Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Поповой А.А. и Александровой М.А.,
при секретаре Нечкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатаевой О.Ю. к Управлению Судебного департамента в Иркутской области о признании незаконным отказа в оплате проезда к месту отпуска и обратно, об обязании оплатить стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно
по апелляционной жалобе Управления Судебного департамента в Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 сентября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Шатаева О.Ю. в обоснование исковых требований указала, что с "Дата обезличена" работает в Кировском районном суде г. Иркутска, с "Дата обезличена" замещает должность .... В соответствии с приказом председателя Кировского районного суда "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ей был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", во время которого она отдыхала в Турции, авиаперелет Иркутск - Анталия - Иркутск.
"Дата обезличена" в соответствии со статьей 325 ТК РФ представила на имя начальника Управления Судебного департамента в Иркутской области заявление об оплате стоимости проезда по территории Российской Федерации (Иркутск-Сочи-Иркутск) к месту отдыха и обратно в размере ... рублей.
Письмом начальника Управления Судебного департамента в Иркутской области от "Дата обезличена" "Номер обезличен" ей было отказано в оплате стоимости проезда со ссылкой на ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Истец полагала, что данный отказ не соответствует законодательству Российской Федерации, нарушает ее трудовые права и просила суд признать незаконным отказ Управления Судебного департамента в Иркутской области в оплате проезда к месту отдыха и обратно и обязать ответчика оплатить стоимость ее проезда к месту проведения отпуска и обратно.
В судебное заседание стороны не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 сентября 2012 года исковые требования Шатаевой О.Ю. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Судебного департамента в Иркутской области просит решение суда отменить, указав на неправильное толкование судом норм материального права, в частности ст. 325 Трудового кодекса РФ, Закона РФ от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также Постановления Совета министров СССР от 10.11.1967 N 1029 об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Суд не учел, что город Иркутск, в котором работает истец, не отнесен ни к районам Крайнего Севера, ни к приравненным к ним местностям. Город Иркутск не отнесен к районам Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Районный коэффициент в размере 1,2 устанавливался для Иркутской области не как для района Севера, а как для района с неблагоприятными природно - климатическими условиями. Ссылка в решении на п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" является несостоятельной, поскольку данный нормативно-правовой акт противоречит нормам Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", обладающего большей юридической силой.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.3271 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив приведенные доводы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом председателя Кировского районного суда г. Иркутска от "Дата обезличена" Шатаева О.Ю. принята на работу на должность федеральной государственной гражданской службы .... С "Дата обезличена" по "Дата обезличена" Шатаева О.Ю. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске. "Дата обезличена" она обратилась с заявлением в Управление Судебного департамента в Иркутской области об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации. Письмом начальника Управления от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в оплате проезда к месту использования отпуска и обратно отказано, поскольку г. Иркутск не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, где для работников установлены соответствующие гарантии и компенсации.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями ст.ст. 325, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"" и пришел к правильному выводу о том, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных законодательством к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, финансируемых из федерального бюджета, имеют право на дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в том числе право на оплату проезда к месту отпуска и обратно по территории Российской Федерации любым видом транспорта один раз в два года.
Удовлетворяя требования Шатаевой О.Ю. о признании незаконным отказа Управления Судебного департамента в Иркутской области в оплате ей стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно и обязании Управления Судебного департамента в Иркутской области оплатить истцу стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере 29 950 рублей, суд исходил из того, что истец работает в организации, расположенной в районе, в котором начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенном законодательством к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, финансируемом из федерального бюджета, а потому на нее распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Выводы суда в решении подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси).
Согласно ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенным к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Постановлением Совета Министров от 15.10.1969 N 823 был введен районный коэффициент к заработной плате работников отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не был ранее установлен.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 г. N 421/26 утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате в тех районах, где такая выплата не установлена.
Таким образом, город Иркутск относится к районам, в которых начисляются и выплачиваются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Кроме того, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.1996 N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (действующим до 01.01.2005) было предусмотрено, что гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцированно, с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения. Федеральным законом гарантии и компенсации могут быть распространены на лиц, проживающих в иных районах с дискомфортными условиями проживания, а в соответствии с ч. 2 ст. 13 указанного Закона гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством Российской Федерации, должны предоставляться впредь до принятия федерального закона, определяющего гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах с дискомфортными условиями проживания.
В настоящее время федеральный закон, регулирующий предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах с дискомфортными условиями, не принят.
Таким образом, предоставление социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но где выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, объясняется положениями ч. 2 ст. 423 Трудового кодекса РФ, согласно которым изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В силу названных нормативных правовых актов истец Шатаева О.Ю. имеет право на дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в том числе право на оплату проезда к месту отпуска и обратно по территории Российской Федерации любым видом транспорта один раз в два года.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела по существу, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, правильно примененных судом первой инстанции.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 сентября 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Судебного департамента в Иркутской области без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.А. Попова
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.