Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Муравьевой Е.А., Пелевиной Н.В.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации города Костромы по доверенности Шаталовой Н.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 мая 2012 г. по гражданскому делу по жалобе Солонченко Татьяны Михайловны на решение жилищной комиссии администрации г. Костромы и постановление администрации г. Костромы, которым жалоба Солонченко Т.М. удовлетворена.
Решение жилищной комиссии администрации города Костромы от 20 февраля 2012 года и постановление администрации г. Костромы N 381 от 12 марта 2012 года признаны незаконными и отменены.
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., выслушав объяснения Солонченко Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Солонченко Т.М. обратилась в суд с жалобой о признании незаконными постановления администрации г. Костромы от 12 марта 2012 года и ответа Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы N 01-05/392 от 14.03.2012 года о снятии ее с учета нуждающихся в получении жилых помещений, просила отменить указанные постановления, восстановить ее и членов ее семьи на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. Указала, что 14 марта 2012 года письмом за исх. N 01-05/392 ей было сообщено, что она и члены ее семьи, несовершеннолетние дети Смирнова Виктория, 08.12.2006 года рождения и Воронов Максим, 04.02.2012 года рождения, были сняты с учета нуждающихся в получении жилого помещения в связи с изданием постановления администрации г. Костромы N 381 от 12.03.2012 года. Полагает данное решение незаконным, поскольку никакого постановления администрации г. Костромы она не получала, с его содержанием не знакома. Поскольку функции по учету и распределению жилых помещений, в том числе вопросы снятия граждан, нуждающихся в жилых помещениях с регистрационного учета, возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Костромы, администрация г. Костромы вышла за пределы своих полномочий, издавая такое постановление. Решения о снятии с учета граждан должны быть приняты органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее, чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений. Решения должны содержать основания снятия с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
В процессе рассмотрения дела требования уточнила, просила признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии администрации г. Костромы от 20 февраля 2012 года и постановление администрации г. Костромы от 12 марта 2012 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Костромы по доверенности Шаталова Н.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении жалобы в полном объеме. Ссылаясь на положения закона Костромской области N 320-ЗКО от 22.11.2005 г. "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма", п.1,2 ст. 20 ГК РФ, положения закона РФ N 5242-1 от 25.06.1993 г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", указывает, что органы местного самоуправления приняли законное и обоснованное решение, поскольку на момент вынесения решения о снятии Солонченко Т.М. с учета нуждающихся в жилых помещениях отсутствовали сведения о регистрации ее на территории г. Костромы. Полагает, что суд фактически установил факт проживания Солонченко Т.М. на территории г. Костромы, в то время как данные дела рассматриваются в порядке особого производства, и не могут быть рассмотрены в порядке рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений.
В суде апелляционной инстанции Солонченко Т.М. полагала решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Костромы без удовлетворения.
Представители администрации г. Костромы и Управления ЖКХ и КС администрации г. Костромы в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина (ст. 255 ГПК РФ).
Солонченко Т.М. обжаловано решение жилищной комиссии администрации г. Костромы от 20 февраля 2012 года и постановление администрации г. Костромы N381 от 12 марта 2012 года, в соответствии с которыми заявительница снята с учета нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Законом Кострмоской области "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 22. 11. 2005 года N320-ЗКО предусмотрено, что решение о снятии с учета принимается органом, осуществляющим принятие на учет, в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения. Решение выдается или направляется гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия и может быть обжаловано гражданами в административном и (или) судебном порядке. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях,предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (кроме граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года).
В соответствии с ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2); их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пункт 3).
Судом установлено, что на основании постановления администрации г. Костромы N 789 от 26.04.2010 года семья Солонченко Т.М. из двух человек поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список очередности малоимущих граждан за N 534.
Согласно выписке из протокола N 6 заседания жилищной комиссии г. Костромы от 20.02.2012 года Воронова (Солонченко) Т.М. снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений. Постановлением администрации г. Костромы N 381 от 12 марта 2012 года Воронова (Солонченко) Т.М. и ее дочь ФИО9 сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения из списка малоимущих граждан на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
В силу п. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В этой связи суд обоснованно возложил на администрацию г. Костромы обязанность доказать законность оспариваемого решения о снятии Солонченко Т.М. с учета и исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Администрацией г. Костромы суду таких доказательств представлено не было.
Вместе с тем, заявительницей представлены доказательства того, что она постоянно, с 2004 года по настоящее время проживает в г. Костроме, в том числе справки о том, что ее малолетние дети наблюдаются в поликлинике N3 второй городской больницы г. Костромы (л.д.19), дочь заявительницы посещает дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N14" г. Костромы (л.д.21).
Допрошенная судом в качестве свидетеля ФИО10 подтвердила, что заявительница в настоящее время проживает в общежитии по адресу: "адрес".
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о незаконности обжалуемого решения, поскольку основания, предусмотренные ст. 56 ЖК РФ для снятия Солонченко Т.М. с учета в качестве нуждающейся в получение жилого помещения по договору социального найма, отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что Солонченко Т.М. не представила в жилищную комиссию г. Костромы справку о регистрации в г. Костроме, несостоятелен, поскольку это обстоятельство не свидетельствует о переезде заявительницы на другое постоянное место жительства.
Остальные доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела и не влияют на правильность постановленного решения.
Суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства по делу, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и сделал выводы, соответствующие нормам материального права.
Оснований к отмене или изменении решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Костромы Шаталовой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.