Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей М.В. Дедюевой, С.В. Андреева,
при секретаре М.М. Строговой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области С.В. Ивановой на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 6 июня 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Островского района Костромской области, заявленные в интересах Комиссарова Э.А., на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Комиссарову Э.А. по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям в г. Шарье Костромской области.
Заслушав доклад судьи М.В. Дедюевой, выслушав объяснения Э.А. Комисарова, прокурора Е.Ю. Хрящевой,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Островского района Костромской области, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением в интересах Э.А. Комиссарова об обязании администрации Костромской области предоставить Э.А. Комисарову, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории г. Шарьи Костромской области.
Требования мотивированы тем, что Э.А. Комиссаров, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать и отец лишены родительских прав решением Шарьинского городского суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. В это время Э.А. Комиссаров проживал с родителями в "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. По результатам обследования межведомственной комиссии при администрации городского округа город Шарья ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по данному адресу отсутствует. В связи с тем, что жилое помещение являлось собственностью родителей, главой самоуправления г. Шарьи принято постановление N от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении Э.А. Комисарова жилым помещением после окончания пребывания в государственном учреждении. Постановлением главы самоуправления г. Шарьи от ДД.ММ.ГГГГ N Э.А. Комиссаров направлен в детский дом для детей - сирот, где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ Э.А. Комиссаров закончил ГОУ "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ Э.А. Комиссаров отчислен из состава учащихся ГОУ "данные изъяты" в связи со сдачей итоговой государственной аттестации. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Э.А. Комиссаров обучался в ГОУ "данные изъяты" по специальности "данные изъяты", по окончании обучения ему выдана справка. Э.А. Комиссаров состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из жилищного фонда Костромской области.
В качестве третьих лиц в деле участвовали департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамент финансов Костромской области.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Иванова С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что истец не сообщил о каких-либо нарушениях, допущенных администрацией Костромской области или иным государственным органом порядка предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Полагает, что Э.А. Комиссаров должен обеспечиваться жилым помещением органом местного самоуправления, поскольку главой самоуправления г. Шарьи было принято постановление N от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении Э.А. Комисарова жилым помещением по окончании его пребывания в государственных учреждениях, а также по той причине, что орган местного самоуправления после отправления Э.А. Комисарова в детский дом не осуществлял контроль за его жилищем, в результате чего Э.А. Комиссаров был лишен жилья. Указывает, что свободных изолированных жилых помещений жилищного фонда Костромской области в г. Шарье не имеется.
В судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы Э.А. Комисаров, прокурор Е.Ю. Хрящева против ее удовлетворения возражали.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей остальных участников процесса, которые надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.
Проверив материалы гражданского дела, материалы учетного дела Э.А. Комисарова в копии, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к правильному выводу о том, что Э.А. Комиссаров относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, что является обязанностью субъекта РФ Костромская область в лице администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания считать его ошибочным отсутствуют.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Шарьинского городского суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ мать истца С.В.К. и отец истца А.Г.К. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей В.А.К., ДД.ММ.ГГГГг.р., и Э.А. Комисарова, ДД.ММ.ГГГГг.р., Д.А.К. ДД.ММ.ГГГГ г.р., дети переданы на попечение органов опеки и попечительства администрации г. Шарьи.
Постановлением главы самоуправления г. Шарьи от ДД.ММ.ГГГГ N Э.А. Комиссаров направлен в детский дом для детей - сирот, где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении.
В ДД.ММ.ГГГГ. Э.А. Комиссаров закончил ГОУ "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Э.А. Комиссаров отчислен из состава учащихся ГОУ НПО "данные изъяты" в связи со сдачей итоговой государственной аттестации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Э.А. Комиссаров обучался в ГОУ СПО "данные изъяты" по специальности "данные изъяты", по окончании обучения ему выдана справка.
Постановления о закреплении за Э.А. Комисаровым жилого помещения не выносилось.
Как следует из материалов дела, Э.А. Комиссаров состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из жилищного фонда Костромской области.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на администрацию Костромской области.
Доводы апелляционной жалобы выводов решения суда не опровергают.
Ссылка представителя администрации Костромской области в апелляционной жалобе на то, что истец не сообщил о каких-либо нарушениях порядка предоставления жилых помещений, допущенных администрацией Костромской области или иным государственным органом, несостоятельна. Для реализации предусмотренного законом права на получение жилого помещения выявлять нарушения порядка предоставления жилых помещений и сообщать о них истец не должен. Срок предоставления жилого помещения закон связывает с наступлением определенного события. В данном случае таким событием является окончание пребывания в образовательном учреждении. Э.А. Комиссаров окончил обучение в ГОУ СПО "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что Э.А. Комиссаров должен обеспечиваться жилым помещением органом местного самоуправления по той причине, что главой самоуправления г. Шарьи было принято постановление N от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении Э.А. Комисарова жилым помещением по окончании пребывания в государственных учреждениях, нельзя признать обоснованным. Обеспечение жилым помещением должно производиться на основании закона. Как указывалось выше, закон считает обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязательством субъекта Российской Федерации.
Не возникает у органа местного самоуправления обязательства по обеспечению истца жилым помещением и ввиду того, что орган местного самоуправления после отправления Э.А. Комисарова в детский дом не осуществлял контроль за его жилищем. Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником "адрес", где Э.А. Комиссаров проживал до отправки в детский дом, являлась его мать С.В.К., на которой в силу нормы ст.210 ГК РФ и лежало бремя содержания принадлежащего ей имущества.
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005г. N 348-ЗКО, ст. 5 Закона Костромской области N 98-4- ЗКО от 25.12.2006г. жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Однако данную норму не следует понимать таким образом, что отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области освобождает от исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения, как ошибочно полагает представитель администрации Костромской области в апелляционной жалобе. Нормой п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия или отсутствия свободных изолированных помещений в жилищном фонде субъекта Российской Федерации.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.