Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Поповой А.А. и Александровой М.А.,
при секретаре Арбатской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Иркутска, Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 8 августа 2012 года по гражданскому делу по заявлению Цизмана А.В. к администрации г. Иркутска, Правительству Иркутской области о признании незаконным и отмене отказа от "Дата обезличена" "Номер обезличен", возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Цизман А.В. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с заявлением, в обоснование которого указал, что "Дата обезличена" он обратился через министерство имущественных отношений Иркутской области на имя Губернатора Иркутской области с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 5000 кв.м. и предварительным согласованием места размещения объекта: бизнес центр с офисными и торговыми помещениями примерной общей площадью 400 кв.м., площадью застройки 900 кв.м. (30х30) на праве аренды сроком на 5 лет. Предполагаемое место размещения земельного участка: "Адрес обезличен". К заявлению были приложены копия паспорта и план расположения одного из земельных участков площадью 5000 кв.м. по "Адрес обезличен". Министерство имущественных отношений Иркутской области, рассмотрело заявление о выборе земельного участка и прилагаемые к нему документы и сообщило, что заявление и приложенные документы полностью соответствуют требованиям, установленным п. 67 Постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364Л43-пп "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" и направило в администрацию города Иркутска (вх. "Номер обезличен") обращение об обеспечении выбора земельного участка, копию заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов. "Дата обезличена" администрация г. Иркутска направила в министерство информационное сообщение за "Номер обезличен", согласно которому испрашиваемый земельный участок, расположенный в "Адрес обезличен". В отношении земельного участка, формируемого для размещения К. рощи, подготовлены и согласованы материалы по составлению схемы расположения земельного участка, в связи с чем предоставление земельного участка не представляется возможным. "Дата обезличена" министерство письмом за "Номер обезличен" отказало Цизману А.В. в предоставлении земельного участка со ссылкой на сообщение администрации г. Иркутска "Номер обезличен" от "Дата обезличена" дополнительно сообщив, что, так как администрацией г. Иркутска не представлен акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденной мэром г. Иркутска, отсутствуют основания для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения бизнес центра с офисными и торговыми помещениями на земельном участке по "Адрес обезличен". Отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме министерства от "Дата обезличена" "Номер обезличен", в том числе основанный на информационном сообщении администрации г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" не соответствует закону. Кроме этого, администрация г. Иркутска, рассмотрев лишь возможность выбора земельного участка, указанного в заявлении от "Дата обезличена" ( "Номер обезличен"), не рассмотрела возможность выбора иных земельных участков с примерной площадью 5000 кв.м. для строительства бизнес центра по "Адрес обезличен". Тем самым администрация г. Иркутска не в полной мере осуществила действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ. На основании изложенного Цизман А.В. просил суд признать незаконным и отменить отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме министерства от "Дата обезличена" "Номер обезличен", возложить на администрацию г. Иркутска обязанность в течение 3-х месяцев со дная вступления в законную силу решения суда обеспечить выбор земельного участка с примерной площадью 5000 кв.м. для строительства бизнес центра с офисными и торговыми помещениями по "Адрес обезличен" по заявлению Цизмана А.В. от "Дата обезличена" входящий "Номер обезличен", направленного министерством имущественных отношений Иркутской области в администрацию г. Иркутска для обеспечения выбора земельных участков, результаты выбора земельного участка с примерной площадью 5000 кв.м. для строительства бизнес центра с офисными и торговыми помещениями по "Адрес обезличен" оформить актом и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В заявлении от "Дата обезличена" Цизман А.В. просил суд признать незаконным и отменить отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме министерства от "Дата обезличена" "Номер обезличен", отказ администрации г. Иркутска, выраженный в письме от "Дата обезличена" "Номер обезличен", признать незаконным бездействие администрации г. Иркутска в части неисполнения пункта 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, выразившееся в нерассмотрении возможности обеспечения выбора иных земельных участков с примерной площадью 5000 кв.м. для строительства бизнес центра с офисными и торговыми помещениями по "Адрес обезличен", возложить на администрацию г. Иркутска в течении 5-ти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить выбор земельного участка с примерной площадью 5000 кв.м. для строительства бизнес центра с офисными и торговыми помещениями по "Адрес обезличен" по заявлению Цизмана А.В. от "Дата обезличена" входящий "Номер обезличен", направленного министерством имущественных отношений Иркутской области в администрацию г. Иркутска для обеспечения выбора земельных участков, результаты выбора земельного участка с примерной площадью 5000 кв.м. для строительства бизнес центра с офисными и торговыми помещениями по "Адрес обезличен" оформить актом и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением суда от 8 августа 2012 года требования Цизмана А.В. удовлетворены в части. Отказ администрации г. Иркутска, выраженный в письме от "Дата обезличена" "Номер обезличен", бездействие администрации г. Иркутска в части неисполнения п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка с примерной площадью 5000 кв.м. для строительства бизнес центра с офисными и торговыми помещениями по "Адрес обезличен" по заявлению Цизмана А.В. от "Дата обезличена" посредством определения вариантов размещения объекта, признаны незаконными. На администрацию г. Иркутска возложена обязанность в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка с примерной площадью 5000 кв.м. для строительства бизнес центра с офисными и торговыми помещениями по "Адрес обезличен" по заявлению Цизмана А.В. от "Дата обезличена" входящий "Номер обезличен", направленного министерством имущественных отношений Иркутской области в администрацию г. Иркутска для обеспечения выбора земельных участков, результаты выбора земельного участка с примерной площадью 5000 кв.м. для строительства бизнес центра с офисными и торговыми помещениями по "Адрес обезличен" оформить актом с приложением утвержденных органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме министерства от "Дата обезличена" "Номер обезличен", признан незаконным. В остальной части требования Цизмана А.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация г. Иркутска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение по следующим основаниям:
Суд со ссылкой на нормы ст. 31 Земельного кодекса РФ и п.п. 69, 70 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп (далее - Положение о предоставлении земельных участков) пришел к необоснованному выводу о том, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления; что выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка; что в случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка. Однако действующим законодательством не предусмотрена возможность отказа Правительства Иркутской области именно в утверждении акта о выборе земельного участка.
Требованиями Порядка обеспечения выбора земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного решением Думы города Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен", установлен порядок составления акта выбора земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка только в случае установления возможности предоставления земельного участка для строительства испрашиваемого объекта и соответствия его экологическим, градостроительным и иным условиям использования соответствующей территории и недр в ее границах, в противном случае органом местного самоуправления изготавливается отказ в обеспечении выбора земельного участка. В данном случае суд не принял во внимание нормы пп. 3.2, п.п. 5,6 Порядка обеспечения выбора земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства.
Также судом не были приняты во внимание доводы представителей администрации г. Иркутска и министерства имущественных отношений Иркутской власти со ссылкой на вышеуказанный Порядок о том, что в случае невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке в связи с несоответствием экологическим, градостроительным и иным условиям использования соответствующей территории комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска в Правительство Иркутской области направляется отказ в выборе земельного участка с указанием причин невозможности выполнения обращения.
Необоснованным и неверным является вывод суда о неисполнении администрацией г. Иркутска возложенной на нее обязанности по выбору земельного участка и оформлению данного выбора актом, с отказом при этом истцу в оставлении акта о выборе земельного участка. Администрация г. Иркутска не могла отказать в выборе земельного участка Цизману А.В., поскольку последний обращался с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в Правительство Иркутской области, а не в администрацию г. Иркутска. Действующим законодательством не предусмотрено обращение лиц с заявлением о выборе земельного участка в администрацию г. Иркутска. В соответствии с Порядком обеспечения выбора земельных участков и Положением о предоставлении земельных участков с заявлением об обеспечении выбора земельного участка в администрацию г. Иркутска уполномочен обращаться лишь орган исполнительной власти Иркутской области - министерство имущественных отношений Иркутской области. И в данном случае никакие действия либо решения администрации г. Иркутска не могут нарушать права заявителя.
Кроме того, выводы суда, изложенные в решении, противоречат правоприменительной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Суд не принял во внимание, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен смежно с земельным участком, занятым особо охраняемой природной территорией местного значения города Иркутска природным ландшафтом " К. роща" (далее - ООПТ " К. роща").
В настоящее время в связи с многочисленными обращениями жителей г. Иркутска и прокуратуры администрацией г. Иркутска подготовлены материалы по составлению схемы расположения земельного участка, в соответствии с которыми уточнены границы ООПТ " К. роща" и в них включен испрашиваемый заявителем земельный участок по "Адрес обезличен".
В соответствии с п. 11 Положения об ООПТ " К. роща" на территории ООПТ " К. роща" запрещается деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и которая противоречит цели образования ООПТ " К. роща", в том числе запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений и предоставление земельных участков под застройку, а также для ведения садоводства и огородничества.
Судом не было принято во внимание несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительным и иным условиям использования территории, а именно функциональному зонированию, установленному генеральным планом г. Иркутска (рекреационная зона - парков, скверов, бульваров) и ограничениям в использовании, установленным Постановлением администрации Иркутской области от 12.09.2008 N 254-па, предусматривающим нахождение земельного участка в границах объекта археологии " К. гора", который расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, и в границах зоны охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ), правовой режим которых запрещает любые строительные работы.
Кроме того, на представленном и имеющемся в материалах дела ситуационном плане также видно, что свободные земельные участки, соответствующие требованиям, в том числе виду разрешенного использования, указанным Цизманом А.В. в заявлении (по "Адрес обезличен" площадью 5000 кв. м.), отсутствуют. При этом следует учитывать, что Цизман А.В. обратился с заявлением в Правительство Иркутской области, указав в нем конкретный земельный участок и приложив план-схему расположения данного земельного участка, находящегося в границах К. рощи.
В связи с этим неверным является также и вывод суда о том, что к заявлению Цизмана А.В., поданному на имя губернатора Иркутской области, был приложен план расположения одного из земельных участков площадью 5000 кв.м. по "Адрес обезличен". Указанный вывод опровергается фактическими обстоятельствами, подтвержденными материалами дела, поскольку в заявлении Цизмана А.В. прямо указано на то, что к нему прилагается план-схема расположения испрашиваемого земельного участка, а не одного из земельных участков.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Иркутской области просит решение суда отменить по следующим основаниям:
Суд при вынесении решения не принял во внимание, что нормы статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка. И в данном случае пришел к необоснованному выводу о том, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом земельном участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.
Кроме того, разрешение судом первой инстанции вопросов о возложении обязанности принять решение об обеспечении выбора земельного участка для Цизмана А.В. и оформлении акта выбора являются вмешательством в компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые принимают решения самостоятельно по результатам рассмотрения всех представленных материалов.
При вынесении решения судом первой инстанции неправильно истолковал закон, а также выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, заслушав объяснения представителя администрации г. Иркутска Васильевой М.И., представителя Правительства Иркутской области Орловой Н.С., представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области Шабакаевой Е.А., поддержавших доводы апелляционных жалобы, объяснения представителя Цизмана А.В. Черных И.Н., согласившейся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции установил, что "Дата обезличена" Цизман А.В. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением на имя губернатора Иркутской области о выборе ему земельного участка на праве аренды сроком на 5 лет примерной площадью 5000 кв.м. и предварительно согласовать место размещения бизнес-центра с офисными и торговыми помещениями примерной общей площадью 4000 кв.м. с указанием предполагаемого места размещения земельного участка по "Адрес обезличен". В соответствии с п. 67, 69 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 декабря 2009 года N 364/143-пп, "Дата обезличена" Министерство имущественных отношений Иркутской области передало в Комитет по градостроительной политике Администрации г. Иркутска обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов.
Комитет по градостроительной политике Администрации г. Иркутска без оформления результатов выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства "Дата обезличена" сообщил в Министерство имущественных отношений Иркутской области о невозможности предоставления земельного участка в "Адрес обезличен" для строительства безнес-центра, поскольку испрашиваемый земельный участок, расположенный в "Адрес обезличен" включен в границы К. рощи, подготовлены и согласованы материалы по составлению схемы расположения земельного участка. Сведения о рассмотрении Комитетом по градостроительной политике Администрации г. Иркутска возможности предоставления иных земельных участков отсутствуют.
Министерство имущественных отношений Иркутской области "Дата обезличена" направило в адрес Цизмана А.В. ответ об отсутствии оснований для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения бизнес-центра с офисными и торговыми помещениями на земельном участке по "Адрес обезличен", поскольку испрашиваемый земельный участок включен в границы К. рощи и администрацией г. Иркутска не представлен акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденной мэром г. Иркутска.
На основании указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией г. Иркутска и Правительством Иркутской области нарушена установленная законом процедура рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства, что повлекло нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя на предоставление ему земельного участка в аренду под строительство. Суд признал незаконными отказ администрации г. Иркутска и отказ Правительства Иркутской области в предварительном согласовании места размещения объекта строительства и выборе земельного участка, и обязал администрацию г. Иркутска в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка на основании заявления Цизмана А.В. и оформить актом с приложением утвержденных органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории результаты выбора земельного участка.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Все доводы апелляционных жалоб, основанные на праве администрации г. Иркутска в случае невозможности размещения объекта уведомить об этом Правительство Иркутской области с указанием соответствующих причин невозможности выполнения обращения, предусмотренном пунктами 3.2 и 6 Порядка обеспечения выбора земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного решением Думы города Иркутска от 21 мая 2009 г. N 004-20-611060/9, не ставят под сомнение законность и обоснованность решения суда. Эти доводы не соответствуют тексту заявления Цизмана А.В., не содержащему просьбы о предоставлении конкретного земельного участка. Указанные доводы жалоб не подтверждаются содержанием письма комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен", адресованного в министерство имущественных отношений Иркутской области и не содержащего сведений о приложении каких-либо материалов, подтверждающих основания отказа в выборе земельного участка. Доводы жалоб о наличии оснований к отказу Цизману А.В. в выборе земельного участка под строительство по "Адрес обезличен" не подтверждаются материалами гражданского дела, при рассмотрении которого администрация г. Иркутска, правительство Иркутской области и министерство имущественных отношений Иркутской области не представили суду доказательства конкретных границ К. реликтовой рощи как на день рассмотрения заявления Цизмана А.В. в комитете по градостроительной политике администрации г. Иркутска, так и на день рассмотрения настоящего гражданского дела судом первой инстанции. Указанные лица, участвующие в деле, не представили доказательств фактического взаимного размещения территории К. реликтовой рощи в районе "Адрес обезличен" и места размещения предполагаемого под строительство земельного участка. Суду не были представлены доказательства невозможности выбора иного земельного участка под строительство по "Адрес обезличен", в то время как Цизман А.В. в своем заявлении не указывал конкретные координаты земельного участка и просил выделить под строительство земельный участок по "Адрес обезличен".
Письмо комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от "Дата обезличена" в министерство имущественных отношений Иркутской области содержат сведения о том, что "подготовлены и согласованы материалы по составлению схемы расположения земельного участка" без указания, о каком земельном участке и о какой процедуре согласования материалов идет речь.
Представленное администрацией г. Иркутска в суд с отзывом на заявление информационное приложение к заявлению вх. "Номер обезличен" от "Дата обезличена" (л.д. ...) не содержит сведений о направлении этих материалов в министерство имущественных отношений г. Иркутска и не содержит сведений об утвержденных границах К. реликтовой рощи на день составления приложения "Дата обезличена", о назначении земельного участка, на котором расположен предположительно запрашиваемый земельный участок и о невозможности размещения запрашиваемого земельного участка по "Адрес обезличен". Представленные копии документов кадастрового учета, отражающие координаты территории К. реликтовой рощи, (л.д. ...) и переписки по вопросу об изменении территории К. реликтовой рощи (л.д. ...) также не содержат сведений о наложении территории К. реликтовой рощи и испрашиваемого земельного участка и о невозможности предоставления земельного участка под строительство по "Адрес обезличен".
Доводы жалоб о том, что составление акта выбора земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка осуществляется только в случае установления возможности предоставления земельного участка для строительства испрашиваемого объекта и соответствия его экологическим, градостроительным и иным условиям использования соответствующей территории и недр в ее границах противоречит тексту и смыслу Порядка обеспечения выбора земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в силу п.п. 3.1 и 3.2 которого мотивированный отказ в адрес Правительства Иркутской области может быть направлен только по результатам обсуждения схемы расположения земельного(ых) участка(ов) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, после принятия мер по обеспечению подготовки и согласования проекта постановления администрации города Иркутска об утверждении схемы расположения земельного(ых) участка(ов) и после мер по обеспечению выбора земельного(ых) участка(ов).
Поскольку указанные действия комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска не выполнил, допустил немотивированный и необоснованный отказ в выборе земельного участка и не представил в суд доказательств невозможности предоставления земельного участка под строительство Цизману А.В. по "Адрес обезличен", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении прав заявителя отказом в разрешении вопроса об определении места расположения земельного участка под строительство по "Адрес обезличен", о незаконности действий комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска и о понуждении администрации г. Иркутска в порядке ч. 1 ст. 258 ГПК РФ к совершению действий, предусмотренных действующими нормами и направленных на восстановление нарушенного права заявителя.
По этим основаниям нельзя принять во внимание доводы жалобы министерства имущественных отношений Иркутской области об отсутствии оснований для составления акта выбора земельного участка по заявлению Цизмана А.В. При изложенных выше обстоятельствах отказ Цизману А.В. в удовлетворении его заявления не основан на каких-либо предусмотренных действующими нормами действиях и документах, направленных на установление возможности выбора земельного участка для строительства. В материалах дела доказательства обоснованности отказа в предоставлении Цизману А.В. земельного участка под строительство отсутствуют.
Все доводы апелляционных жалоб не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение, проверенное по доводам жалоб, отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 8 августа 2012 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Ю. Орлова
Судьи:
А.А. Попова
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.