Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Астафьевой О.Ю. и Кравченко Е.Г.,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования "город Свирск" на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 17 июля 2012 года по делу по иску прокурора города Черемхово в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "город Свирск", Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "город Свирск" о возложении обязанности по включению в реестр муниципальной собственности лесных участков, расположенных в границах муниципального образования,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Черемхово обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального образования "город Свирск", Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "город Свирск" о возложении обязанности по включению в реестр муниципальной собственности лесных участков, расположенных в границах муниципального образования.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города в рамках проведения проверки исполнения законодательства об охране лесов от пожаров установлено, что администрацией МО "город Свирск" не принято должных мер к учету и оформлению права муниципальной собственности на лесные участки, расположенные в границах муниципального образования (городские леса). В ходе проверки установлено, что лесные участки, расположенные в границах муниципального образования "город Свирск", не включены в реестр муниципальной собственности, не прошли кадастровый учет. С учетом положений п.п. 25, 38 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 8, 84 Лесного кодекса РФ, ч. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст. 10 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", ст. 11 Земельного кодекса РФ администрация МО "город Свирск" должна осуществлять в городских лесах в границах муниципального образования комплексное ведение лесного хозяйства, в том числе - контроль, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Реализация вышеперечисленных полномочий возможна только после включения городских лесов в реестр муниципальной собственности, поскольку в силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества. В соответствии со ст. 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Решением Думы МО "город Свирск" от 22 февраля 2011 года N 7/48-ДГ утверждено Положение "Об учете муниципального имущества города Свирска". Учет муниципального имущества и ведение реестра муниципального имущества в силу п. 2.2.1 Положения отнесено к компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО "город Свирск". Однако городские леса, расположенные в границах МО "город Свирск", юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены, кадастровый учет в отношении них не проведен. Данные обстоятельства подтверждаются информацией администрации МО "город Свирск", согласно которой городские леса занимают площадь 200,7 га. и в реестр муниципальной собственности не включены. Согласно п. 25 ст. 7 Устава муниципального образования "город Свирск", к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования. В соответствии со ст. 50 Устава МО "город Свирск" администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. Согласно п. 2 ст. 51 Устава управление муниципальной собственностью относится к полномочиям администрации. В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Отсутствие юридически оформленного права собственности на городские леса не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по охране, защите, воспроизводству лесов, а также влечет невозможность взыскания вреда в случае незаконных рубок или возгораний на территории городских лесов, невозможность привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности, поскольку отсутствует собственник имущества, которому причинен ущерб. Оформление лесных участков в муниципальную собственность необходимо в целях устойчивого управления лесами, сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, на использование лесов с учетом их экологического значения. Несоблюдение ответчиками требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, Лесного кодекса РФ нарушает установленный в Российской Федерации правопорядок, подрывает конституционный принцип правового государства, следовательно, интересы Российской Федерации.
Просил суд обязать администрацию и комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "город Свирск" включить в реестр муниципальной собственности лесные участки, расположенные в границах муниципального образования "город Свирск"; установить для ответчиков в соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ срок для включения городских лесов в реестр муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шишкин Ф.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков администрации муниципального образования "город Свирск", Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Свирск" Самойлов Р.С., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования прокурора города Черемхово не признал.
Решением суда от 17 июля 2012 года исковые требования прокурора города Черемхово в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворены.
На администрацию муниципального образования "город Свирск", Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Свирск" возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести кадастровые работы и поставить на государственный кадастровый учет в ФГУ "Земельная кадастровая палата" земельные участки, общей площадью 200,7 га, находящиеся под городскими лесами, расположенные на землях поселений, не входящих в лесной фонд Черемховского лесхоза, включив в реестр муниципальной собственности муниципального образования "город Свирск".
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального образования "город Свирск" Самойлов Р.С. просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального и процессуального права. Предметом иска является возложение обязанности по включению в реестр муниципальной собственности лесных участков, расположенных в границах муниципального образования. Однако суд вышел за пределы исковых требований, по своей инициативе возложив на ответчиков обязанность провести кадастровые работы и поставить на государственный кадастровый учет земельные участки площадью 200,7 га, находящиеся под городскими лесами. Кроме того, суд не учел основания для внесения в реестр муниципального имущества, не принял во внимание доводы ответчиков о том, что земельные участки, занятые городскими лесами, не являются собственностью муниципального образования "город Свирск". Суд не учел нормы, указанные в п. 3 ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст. 30.1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю". Закон Иркутской области о разграничении государственной собственности на землю на территории муниципального образования "город Свирск" на данный момент не принят. Согласно перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, к заявлению, поданному в Росреестр, необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок либо правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Следовательно, оснований для регистрации права собственности у муниципального образования "город Свирск" на данный момент нет. Согласно ст.ст. 209, 214 ГК РФ органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности, в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В настоящее время осуществление органами местного самоуправления полномочий в отношении городских лесов следует не из права собственности на них, а их общего распоряжения не разграниченными земельными участками в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области решения вопросов местного значения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Шишкин Ф.А. решение суда полагает законным и обоснованным.
Заслушав доклад по делу судьи Кравченко Е.Г., выслушав объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования "город Свирск" Самойлова Р.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Дудиной В.П., возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 этого Закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.
В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа.
Согласно п. 25 ст. 7 Устава муниципального образования "город Свирск" к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования.
Из положений ст. 50 Устава МО "город Свирск" следует, что администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.
В соответствии п. 2 ст. 51 Устава управление муниципальной собственностью относится к полномочиям администрации.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Учет муниципального имущества и ведение Реестра муниципального имущества в городе Свирске отнесено к компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "город Свирск" (п.п. 2.2.1 Положения об учете муниципального имущества города Свирска, утвержденного решением Думы муниципального образования "город Свирск" N 7/48 ДГ от 22.02.2011).
При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, правильно применил нормы процессуального и материального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что на администрацию муниципальных образований возложена обязанность осуществления комплексного ведения лесного хозяйства в городских лесах в границах муниципального образования, в том числе контроль, охрана, защита и воспроизводство лесов, а также администрация муниципального образования имеет право распоряжения данными участками.
Установив, что земельные участки, на которых расположены городские леса на территории МО "город Свирск", не индивидуализированы (не сформированы), государственная собственность на них не разграничена, право собственности муниципального образования на эти участки не оформлено, в реестр муниципальной собственности они не включены, удовлетворил требования прокурора города Черемхово, заявленные в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО "город Свирск" и Комитету по управлению муниципальным имуществом МО "город Свирск" о возложении обязанности по включению в реестр муниципальной собственности лесных участков, расположенных в границах МО "город Свирск". При этом исходил из того, что оформление права собственности муниципального образования на лесные участки, находящиеся в границах муниципального образования, необходимо в целях реализации муниципальным образованием прав собственника в отношении данных территорий, в том числе охране, защите, воспроизводству лесов.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильном применении норм права, основанном на их системном анализе, подтвержден материалами дела.
Ссылка в жалобе на несогласие с данными выводами суда основана на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильно примененных судом первой инстанции. Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, заявленной в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Данная позиция была исследована судом первой инстанции всесторонне и полно, выводы суда судебная коллегия находит правильными и соответствующими закону, собранным по делу доказательствам.
Указание в жалобе на нарушение судом положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно на то, что, указав на необходимость проведения кадастровых работ и постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, суд вышел за пределы исковых требований прокурора, несостоятельно, поскольку кадастровые работы необходимы для включения лесов в реестр муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, произвел полную и всестороннюю оценку представленных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не нарушил положений гражданского процессуального законодательства и постановил законное и обоснованное решение.
Таким образом, решение Черемховского городского суда Иркутской области от 17 июля 2012 года, проверенное в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемховского городского суда Иркутской области от 17 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий Л.С. Гуревская
Судьи О.Ю. Астафьева
Е.Г. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.