Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Тайлаковой О.В.,
при секретаре Учлохумян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дудова Виталия Григорьевича к ФГ КЭУ "57 ЭКСПЛУТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМЕНДАТУРА" (ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 62682) МО РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Дудов В.Г. обратился в суд с иском к ФГ КЭУ "57 ЭКСПЛУТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМЕНДАТУРА" (ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 62682) о признании права собственности на занимаемую квартиру в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что он, ДУДОВ Виталий Григорьевич, ДУДОВА Маргарита Витальевна - дочь, 1973 года рождения и ДУДОВА Алина Витальевна - дочь, 1986 года рождения, проживают в 4-х комнатной квартире "адрес", общей площадью 58,3 кв.м.. жилой 42,2 на основании ордера N 636329 от 18.06.1990 года выданного войсковой частью 40851. Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на квартиру по адресу: "адрес" информация не может быть предоставлена, поскольку в ЕГРП записи о регистрации прав, ограничений (обременении) на этот объект отсутствуют. 10 октября 2011 года, истец подал заявление на имя начальника ФГ КЭУ "57 ЭТК" (войсковая часть 62682) с просьбой, о приватизации квартиры по адресу: г. "адрес". 25.10.20011г. ему был дан ответ за N 1707, в котором ему сообщено, что данная квартира находится в собственности Российской Федерации и в настоящее время полномочий о передачи жилых помещений в собственность гражданам у начальника ФГ КЭУ "57 ЭТК" (войсковая часть 62682) нет. Ему было предложено для решения данного вопроса обратиться в Федеральное государственное учреждение "Центральное Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (620100, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 5 корпус Б). 28.11.2011г., истец обратился в ФГУ "Центральное Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с той же просьбой о приватизации. 12.12.2011г. ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" в г. Екатеринбурге ему был дан ответ N 14 Юр-12/6365, в котором указано, что в соответствии с действующим законодательством, до настоящего момента весь жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации был закреплён в оперативное управление за соответствующими ФГКЭУ КЭЧ районов. При этом, согласно приказу Министра обороны РФ N 1871 от 17.12.2010г. "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны" территориальным управлениям имущественных отношений МО РФ предписано провести инвентаризацию имущества и обязательств ФГКЭУ КЭЧ районов и осуществить регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество, закреплённое за данными учреждениями. В декабре 2011г. истцом было направлено обращение в адрес ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ с просьбой передать ему квартиру в собственность. 20.01.2012г. ему был дан ответ N 141/5/7/98, в котором указано то, что в настоящее время отсутствуют какие - либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации. Полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений руководителю ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России Министром обороны не делегированы. 22.03.2012г. истцом получена справка от начальника ФГ КЭУ "57 ЭТК" (в/ч 62682) в которой указано, что предоставленная ему и членам семьи квартира по адресу: "адрес" не является служебной. Его жена после расторжения брака выехала в другое место жительства и снялась с регистрационного учета из квартиры. Дочери дали согласие на приватизацию квартиры без включения их в число собственников.
В судебное заседание истец Дудов В.Г. не явился, извещен надлежащим образом, пичин неявки суду не сообщил.
Представитель истца Яковенко А.А., действующий на основании доверенности от 06.04.2012г.(л.д.30), в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика, ФГ КЭУ "57 ЭКСПЛУТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМЕНДАТУРА" (ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 62682), в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.45), причин неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.39-40).
Представитель третьего лица, ТУФА по управлению гос. имуществом по НСО, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.46), причин неявки не сообщил.
Третье лица по делу Дудова М.В., Дудова А.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.37,38).
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991г. "О приватизации жилищного фонда в РФ", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Согласно ордеру N 636329 от 18.07.1990г. (л.д.12), Дудову В.Г. на семью из 4-х человек предоставлена квартира "адрес".
Судом установлено, что в квартире N 18 дома N 83 по ул. Солидарности в г. Новосибирске, зарегистрированы: истец Дудов В.Г. - главный квартиросъемщик, Дудова М.В. - дочь, Дудова А.В. - дочь, Пискунова С.П. - жена снята с регистрационного учета 14.05.2010г., Самусенко Н.Е. - мать снята с регистрационного учета 08.05.2011г., в связи со смертью, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 31).
Из выписки из лицевого счета следует, что лицевой счет открыт на одного истца Дудова В.Г. (л.д.32).
В судебном заседании было установлено, что бывшая жена истца Пискунова С.П. после расторжения брака, выехала в другое место жительства и снялась с регистрационного учёта из квартиры по адресу: "адрес" и постоянно проживает по "адрес"
Согласно справке ФГ КЭУ "57 ЭТК" (в/ч 62682) от 22.03.2012г. квартира по адресу: "адрес" находится в собственности РФ и закреплена за ФГ КЭУ "57 ЭТК", из данной справки так же следует, что спорная квартира не является служебной (л.д.18).
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец проживает в указанной квартире на условиях договора социального найма. На основании Договора социального найма либо на условиях договора социального найма, в силу действующего законодательства (ч.1 ст. 60 ЖК РФ), возможно занимать жилое помещение, относящееся лишь к государственному или муниципальному жилищному фонду. Занимаемая истцом квартира относится к государственному жилищному фонду и находится в оперативном управлении ответчика, что является основанием приобретения истцом этого помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом.
Однако, из ответа ФК КЕЭ 57 ЭТК (войсковая часть N 62682) от 25.10.2011г. на имя Дудова В.Г. следует, что заключить договор передачи жилого помещения по "адрес" в собственность, не представляется возможным ввиду отсутствия у организации полномочий на действия подобного рода (л.д.14).
Ст.6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Таким образом, истец, занимая жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в федеральной собственности, на которое установлено оперативное управление, вправе требовать передачи данного помещения в собственность, а отсутствие у войсковой части 62682 (57 эксплуатационно-техническая комендатура) полномочий на заключение договора о передачи в собственность спорной квартиры является препятствием, независящим от воли истца и нарушающим его права.
В соответствии с ч.1, 3, 4 ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации". От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296).
В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ, казенное предприятие и учреждение за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с ч.1 ст.299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с ч. 3 ст.125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Из сообщения ФГ КЭУ "57 ЭТК" (в/ч62682) от 25.10.2011г. (л.д.14), следует, что квартира "адрес" находится в собственности РФ и в соответствии с распоряжением федерального агентства по управлению федеральным имуществом "О закреплении федерального имущества" от 28.07.2008г. N 915-р закреплена за ФГ КЭУ "57 ЭТК" (в/ч 62682) на праве оперативного управления, является федеральной собственностью.
Таким образом, именно у данного органа имеется право оперативного управления указанным имуществом, и которое в настоящее время является Правообладателем данного имущества. Поскольку данный орган в силу требований ст.ст.125, 214, 296 ГК РФ, осуществляет права по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом, согласно его назначения, это обстоятельство определяет его процессуально-правовое положение, как ответчика по делу. В связи с чем, отказ ответчика в передаче истцу занимаемой квартиры в собственность ввиду отсутствия полномочий на действия данного рода является надуманным и не основанном на законе.
Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
Как усматривается из копии кадастрового паспорта (л.д.35,36), копии технического паспорта (л.д.19), копии выкопировки из поэтажного плана помещения (л.д.20), "адрес" является изолированной и имеет общую площадь, размером 58,3 кв.м., жилую площадь, размером 42, 2 кв.м., а также вспомогательную площадь 16, 1 кв.м.
В силу статьи 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
То обстоятельство, что истец Дудов В.Г. не использовал право на приватизацию на территории г. Новосибирска, подтверждается справками МУ "Городское жилищное агентство" N 434046 от 06.03.2012г.. (л.д. 13).
Дудова М.В., Дудова А.В. отказались от участия в приватизации кв.18 д.83 по ул. Солидарности в г.Новосибирске, о чем имеется их нотариальное согласие (л.д. 28,29).
В соответствии со ст.18 Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".
На основании изложенного и учитывая, что имеющиеся препятствия в приватизации жилого помещения являются нарушающими конституционные права истца, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования о признании права собственности на указанное жилое помещение подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, удовлетворение исковых требований, в соответствии с п.17 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г. N 219, является основанием, как для государственной регистрации права на указанное имущество, так и для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности предыдущего собственника на указанный объект недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дудова Виталия Григорьевича к ФГ КЭУ "57 ЭКСПЛУТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМЕНДАТУРА" (ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 62682) МО РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать право собственности в порядке приватизации за Дудовым Виталием Григорьевичем на квартиру "адрес"
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через суд Калининского района г. Новосибирска.
Судья - подпись О.В. Тайлакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.