Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 07 ноября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Бады-Сагаана А.В. и Болат-оол А.В.,
при секретаре Ооржак Н.М.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
рассмотрев по докладу судьи Чикашовой М.Н. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кызыла в интересах Ондара А.С. к мэрии г. Кызыла об обязании предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности Уйнукай А.Г. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кызыла в интересах Ондара А.С. обратился в суд с иском к мэрии г. Кызыла об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование иска указал, что в прокуратуру г. Кызыла поступило обращение Ондара А.С. о нарушении его жилищных прав на получение жилого помещения, поскольку он является сиротой: его родители умерли. Ондар А.С. состоит в льготной очереди нуждающихся в жилье детей-сирот, однако ответчиком ему жилое помещение либо целевая безвозвратная ссуда не предоставлены. Просил суд обязать мэрию г. Кызыла предоставить в течение 6 месяцев Ондару А.С. жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл", соответствующее санитарным, гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м.
Решением суда иск прокурора удовлетворен. Постановлено обязать мэрию города Кызыла предоставить Ондару А.С. в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв.м.
Не согласившись с решением суда, действующий на основании доверенности представитель мэрии г. Кызыла Уйнукай А.Г. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указал, что судом неправильно применены нормы права, не доказаны установленные в суде обстоятельства. Считает, что суд должен был выяснить следующие обстоятельства: объём финансовых средств (субвенций) в бюджете Республики Тыва на обеспечение жильем детей-сирот; количество состоящих на учете по получению жилья детей-сирот; перечислены ли денежные средства в бюджет г. Кызыла, сколько средств израсходовано на приобретение жилья другим детям-сиротам.
В заседание суда апелляционной инстанции Ондар А.С. возражал против удовлетворения жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав заключение прокурора, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что оно подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В части 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст. 3 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-1 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сиpoт и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из утвержденного этим Законом Республики Тыва перечня следует, что указанными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены муниципальные образования Республики Тыва, в том числе городской округ "Город Кызыл Республики Тыва".
Судом установлено, что Ондар А.С., ** года рождения, подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, так как его родители умерли, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами об их смерти.
С 1998 года Ондар А.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеет внеочередное право на получение жилья, по состоянию на 25 июня 2012 года номер его очереди **. Мэрией г. Кызыла жилое помещение ему не предоставлялось.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела и применив нормы материального права, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора и обязал мэрию г. Кызыла в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу предоставить Ондару А.С. жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12, 5 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Уйнукай А.Г. о том, что пределы ответственности мэрии г. Кызыла как органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г. Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 ноября 2012 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.