоящим актом, не оспорены.
В силу положений п. 5 ч. 3 ст. 1Федерального закона от 6 декабря 2008 года N 294-ФЗ "Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Поводом для проведения внеплановой проверки послужило экстренное извещение от ФБУЗ " **" от 12.09.2012 года об обнаружении гнойно-септической инфекции у родильницы А.Е.
В этой связи в данном случае не требовалось соблюдение требований Федерального закона от 6 декабря 2008 года N 294-ФЗ "Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающих порядок организации и проведения проверок.
Согласно ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение на юридических лиц - административного штрафа от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п.6 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 04.09.2012) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 (Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия) и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно пунктам 1.7, 2.2, 2.3. 4.1, 4.4.12 Устава ГБУЗ РТ "Кызылский родильный дом N1", утвержденного Министром здравоохранения и социального развития РТ от 22 декабря 2011 года, бюджетное учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, штамп, бланки со своим наименованием, печать установленного образца; Предметом деятельности бюджетного учреждения является выполнение работ и оказание услуг в целях осуществления полномочий Учредителя в сфере здравоохранения; Основной целью деятельности бюджетного учреждения является оказание медицинской помощи населению Республики Тыва; Бюджетное учреждение самостоятельно осуществляет определенную настоящим Уставом деятельность в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, с законодательством и иными нормативными правовыми актами РТ, актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РТ и Уставом; Бюджетное учреждение обязано обеспечивать своевременное лицензирование видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством, в связи с чем своевременно осуществлять подготовку необходимых документов. Постоянно обеспечивать соблюдение лицензионных требований.
Допущенные ГБУЗ Республики Тыва "Кызылский родильный дом N 1" нарушения лицензионных требований являются грубыми, в связи с чем действия юридического лица правильно квалифицированы судом по ч. 3 ст. 19.20 КоАП Российской Федерации.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ - административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей и назначается судьей только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом имеющейся угрозы жизни или здоровью людей, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что менее строгий вид наказания не сможет предупредить совершение новых правонарушений, устранить существующую угрозу жизни или здоровью людей.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления, при производстве по делу не допущено.
Вместе с тем, в постановление судьи в части назначения административного наказания следует внести изменения, поскольку установление срока административного приостановления деятельности до 80 суток носит неконкретный характер.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП Российской Федерации, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Кызылский родильный дом N1" изменить.
Назначить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Кызылский родильный дом N1" административное наказание в виде административного приостановления деятельности путем запрета использования помещений на 1 и 3 этажах правого крыла здания ГБУЗ РТ " **", по адресу: ** сроком на 80 суток.
В остальной части постановление следует оставить без изменений, а жалобу представителя юридического лица - без удовлетворения.
Судья А.А.Канзай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.