Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Поповой А.А.,
судей Чертковой С.А. и Симаковой Н.К.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Болтовского Е.А. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 мая 2012 года по гражданскому делу по иску Болтовского Е.А. к Министерству внутренних дел РФ, ГУ МВД России по .... о признании права на получение пенсии с "Дата обезличена" в размере .... от 100% суммы денежного довольствия для исчисления пенсии, с учетом входящей в денежное довольствие, применяемой для исчисления пенсии, надбавки за выслугу лет в размере .... оклада денежного содержания, а также с учетом его увеличения, обязании с "Дата обезличена" производить выплату пенсии с учетом .... размера денежного довольствия для исчисления пенсии указанного в ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", в ныне действующей редакции, и размера надбавки за выслугу лет в размере .... от оклада денежного содержания, взыскании недоплаченной пенсии за "Дата обезличена",
УСТАНОВИЛА:
Болтовский Е.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел РФ, ГУ МВД России по Иркутской области, в обоснование которого указал, что он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, был уволен "Дата обезличена" с правом на пенсию. С "Дата обезличена" ему пожизненно назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что подтверждено выданным ему "Дата обезличена" ЦПО ГУВД Иркутской области пенсионным удостоверением "Номер обезличен" от "Дата обезличена". С "Дата обезличена" ГУ МВД России по Иркутской области в одностороннем порядке снизило ему размер пенсии, что противоречит действующему законодательству. Расчет его пенсии в настоящее время является незаконным, поскольку снижение ответчиком в расчетах его пенсии денежного довольствия со 100% до .... произведено в нарушение Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. По смыслу положений данного Закона пенсия назначена ему с "Дата обезличена" пожизненно, при этом она была исчислена из 100% денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии. Уменьшение в процентном отношении размера денежного довольствия для исчисления пенсии, относительно установленного на момент его увольнения со службы, является фактическим пересмотром его пенсии, так как влечет уменьшение сумм пенсий, которые бы причитались ему в случае применения в расчетах ранее установленного стопроцентного размера денежного довольствия для исчисления пенсии. В соответствии со ст. 49 Закона РФ N 4468-1 (в редакции действующей с 1 января 2012 года) его пенсия подлежит пересмотру с 1 января 2012 года одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих. Однако такого основания для пересмотра пенсии, как уменьшение в процентном отношении размера денежного довольствия для исчисления пенсии, установленного на момент увольнения с военной службы, (со 100% до ....) названная статья Закона не содержит. Болтовского Е.А. официально не уведомляли о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии денежного довольствия. Письмом за подписью начальника ГУ МВД России по Иркутской области (исх. "Номер обезличен" от "Дата обезличена") ему разъяснен механизм расчета пенсии до и после 01.01.2012, а также указаны основания для применения именно такого механизма расчета пенсии с 01.01.2012. Кроме того, изменения в Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ и в Постановление Правительства РФ от 23.01.2001 N43 в части уменьшения процентной надбавки для пенсионеров МВД РФ не вносились, в связи с чем ответчик незаконно снизил ему процентную надбавку за выслугу лет до ..... На основании изложенного Болтовский Е.А. просил суд признать за ним право на получение пенсии с 01.01.2012 в размере .... от 100% суммы денежного довольствия для исчисления пенсии, с учетом входящей в денежное довольствие, применяемой для исчисления пенсии, надбавки за выслугу лет в размере .... оклада денежного содержания, а также с учетом его увеличения, обязать ответчика с 01.01.2012 производить выплату пенсии с учетом 100% размера денежного довольствия для исчисления пенсии указанного в ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей", в ныне действующей редакции, и размера надбавки за выслугу лет в размере .... от оклада денежного содержания в размере .... рубля, взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную пенсию за "Дата обезличена" согласно расчету "Номер обезличен" в размере .... рубля.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 21 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Болтовский Е.А. просит решение суда отменить, принять новое решение о полном удовлетворении исковых требований; направить в Конституционный Суд РФ запрос о проверке соответствия Конституции РФ при применении судами общей юрисдикции п. 13 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и п. 1 п.п. "б" ст. 2, п. 6, 8 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и их соответствия статьям 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к гражданам, которым в соответствии с ранее действующим законодательством уже назначен Конституционно урегулированный и определённый порядок, нормы и уровень прав пенсионного обеспечения, и применению в отношении этих лиц выше указанных статей Федерального Закона РФ от 07 ноября 2011 года и Федерального Закона РФ от 08 ноября 2011 года N 309 ФЗ до вступления в силу нового порядка исчисления пенсии по выслуге лет. Восстановить срок подачи апелляционной жалобы.
В обоснование жалобы указал, что п. "б" ст. 49 Закона РФ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в совокупности с ч. 2 ст. 43 названного Закона РФ не подлежит применению при пересмотре пенсии истца с 01.01.2012, поскольку основание для применения этой нормы закона может возникнуть только с "Дата обезличена".
Суд счел возможным в отсутствие прямого указания в законе распространить действие положений закона (изменений в ст. 43 и 49 Закона РФ N 4468-1 введенных 309-ФЗ), вступивших в действие с 01.01.2012, на правоотношения по поводу назначения, выплаты и перерасчета пенсии истца, возникшие между истцом и ответчиком с "Дата обезличена". Ответчиком в ходе судебного разбирательства не было указано, а судом не было установлено, какой именно нормой закона прямо предусмотрено распространение положений ч. 2 ст. 43 и п. "б" ст. 49 Закона РФ N 4468-1 на порядок перерасчета и определение размера пенсии истца.
Суд необоснованно применил к определению размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии военнослужащих с "Дата обезличена", размер процентной надбавки за выслугу лет в .... % от суммы окладов по должности и по специальному званию, вместо процентной надбавки за выслугу лет в размере ....%, которая учитывалась при исчислении пенсии истца ранее.
Понятия "ежемесячная надбавка" и "процентная надбавка" не являются тождественными.
Федеральный закон N 309-ФЗ и Закон РФ N 4468-1 обладают равной юридической силой. Следовательно, сотрудникам органов внутренних дел, пенсия которым назначена с учетом именно процентной надбавки за выслугу лет, а не ежемесячной надбавки за выслугу лет, при пересмотре пенсий с 01.01.2012 должна учитываться надбавка, относительный размер которой, является большим, т.к. ч. 1 ст. 43 Закона РФ N 4468-1, предусматривает учет одной из двух видов, указанных выше, надбавок за выслугу лет (стаж службы).
Вывод суда об увеличении размера пенсии Болтовского Е.А. с 01.01.2012 противоречит фактическим обстоятельствам дела. Размер пенсии военнослужащего является величиной относительной и определяется исключительно ст. 14 Закона РФ N 4468-1. Определения размера пенсий военнослужащих в денежном выражении закон не содержал и не содержит.
Несостоятельной является ссылка суда в решении на Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, их семьям в Российской Федерации", в том числе на п. 8 указанного Постановления (в который Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1236 внесены изменения, вступающие в силу с 01.01.2012). Указанное Постановление определяет "порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсации пособий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу", а не порядок переназначения пенсий, назначенных до вступления в действие изменений в это Постановление.
Судом не разъяснено, почему были применены новые редакции законов и не применены редакции этих же законов, действовавшие на момент назначения Болтовскому Е.А. пенсии. Проигнорированы доводы истца о том, применение ответчиком новаций закона, ухудшающих положение истца, противоречит Конституции РФ и Протоколу N 1 Европейской Конвенции о правах человека, ратифицированного Россией и обладающего большей юридической силой. Представитель ответчика, не признавая исковые требования, не привел никаких доказательств или доводов, опровергающих доводы истца и приведенные им ссылки на законы и иные нормативные акты, решения Верховного Суда и Конституционного Суда РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел РФ, ГУ МВД России по Иркутской области Сушковой Н.Д., согласившейся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Болтовский Е.А. проходил службу в ОВД по У. району, в связи с реорганизационными мероприятиями находился в распоряжении МО МВД России " У." и был уволен со службы с "Дата обезличена" по п. " ...." ч. .... ст. .... Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 1 апреля 2005 г., 2 марта, 1 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г., 24 июля 2009 г., 22 июля 2010 г., 7 февраля, 21 ноября 2011 г.) по "данные изъяты".
При увольнении ему назначена пенсия за выслугу лет при следующих данных: выслуга лет в календарном исчислении - 15 лет 10 мес. 17 дней, в льготном исчислении - 22 года 04 мес. 26 дней. При исчислении пенсии на день увольнения в состав денежного довольствия вошли получаемые им на день увольнения должностной оклад, оклад по специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет .... %. Пенсия назначена в размере .... % денежного довольствия с последующим начислением районного коэффициента, надбавки ветеранам боевых действий, предусмотренной п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 2005 года N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" (в редакции Указа Президента РФ от 01.09.2010 N 1091).
В соответствии с ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011г. N309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер пенсии Болтовскому Е.А. пересмотрен с 1 января 2012 г.
При исчислении пенсии Болтовскому Е.А. в связи с её пересмотром с 01.01.2012 денежное довольствие в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изменениями и дополнениями, действующими с 01.01.2012) учтено в размере .... % от суммы должностного оклада, оклада по специальному званию, установленных приказом МВД России от 01.12.2011 N 1192 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", и ежемесячной надбавки .... % к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), установленной ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 30.11.2011 N 342-ФЗ). Пенсия по выслуге лет назначена Болтовскому Е.А. в размере .... % от указанного учтенного размера .... % денежного довольствия с последующим начислением районного коэффициента и надбавки ветеранам боевых действий, предусмотренной п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В силу Указа Президента РФ от 01.09.2010 N 1091 ежемесячная доплата к пенсии, предусмотренная Указом Президента РФ от 18 февраля 2005 года N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров", выплачивалась только до вступления в силу федерального закона, предусматривающего реформирование денежного довольствия военнослужащих (сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти).
Суд первой инстанции дал оценку представленным расчетам пенсии Болтовского Е.А. в связи с её пересмотром с 01.01.2012 и обоснованно нашел их соответствующим закону и фактическим обстоятельствам.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о праве Болтовского Е.А.
на исчисление пенсии в размере .... % от полной суммы денежного довольствия, определенного в соответствии с приказом МВД России от 01.12.2011 N 1192 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации",
основаны на утверждении о необходимости одновременного применения
ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
и пунктов 8, 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" как
в редакции этих норм на день назначения пенсии Болтовскому Е.А. "Дата обезличена" только в части установления правила исчисления пенсии из полного "денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии", так
и в их редакции, действующей с 01.01.2012, но только в части нового порядка определения размера должностного оклада и оклада по специальному званию.
В отношении же применения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, входящую в состав денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, доводы апелляционной жалобы также основаны на утверждении об исчислении процентной надбавки из размера денежного довольствия, установленного ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в редакции, действующей с 01.01.2012, а также одновременно основаны на необходимости исходить из процентного соотношения ( ....% от полного оклада денежного содержания), установленного п. 1 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2005 N 847, от 16.04.2011 N 273, от 06.10.2011 N 824, от 23.12.2011 N 1113), признанного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 утратившим силу и не распространяющимся на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.
Указанные доводы апелляционной жалобы по своему содержанию основаны на произвольном применении прежней и действующей редакций норм, регулирующих пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и вопросы денежного довольствия. Все доводы апелляционной жалобы приведены вопреки императивному указанию закона о пересмотре с 01.01.2012 размеров пенсий, назначенных до этой даты и о порядке, в котором производится пересмотр пенсий (части 8, 9 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 43, 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действующей с 01.01.2012, ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 30.11.2011 N 342-ФЗ)).
Все доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иному надуманному и произвольному толкованию норм материального права, противоречащему буквальному содержанию норм приведенных выше законов, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение, проверенное по доводам жалобы, отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 21 мая 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А. Попова
Судьи:
С.А. Черткова
Н.К. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.