Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей Н.Н. Демьяновой, А.Н. Лукоянова,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области С.В. Ивановой на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 апреля 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах Безгодовой А.Ю.: на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Безгодовой А.Ю. вне очереди жилое помещение с учетом нормы предоставления на условиях договора социального найма на территории поселка городского типа Кадый Костромской области.
Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, выслушав объяснения представителя администрации Костромской области С.В. Поройковой и представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.Н. Скворцова, поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также объяснения помощника прокурора Костромской области Е.Ю. Хрящевой и А.Ю. Безгодовой, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кадыйского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах А.Ю. Безгодовой к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что А.Ю. Безгодова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения в собственности, а также права пользования жилым помещением по договору социального найма не имеет, признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Мать А.Ю. Безгодовой - ФИО1 решением Кадыйского районного суда Костромской области от 03.11.2000 г. лишена родительских прав в отношении нее, отец - ФИО2 решением Судиславского районного суда Костромской области от 22.01.2007 года также лишен родительских прав в отношении дочери. С декабря 2000 года А.Ю. Безгодова проживала в Судиславском детском доме Судиславского района. До достижения своего совершеннолетия А.Ю. Безгодова в соответствии с договором о передаче детей на воспитание от 09.07.2008 года находилась в приемной семье ФИО3 и ФИО4. Дом, в котором проживала семья Безгодовых в п. Кадый, расположенный по адресу: "адрес", принадлежал С.. Согласно справке Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N за А.Ю. Безгодовой жилое помещение не закреплялось. По информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, объектов недвижимости за А.Ю. Безгодовой на территории Костромской области не зарегистрировано. Сведениями, предоставленными органами местного самоуправления Кадыйского муниципального района, данная информация подтверждается. Приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Кадыйскому муниципальному району от 01.09.2009 года N А.Ю. Безгодова включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений; ДД.ММ.ГГГГ она достигла совершеннолетия, и с данного времени имеет право на предоставление жилого помещения. Вместе с тем это право до настоящего времени не реализовано. Прокурор просил обязать администрацию Костромской области предоставить А.Ю. Безгодовой из жилищного фонда Костромской области жилое помещение с учетом нормы предоставления на условиях договора социального найма на территории поселка Кадый Кадыйского района Костромской области.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамент финансов Костромской области, администрация городского поселения п. Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области.
В судебном заседании помощник прокурора Костромской области Е.Ю. Хрящева исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Костромской области предоставить А.Ю. Безгодовой во внеочередном порядке жилое помещение с учетом нормы предоставления на условиях договора социального найма на территории поселка городского типа Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности С.В. Иванова просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что положениями пунктов 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения должны предоставляться в установленном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с законодательством Костромской области жилые помещения предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. В настоящее время в жилищном фонде Костромской области отсутствуют свободные изолированные жилые помещения в п. Кадый. Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилые помещения предоставляются либо из государственного, либо из муниципального жилищного фонда. Таким образом, в случае, когда в жилищном фонде Костромской области свободные изолированные жилые помещения отсутствуют, обеспечение жилым помещением может осуществляться органами местного самоуправления. В связи с этим администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по данному спору. Полагает, что А.Ю. Безгодова не имеет законных оснований для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, так как у нее есть закрепленное жилое помещение. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное издание органами местного самоуправления акта о закреплении жилого помещения. Сохранение права пользования жилым помещением возникает не на основании правового акта органов местного самоуправления, а на основании Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации. Факт принадлежности закрепленного жилого помещения на праве собственности другому лицу не препятствует сохранению за А.Ю. Безгодовой права пользования указанным жилым помещением. Кроме того, право на предоставление жилого помещения реализуется в заявительном порядке, с приложением к заявлению всех необходимых документов. А.Ю. Безгодова с заявлением о предоставлении жилого помещения в администрацию Костромской области не обращалась, следовательно, ее право органами государственной власти Костромской области не нарушено.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области, администрации городского поселения п. Кадый Кадыйского муниципального района Костромской области, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что А.Ю. Безгодова относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, а потому должна быть обеспечена жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с указанием соответствующих положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус А.Ю. Безгодовой как ребенка, оставшегося без попечения родителей, которые никем из участников процесса не оспариваются.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), с последующими изменениями и дополнениями, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма закреплена в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (далее - Закон Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО).
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором также указано, что эти полномочия осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО определено, что предоставление жилых помещений обозначенной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма".
Такой порядок прописан в статье 5 названного Закона и им, в частности, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения А.Ю. Безгодовой на администрацию Костромской области.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что такая обязанность лежит на органах местного самоуправления ввиду отсутствия в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений, нельзя признать состоятельным.
В силу части 4 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО приобретение жилых помещений для граждан той категории, к которой относится истица, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Изложенное свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому, как правильно указал суд, отсутствие свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области не освобождает администрацию Костромской области от исполнения обязанности по предоставлению А.Ю. Безгодовой жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что за А.Ю. Безгодовой не закреплялось какого-либо конкретного жилого помещения, что жилых помещений в пользовании по договору социального найма или на праве собственности она не имеет. Судиславский детский дом, в котором зарегистрирована А.Ю. Безгодова, комната в общежитии, где она зарегистрирована по месту пребывания, не являются закрепленными жилыми помещениями. Родители А.Ю. Безгодовой - ФИО2 и ФИО1 недвижимости в собственности не имеют, что подтверждается уведомлениями Росреестра по Новгородской области от 06.03.2012 года.
Судом исследовался вопрос о судьбе жилого помещения по адресу: "адрес", в котором А.Ю. Безгодова проживала вместе с матерью в малолетнем возрасте. При этом установлено, что названное жилое помещение принадлежит на праве собственности С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26.04.1985 года N, что подтверждается информацией, предоставленной Макарьевским межрайонным филиалом ГП "Костромаоблтехинвентаризация". Согласно письму начальника ТП УФМС России по Костромской области в Кадыйском районе от 14.03.2012 года N в доме "адрес" никто не проживает, дом находится в аварийном состоянии.
В этой связи довод апелляционной жалобы о наличии жилого помещения, закрепленного за А.Ю. Безгодовой, судебная коллегия находит необоснованным, учитывая при этом, что ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств в опровержение указанных выше сведений.
Нельзя согласиться и с доводом ответчика о том, что органами государственной власти не нарушены права истицы, поскольку с заявлением о предоставлении жилого помещения в администрацию области она не обращалась. Как следует из материалов дела, А.Ю. Безгодова приказом N от 01.09.2009 г. территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Кадыйскому муниципальному району включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Эти списки в соответствии с законодательством Костромской области в настоящее время находятся в департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Несмотря на то, что А.Ю. Безгодова закончила учебное заведение, что жить ей негде, соответствующие государственные органы не предприняли мер к обеспечению ее жилым помещением на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, к которым пришел суд, по существу направлены на иное толкование примененных судом норм материального права и переоценку доказательств по делу, однако правовых оснований для этого не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым изложить абзац второй резолютивной части решения в новой редакции ввиду следующего. Судом дважды в резолютивной части указано, что жилое помещение должно быть предоставлено на условиях договора социального найма. Излишним является указание в резолютивной части на предоставление жилого помещения вне очереди, поскольку законодательством об исполнительном производстве исполнение решений о предоставлении жилья во внеочередном порядке не предусмотрено. Кроме того, резолютивная часть решения не содержит указания на то, что жилое помещение должно быть изолированным и отвечать санитарным и техническим требованиям, как это предусмотрено ст.15 ЖК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области С.В. Ивановой - без удовлетворения.
Уточнить абзац второй резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции:
"Обязать администрацию Костромской области предоставить Безгодовой А.Ю. из жилищного фонда Костромской области изолированное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории поселка городского типа Кадый Костромской области".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.