Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Дедюевой М.В.., Муравьевой Е.А.,
при секретаре Лбовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Солигаличского района Костромской области Кочетенкова Д.А. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 мая 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Солигаличского района Костромской области в интересах Люсова А.Ю. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дедюевой М.В., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В., представителя администрации Костромской области Поройковой С.В., представителя Департамента опеки и попечительства Костромской области Скворцова И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Солигаличского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Люсова А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., к администрации Костромской области о внеочередном предоставлении изолированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям по месту жительства.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил обязать субъект Российской Федерации Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Люсову А.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р., благоустроенное жилое помещение по норме предоставления на условиях договора социального найма из жилищного фонда Костромской области на территории Солигаличского муниципального района Костромской области.
Требования мотивированы тем, что Люсов А.Ю. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители Л.Н.Г. и Л.Ю.И. решениями Солигаличского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. В июне 2010г. Люсов А.Ю. окончил "данные изъяты". По окончании поступил на обучение в областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования " "данные изъяты"", который окончил в июне 2011г. С ДД.ММ.ГГГГ Люсов А.Ю. является учащимся ГОУ "данные изъяты", срок обучения по ДД.ММ.ГГГГ Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ за Люсовым А.Ю. закреплялось жилое помещение по адресу: "адрес". Постановлением администрации Солигаличского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ постановление о закреплении было признано утратившим силу. Другого жилого помещения за Люсовым А.Ю. не зарегистрировано. Распоряжением администрации Корцовского сельского поселения Солигаличского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ Люсов А.Ю. был поставлен на учет, как нуждающийся в предоставлении жилых помещений по договору соцнайма. На основании приказа межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N от ДД.ММ.ГГГГ N Люсов А.Ю. включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Люсов А.Ю. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" у своей бабушки М.Т.В., которая назначалась его попечителем. Занимаемое М.Т.В. жилое помещение принадлежит "данные изъяты" где М.Т.В. работает дояркой. На время учебы Люсов А.Ю. зарегистрирован по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", где ему на время учебы предоставлено общежитие.
Прокурор считает, что на основании ст.2, 4, 5, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона N 159 -ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ч.1 ст. 40, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст.6 Закона Костромской области N 348-ЗКО от 19.12.2005 года "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области" Люсов А.Ю. приобрел право на внеочередное получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта РФ, которое до настоящего времени не реализовано.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвуют Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, администрация Корцовского сельского поселения Солигаличского муниципального района.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Солигаличского района Кочетенков Д.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывает, что из системного толкования ч.3 ст.49, ст.51, 52, ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.ст.4, 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", следует, что предоставление этой категории лиц жилья является самостоятельным основанием, применяемым вне зависимости от наличия или отсутствия иных оснований для предоставления жилого помещения. Полагает, что у Люсова А.Ю. возникло право на предоставление ему жилого помещения, поскольку жилое помещение, в котором он ранее проживал, непригодно для проживания. Вывод суда о том, что жилое помещение в этом случае должно ему предоставляться органами местного самоуправления, ошибочен, т.к. органы местного самоуправления не наделялись полномочиями по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не согласен с выводом суда о том, что за Люсовым А.Ю. жилое помещение по адресу: "адрес" было закреплено в силу закона, поскольку правовой акт о закреплении жилого не издавался. Кроме того, считает, что органы местного самоуправления могут и не обеспечить Люсова А.Ю. жильем, если у него не будет оснований для признания малоимущим.
В возражениях относительно апелляционного представления представитель администрации Костромской области Поройкова С.В., директор департамента финансов Костромской Баланин И.В. полагают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительно него, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Люсов А.Ю. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, но поскольку имеется жилое помещение по адресу: "адрес", право пользования которым он сохранил, то оснований для предоставления Люсову А.Ю. другого жилого помещения в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Суд посчитал, что жилое помещение по адресу: "адрес" закреплено за Люсовым А.Ю. в силу закона, и указал, что сведений о непригодности такого помещения для проживания не предоставлено. Кроме того, по мнению суда первой инстанции, даже признание жилого помещения непригодным для проживания не является основанием для возложения обязанности по предоставлению Люсову А.Ю. жилого помещения именно на ответчика. Суд посчитал, что непригодность жилья давала бы Люсову А.Ю. право требовать предоставления жилого помещения от органов местного самоуправления по иному основанию ( по непригодности), которое прокурором заявлено не было.
Однако с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в жилом помещении по адресу: "адрес", которое за Люсовым А.Ю. закреплялось, он никогда не проживал, проживал с родителями в "адрес", приобрел право пользования названным жилым помещением.
Данное жилое помещение согласно акта о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником ТОНД Солигаличского района Ф.В.Н., уничтожено пожаром, сообщение о котором поступило в пожарную охрану ДД.ММ.ГГГГ в 21-15, пожар был ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут. По справке "данные изъяты", на балансе которого состоял 2-х квартирный дом N, дом полностью сгорел.
Частями 1 и 2 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По правилам ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из вышеприведенных законоположений в их взаимосвязи со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Следовательно, Люсов А.Ю. не может быть признан обеспеченным жильем, поскольку проживание в жилом помещении по адресу: "адрес" невозможно по причине его уничтожения пожаром.
По сведениям, имеющимся в материалах дела, иных жилых помещений в собственности или на праве пользования у Люсова А.Ю. не имеется, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае Люсов А.Ю. имеет право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Такие меры должны предоставляться Люсову А.Ю. не органами местного самоуправления, как ошибочно посчитал суд, а субъектом федерации.
Так, в силу абзаца третьего п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации в лице администрации Костромской области.
При этом отсутствие свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде области основанием для отказа в удовлетворении исковых требований являться не может, орган государственной власти субъекта должен предпринимать меры для приобретения такого жилого помещения.
С учетом изложенного решение по настоящему делу нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора установлены, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования, заявленные прокурором Солигаличского района в интересах Люсова А.Ю.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 мая 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Солигаличского района Костромской области удовлетворить.
Обязать субъект Российской Федерации Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить Люсову А.Ю. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное, изолированное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по норме предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма из жилищного фонда Костромской области на территории Солигаличского муниципального района Костромской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.