Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Лукьяновой С.Б., Болонкиной И.В.,
при секретаре Шпилевой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Поназыревского района Костромской области на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 16 августа 2012 года, которым исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах Зимарковой К.В. о взыскании заработной платы оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В., поддержавшей представление, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Поназыревского района обратился в суд в интересах Зимарковой К.В. к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Поназыревская районная больница" о признании незаконными действий администрации ОГБУЗ "Поназыревская районная больница" в части порядка расходования средств, перечисленных региональным отделением Фонда социального страхования РФ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Требования мотивировал тем, что Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 года N72н "О порядке расходования средств, перечисленным медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" установлены правила расходования средств, перечисленных учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, а также иным организациям, в которых в уставленном законодательством РФ порядке размещен государственный или муниципальный заказ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей. В соответствии с указанным порядком ОГБУЗ "Поназыревская РБ" за период с "дата" по "дата" на основании приказов главного врача "О распределении средств, связанных с оплатой услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов" за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности в женской консультации ОГБУЗ "Поназыревская ЦРБ" выплачиваются дополнительные денежные средства с учетом начислений, в том числе с начислением страховых взносов во внебюджетные фонды на оплату труда врачу-гинекологу и акушерке.
На оплату труда медицинского персонала направляются средства в размере 45% от общей суммы поступивших средств на оплату услуг, перечисленных территориальным отделением Фонда социального страхования РФ, на которые производятся начисления на выплату страховых взносов во внебюджетные фонды, в связи с чем, на оплату труда работникам приходится менее 45 % выделенных средств, что является нарушением положений трудового законодательства и законодательства, регулирующего порядок расходования вышеуказанных средств.
Так, за "дата" по родовым сертификатам поступила сумма в размере ... рублей, из которой на оплату труда работникам больницы начислено ... руб., что составляет 33,5 %, из суммы, полагающейся на оплату труда работникам, на выплату страховых взносов начислено ... руб.; за "дата" поступила сумма в размере ... руб., из которой на оплату труда работникам больницы начислено ... руб., что составляет 34,5 %, на выплату страховых взносов из начисленного размера оплаты труда начислено ... руб.
Поскольку Федеральным законом от 24.07.2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" сумма выплат страховых взносов во внебюджетные фонды не охватывается понятием оплаты труда, то и суммы на их выплаты не должны удерживаться из средств, перечисленных территориальными органами Фонда социального страхования РФ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и в медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
Полагает, что расходование денежных средств, перечисленных Фондом социального страхования РФ на оплату услуг по медицинской помощи, на выплату страховых взносов во внебюджетные фонды, а не на оплату труда в размере 45 % от выделенных средств, нарушает трудовые права Зимарковой К.В., работающей в ОГБУЗ "Поназыревская РБ" по совместительству акушером - гинекологом и получающей дополнительные денежные средства по вышеуказанным основаниям.
В процессе рассмотрения дела исковые требования прокурором были дополнены требованием о взыскании в пользу Зимарковой К.В. незаконно удержанных денежных из заработной платы сумм страховых взносов за период с "дата" по "дата" в размере ... руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор "адрес" просит решение суда отменить как незаконное, приняв по делу новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что страхователем и, соответственно, плательщиком страховых взносов является ОГБУЗ "Поназыревская РБ", осуществляющая выплаты физическим лицам, с которыми у него заключены трудовые договоры, в том числе с Зимарковой К.В., а не работники учреждения.
Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, являются в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах, объектом обложения страховыми взносами (то есть фактором, в связи с которым возникает обязанность выплаты страховых взносов), а не источником их перечисления, а сумма указанных выплат является базой для начисления страховых взносов для их плательщиков (ст.8), и представляет собой стоимостную характеристику объекта обложения страховыми взносами. То есть, страховые взносы рассчитываются на основании размеров суммы выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых работодателем в рамках трудовых отношений, однако перечисляются не из указанных выплат, а из иных источников.
Таким образом, выплата страховых взносов должна осуществляться за счёт средств страхователя, а не за счёт заработной платы работника.
В ходе рассмотрения дела установлено, что выплата страховых взносов ОГБУЗ "Поназыревская РБ" осуществляется за счёт средств, выделенных на оплату услуг за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, направленных на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, что противоречит пп. "а" п.8 Правил финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утверждённых Постановлением Правительства РФ N 1233 от 31.12.2010 г., где указан перечень расходов, на которые поступают средства на оплату услуг, перечисленные территориальными органами ФСС РФ, в который не входят средства на выплату страховых взносов. Аналогичный перечень направления расходования денежных средств установлен п. 3 Порядка, принятого на основании п. 9 Правил.
Таким образом, направление ОГБУЗ "Поназыревская РБ" на выплату страховых взносов части средств на оплату услуг за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, в том числе предназначенных на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, является незаконным.
Считает, что ссылка суда на Бюджетный кодекс РФ является несостоятельной, поскольку между ОГБУЗ "Поназыревская РБ" и Зимарковой К.В. имеют место не бюджетные, а трудовые отношения, применение к данным правоотношениям норм, установленных БК РФ, недопустимо.
Отмечает, что резолютивная часть решения суда не содержит вывода об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора о признании действий администрации ОГБУЗ "Поназыревская РБ" в части порядка расходования средств, перечисленных региональным отделением ФСС РФ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорождённым в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребёнка в течение первого года жизни.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Рылова Т.В. поддержала доводы апелляционного представления по изложенным в нем основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не участвуют, о дне слушания апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по изложенным в апелляционном представлении доводам.
Принимая решение, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и применил нормы материального права к возникшим правоотношениям, пришел к обоснованному выводу о том, что установленный порядок расходования денежных средств за оказанные медицинские услуги не противоречит действующему законодательству, задолженности по оплате труда Зимарковой К.В. за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь за период с "дата" по "дата" не имеется.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" утверждены Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
В соответствии с п. 6 указанных Правил, оплата услуг осуществляется на основании талона родового сертификата, выдаваемого медицинской организацией, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, при явке к врачу на очередной осмотр женщины со сроком беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более.
В силу п. 7 Правил для получения средств, выделяемых на оплату услуг, медицинские организации ежемесячно, до 10-го числа, представляют в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации счета на оплату услуг с приложением надлежащим образом оформленных талонов родовых сертификатов и реестров этих талонов.
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно, до 20-го числа, производят оплату счетов, представленных медицинскими организациями, путем перечисления средств на их лицевые счета (на расчетные счета, открытые медицинским организациям в кредитных организациях).
Согласно п. 8 Правил, средства на оплату услуг, перечисленные территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются медицинскими организациями, в которых оказана стационарная помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, - на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала (в размере 40 - 55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
В силу п. 9 указанных Правил порядок расходования указанных в пункте 8 настоящих Правил средств утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 года N72н утвержден Порядок расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, который устанавливает правила расходования средств, перечисленных медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - медицинские организации), на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (далее - средства на оплату услуг).
Согласно п.2 названного Порядка расходование средств на оплату услуг, перечисленных территориальными органами Фонда социального страхования РФ, осуществляется медицинскими организациями, оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также осуществляющими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей в течение первого года жизни.
Средства на оплату услуг за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности направляются в соответствии с приказом по медицинской организации на:
а) оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала в размере 35 - 45 процентов от суммы перечисленных средств;
б) обеспечение медикаментами женщин в период беременности в размере 20 - 33 процентов от суммы перечисленных средств;
в) оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения (п.3 Порядка).
В соответствии с п.6 Порядка средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются в соответствии с положением об оплате труда:
а) между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающими стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской,
б) между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, осуществлявшими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей.
Из материалов дела видно, что приказом N от "дата" Зимаркова К.В. принята по совместительству на должность врача - акушера гинеколога в Муниципальное учреждение здравоохранения "Поназыревская центральная районная больница" с "дата".
Приказами главного врача МУЗ "Поназыревская ЦРБ" определен порядок расходования поступающих из Фонда социального страхования денежных средств на оказание амбулаторно-поликлинической помощи женщинам в период беременности с 01.01.2011 года, из которых видно, что на оплату труда медицинского персонала направляется 45 % из поступивших средств.
Указанные средства (45%) распределяются между работниками женской консультации МУЗ "Поназыревская ЦРБ" следующим образом: врачу акушеру-гинекологу (истице) выплачивается 55%, акушерке - 45%.
По делу видно, что из поступивших в период с "дата" по "дата", а также в "дата" из Фонда социального страхования денежных средств по родовым сертификатам ... рублей ( ... руб. - "дата"+ ... руб. - "дата") на оплату труда медицинского персонала ответчиком направлено ... руб. ( ... руб. за "дата".+ ... руб. за "дата".), что составило 45% от суммы поступивших средств.
Из указанной суммы помесячно произведены отчисления страховых взносов во внебюджетные фонды (34,2%), после чего определен размер выплаты, причитающейся медицинскому персоналу, в т.ч. истице (55%), что отражено в ответствующих расчетах, представленных суду (л.д.48).
Установив указанные обстоятельства и проанализировав нормы ст. 5, ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", ст.3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ст.129 ТК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что денежные средства, направленные ответчиком на оплату труда истицы Зимарковой К.В. за оказание амбулаторно-поликлинической помощи женщинам в период беременности, являются объектом обложения страховыми взносами для их плательщиков, указанные выплаты не входят в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в соответствии со ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ, в связи с чем, ответчиком правильно определена и рассчитана база для исчисления страховых взносов с направленных им на оплату труда медперсонала сумм из средств перечисленных региональным отделением ФСС на плату услуг по родовым сертификатам.
Оснований не согласиться с указанным выводом у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ч. 3 ст. 8 названного Федерального закона плательщики страховых взносов, производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Аналогичные нормы содержатся в п.1 и п.2 ст.20.1 ФЗ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Таким образом, как правильно указал суд, на средства, направляемые медицинским учреждением на оплату труда медицинского персонала за оказанную медицинскую помощь женщинам в период беременности, производится начисление страховых взносов, поскольку с момента поступления этих средств ответчику из бюджета они являются его средствами, т.е. источником выплат страховых взносов.
Ответчик, производя указанные начисления, определяет базу для исчисления страховых взносов в отношении конкретного работника в соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона N 212-ФЗ, после чего определяет сумму страховых взносов и сумму, подлежащую выплате работнику (стимулирующая выплата целевого характера), а не производит их удержания из заработной платы, как указывает прокурор в апелляционном представлении.
Поскольку средства на оплату труда медперсоналу выделяются медицинскому учреждению в составе общей суммы выплат по родовым сертификатам и расходуются им самостоятельно, у последнего в силу вышеприведенных норм действующего законодательства возникает обязанность определять и выплачивать сумму страховых взносов с выплат, направленных им на оплату труда работников, т.к. названные средства выделяются из одного источника и с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды (что составляет 34,2%).
Представленными в материалы дела сведениями подтверждено, что начисленные истице суммы, причитающиеся к выплате и определенная ответчиком база для исчисления страховых взносов в общей сумме составляет 45% от суммы всех выделенных ему средств по родовым сертификатам (л.д.48,71).
С учетом изложенного вывод суда о том, что установленный порядок расходования денежных средств за оказанные услуги в ОГБУЗ "Поназыревской районной больницы" не противоречит действующему законодательству, размер оплаты труда Зимарковой К.В. за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь соответствует размеру, установленному п. 3 п/п. "а" Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 года N72н, является правильным, а доводы апелляционного преставления об обратном, несостоятельными.
Нельзя согласиться и с доводами апелляционного представления о том, что Правила финансового обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства N1233 от31.12.2010 г. и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 года N72н не предусматривают расходования выделенных средств на уплату страховых взносов.
Названные правовые актыопределяют условия и устанавливают правила осуществления Фондом социального страхования РФ функций по оплате медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (оплата услуг по медицинской помощи), за счет межбюджетных трансфертов, перечисляемых Фонду социального страхования РФ на эти цели из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Расходование выделенных средств осуществляется непосредственно медицинским учреждением, что прямо предусмотрено в указанных актах.
Обоснованной является и ссылка суда на нормы ст.23.1 Бюджетного кодекса РФ, которой установлен единый для всех бюджетов бюджетной системы РФ перечень групп и статей операций сектора государственного управления. Классификация операций сектора государственного управления имеет свой код, который подразделяется на коды группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления в т.ч. расходы участников бюджетного процесса, которым является ответчик, включающие в себя - оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда.
По делу видно, что расходы по оплате труда и начисления на выплаты по оплате труда отнесены ответчиком на подстатьи 211 "заработная плата" и 213 "начисления на выплаты по оплате труда", что в полной мере соответствует требованиям названной нормы БК РФ и принятым в обеспечение её исполнения Указаниям, утвержденным Приказом МФ РФ N 180н от 21.12.2011 года.
По указанным основаниям доводы апелляционного представления о неправомерном расходовании выделенных Фондом социального страхования средств за оказанные медицинские услуги и направленных на оплату труда медицинского персонала в части уплаты с них страховых взносов во внебюджетные фонды нельзя признать обоснованными.
Указанные доводы по существу аналогичны тем, которые являлись предметом исследования судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, основаны на ошибочном толковании норм закона, регулирующего спорные правоотношения, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, получивших надлежащую правовую оценку в решении суда и не могут служить основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного преставления не имеется.
В соответствии со ст.200 ГПК РФ следует исправить арифметическую ошибку, допущенную в абзаце пятом на странице 11 решения суда, вместо суммы ... рублей указать ... руб.
Как следует из резолютивной части решения суда прокурору отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы в пользу Зимарковой И.В.
Вместе с тем прокурором заявлены и судом рассмотрены исковые требования, сформулированные им в уточненном заявлении от "дата" (л.д.45-46).
В связи с чем резолютивная часть решения в соответствии с ч.5 ст.198 ГПК РФ подлежит уточнению и её следует изложить в следующей редакции: "В удовлетворении иска прокурора Поназыревского района Костромской области к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Поназыревская районная больница" о признании незаконными действий администрации ОГБУЗ "Поназыревская районная больница" в части порядка расходования средств, перечисленных региональным отделением Фонда социального страхования РФ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и о взыскании в пользу Зимарковой К.В. незаконно удержанных денежных средств - отказать".
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 16 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Поназыревского района Костромской области - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
В удовлетворении иска прокурора Поназыревского района Костромской области к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Поназыревская районная больница" о признании незаконными действий администрации ОГБУЗ "Поназыревская районная больница" в части порядка расходования средств, перечисленных региональным отделением Фонда социального страхования РФ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и о взыскании в пользу Зимарковой К.В. незаконно удержанных денежных средств - отказать.
Исправить арифметическую ошибку в абзаце пятом на странице 11 решения суда: вместо суммы ... руб. указать ... руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.