Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Синициной О.Р., Ворониной М.В.,
при секретаре Политовой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 5 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Маликова Е.Б., о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области Поройковой С.В., прокурора Хрящевой Е.Ю., Маликова Е.Б., представителя Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Скворцова И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нерехтский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Маликова Е.Б. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ мать Г. и отец М. лишены родительских прав в отношении Маликова Е.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Постановлением главы самоуправления Нерехтского района от ДД.ММ.ГГГГ N Маликов Е.Б. направлен в государственное учреждение для детей, лишенных попечения родителей. За Маликовым Е.Б. сохранено право на жилую площадь по месту постоянного проживания: "адрес", до окончания срока пребывания в государственном детском учреждении (п. 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N). Г. и М. умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Постановлением главы муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район от ДД.ММ.ГГГГ N пункт 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N отменен в целях принятия решения о правомерности постановки на учет Маликова Е.Б. в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения и включении его в областной реестр граждан, относящихся к категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", поскольку закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", находится в собственности СПК "Нива". Постановлением главы Хомутовского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N Маликов Е.Б. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, и по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району г. Нерехта и Нерехтский район включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В настоящее время Маликов Е.Б. зарегистрирован администрацией Волжского сельского поселения в квартире N непригодного для проживания дома сельхозпредприятия N в "данные изъяты". Жилых помещений на праве собственности не имеет. Нанимает жилое помещение у частного лица, что является для него дорогостоящим. Маликов Е.Б., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не располагает каким-либо жилым помещением на праве собственности, не пользуется жильем на условиях социального найма. Считает, что на основании ст.ст. 4, 5, абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 3 ст. 49, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 6 Закона Костромской области N 348-ЗКО от 19.12.2005 г. "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", ч. 2 ст. 3 Закона Костромской области от 25.12.2006 г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", Постановления администрации Костромской области от 01.08.2008 г. N 290-а "О приобретении жилых помещений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области" Маликов Е.Б. с момента окончания обучения в ГОУ НПО " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ приобрел право на получение жилого помещения. После обучения в лицее Маликов Е.Б. прошел военную службу в войсковой части N, уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области предоставить Маликову Е.Б. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, с учетом нормы предоставления, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В дальнейшем Нерехтский межрайонный прокурор исковые требования уточнил, просил обязать Администрацию Костромской области предоставить Маликову Е.Б. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования "данные изъяты".
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области, администрация Волжского сельского поселения Нерехтского муниципального района и СПК "Нива", Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 5 мая 2012 года исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора в интересах Маликова Е.Б. к Администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения удовлетворены. Администрация Костромской области обязана предоставить Маликову Е.Б. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Иванова С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку субъектом РФ - Костромской областью установлен порядок предоставления жилых помещений Законами КО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" и "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", в которых указано, что жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Свободных изолированных жилых помещений жилищного фонда Костромской области в Нерехтском районе в настоящее время не имеется. И кроме того, жилое помещение, в котором зарегистрирован Маликов Е.Б., признано непригодным для проживания. Указанного основания для предоставления жилого помещения ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено, а потому обеспечение его жилым помещением в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, п. 3 ст. 85 ЖК РФ в этом случае является обязанностью органов местного самоуправления. Также считает, что в силу положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Маликов Е.Б. не может быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке, поскольку имеет закрепленное жилое помещение, в котором ранее проживали его родители, по адресу: "адрес". Действия же местной администрации по отмене закрепления полагает незаконными, поскольку постановление главы муниципального района г. Нерехты и Нерехтского района от ДД.ММ.ГГГГ N об отмене закрепления противоречит ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, ст. 54, 108 ЖК РСФСР, ст. 71 СК РФ, ч. 1 ст. 6 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ. Отмечает также, что основанием принятия постановления главы Хомутовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О постановке на учет в качестве нуждающегося" послужило ходатайство территориального отдела соцзащиты, мотивированное именно ветхостью жилья. А на момент принятия указанного постановления за Маликовым было закреплено жилое помещение, поскольку постановление об отмене закрепления было принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть оснований для постановки его на учет как лица из числа детей-сирот не имелось. То обстоятельство, что жилое помещение пришло в непригодное состояние, а также возникшая путаница в регистрации Маликова Е.Б., считает следствием невыполнения балансодержателем и органами местного самоуправления функций, возложенных на них действующим законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу Нерехтский межрайонный прокурор полагал решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области Поройкова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Хрящева Е.Ю., Маликов Е.Б. считали решение суда законным и обоснованным.
Представитель Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Скворцов И.Н. разделил позицию представителя администрации Костромской области.
Иные участники процесса в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Маликов Е.Б. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения на момент рассмотрения спора не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы судом мотивированы, соответствует требованиям закона, основания для признания их неправильными отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Маликов Е.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Его родители - Г. и М. решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав.
Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, М. умер ДД.ММ.ГГГГ
На основании Постановления главы самоуправления Нерехтского района N от ДД.ММ.ГГГГ Маликов Е.Б., его сестры и брат были направлены в государственное учреждение для детей, лишенных попечения родителей.
Пунктом 2 этого же Постановления за несовершеннолетними "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" и Маликовым Е.Б. была сохранена жилая площадь по месту их проживания по адресу: "адрес".
По окончании пребывания в "данные изъяты" Маликов Е.Б. по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ НПО "данные изъяты"", после чего до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в в/ч N
Постановлением главы Хомутовского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от ДД.ММ.ГГГГ N Маликов Е.Б. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Постановлением главы муниципального района город Нерехта и Нерехтского района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 постановления Главы самоуправления Нерехтского района N от ДД.ММ.ГГГГ отменен по причине того, что закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", находится в собственности СПК "Нива".
Маликов Е.Б. в настоящее время фактически проживает по адресу: "адрес". Зарегистрирован же по договору коммерческого найма, заключенного с СПК "Нива", по адресу: "адрес".
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение предоставляется лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, которые в настоящее время отсутствуют, является несостоятельным.
Частью 4 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" предусмотрено, что приобретение жилых помещений для категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем право Маликова Е.Б. на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Довод апелляционной жалобы о том, что у Маликова Е.Б. имеется закрепленное жилое помещение, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судом тщательно проверялся и правильно признан несостоятельным.
Судом установлено, что по состоянию на "данные изъяты" год нумерация домов в "данные изъяты" отсутствовала, в связи с чем достоверно установить, в доме с N или N проживали родители Маликова Е.Б. на момент его направления в социальное учреждение, лишения его родителей родительских прав не представляется возможным.
Постановление главы самоуправления Нерехтского района N от ДД.ММ.ГГГГ, которым за Маликовым Е.Б. была сохранена жилая площадь, как верно отмечено судом, указания на конкретный адрес, по которому расположено закрепленное жилое помещение, не содержит.
Право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресам: "адрес", дома N и N, не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Костромской области (л.д. 155, 157).
Кроме того, постановлением главы муниципального района город Нерехта и Нерехтского района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 постановления Главы самоуправления Нерехтского района N от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за Маликовым жилого помещения, отменен.
При таких обстоятельствах факт отсутствия у Маликова Е.Б. закрепленного жилого помещения подтвержден материалами дела и не опровергнут ответчиком, а доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны.
Также судом первой инстанции было установлено и подтверждается материалами дела, что в вышеуказанные жилые помещения истец после возвращения из армии не вселялся, поскольку они являются непригодными для проживания.
Заключениями межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Волжского сельского поселения, от ДД.ММ.ГГГГ квартира N дома N и квартира N дома N в "данные изъяты" признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям по непригодности для постоянного проживания, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. В результате обследования межведомственной комиссией было установлено, что в указанных помещениях отсутствует отопление, водоснабжение, электроснабжение, нет полов, оконные и дверные блоки прогнили, прочность и устойчивость конструкции здания в связи с износом в процессе эксплуатации снижена до недопустимого уровня (л.д. 124, 127).
Постановлением администрации Волжского сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район дом по адресу: "адрес" признан аварийным, непригодным для реконструкции и подлежащим сносу в срок до 30 декабря 2012 года (л.д. 187).
Частями 1 и 2 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По правилам ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из вышеприведенных законоположений, в их взаимосвязи со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещения
Следовательно, Маликов Е.Б. не может быть признан обеспеченным жильем еще и потому, что проживание в жилом помещении по месту регистрации невозможно по причине его несоответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Те формальные нарушения при установлении факта непригодности жилых помещений, на которые ссылалась представитель администрации Костромской области в суде апелляционной инстанции, не могут опровергнуть выводы межведомственной комиссии и повлечь иное заключение.
По сведениям, имеющимся в материалах дела, иных жилых помещений в собственности Маликова Е.Б. не имеется, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае истец не реализовал свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод жалобы о незаконности Постановлением главы муниципального района город Нерехта и Нерехтского района Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ, которым закрепление за Маликовым Е.Б. жилого помещения было отменено, также не может быть признан состоятельным, поскольку доказательства того, что указанное постановление было кем- либо оспорено или признано незаконным в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вместе с тем из абзаца второго резолютивной части решения подлежат исключению слова "вне очереди", поскольку законодательством в области исполнительного производства исполнение решений о предоставлении жилья во внеочередном порядке не предусмотрено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 5 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Ивановой С.В. - без удовлетворения.
Исключить из абзаца второго резолютивной части решения слова "вне очереди".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.