Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Лукоянова А.Н., Муравьевой Е.А.,
с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иванова Евгения Борисовича на решение Островского районного суда Костромской области от 19 сентября 2012 года, которым удовлетворено частично заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области об установлении административного надзора в отношении Иванова Евгения Борисовича.
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., выслушав заключение прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области Михайлов И.В. обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Иванова Е.Б. сроком на 2 года со следующими ограничениями: являться 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица после 22.00 часов.
Требования мотивированы тем, что Иванов Е.Б. осужден приговором Судиславского районного суда Костромской области от 7 мая 2007 г. по ст.ст. 161 ч.2 п. "г", 162 ч.2, 69 ч.3 УК РФ к 6 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Костромского областного суда от 26 июня 2007 года изменен вид учреждения: Иванову Е.Б. назначено отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима. По постановлению Островского районного суда Костромской области от 13.04.2011 года действия Иванова Е.Б. по приговору от 07.05.2007 года переквалифицированы в редакции ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ, срок наказания снижен до 5 лет 11 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Костромского областного суда от 28.06.2011 г. наказание снижено до 5 лет 10 месяцев лишения свободы. Отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области с 18.03.2008 г.; с 15.05.2009 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Имеет 63 взыскания в виде выговоров и водворений в ШИЗО, ПКТ. Поощрений не имеет. 28.05.2009 г. переведен в строгие условия отбывания наказания.
Решением Островского районного суда от 19 сентября 2012 года заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области удовлетворено частично.
В отношении Иванова Е.Б. установлены административный надзор на срок 1 год 6 месяцев и следующие административные ограничения: являться 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещено пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов до 6 часов, кроме работы в ночную смену.
В апелляционной жалобе Иванов Е.Б. выражает несогласие с решением суда. Полагает, что судом не приняты во внимание незаконность и необоснованность взысканий, а также признание его злостным нарушителем с переводом в строгие условия содержания. Просит также отменить ограничение, связанное с запретом пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов до 6 часов, кроме работы в ночную смену. Указывает, что при вынесении решения судом не было учтено, что ему может быть предоставлена работа "вахтовым методом" в силу чего он не сможет соблюдать установленное ограничение.. Кроме того, судом не принято во внимание его семейное положение, в частности, то обстоятельство, что он намерен посещать свою дочь, проживающую в Ярославской области, и может не возвратиться к месту жительства в указанное время.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Учитывая, что Иванов Е.Б. принимал личное участие при рассмотрении дела в суде первой инстанции, о времени и месте рассмотрения его апелляционной жалобы извещен, а доставка лица, отбывающего наказание в исправительном учреждении, в суд апелляционной инстанции, рассматривающий гражданское дело, законом не предусмотрена, апелляционная жалоба Иванова Е.Б. рассмотрена в его отсутствие.
Прокурор Хрящева Е.Ю. в заседании суда полагала, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области требования, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для установления в отношении Иванова Е.Б. административного надзора, поскольку он осужден за совершение тяжких преступлений и в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 26.2 ГПК Российской Федерации и Федеральным законом N 64-ФЗ от 06.04.2011 г. "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно ст. 261.8 ГПК Российской Федерации суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора.
По смыслу п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
- тяжкого или особо тяжкого преступления;
- преступления при рецидиве преступлений;
- умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Из ч. 3 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона следует, что в отношении указанных в части 1 данной статьи лиц административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным
нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Таким образом, для установления административного надзора такой категории лиц необходима совокупность оснований, указанных в ч. 1 и ч. 3 ст. 3 указанного Закона.
Материалами дела установлено, что приговором Судиславского районного суда Костромской области от 7 мая 2007 г. Иванов Е.Б. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 161 ч.2 п. "г", 162 ч.2, 69 ч.3 УК РФ и ему назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Костромского областного суда от 26 июня 2007 года изменен вид учреждения, Иванову Е.Б. назначено отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
По постановлению Островского районного суда Костромской области от 13.04.2011 года действия Иванова Е.Б. по приговору от 07.05.2007 года переквалифицированы в редакции ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ, срок наказания снижен до 5 лет 11 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Костромского областного суда от 28.06.2011 г. наказание снижено до 5 лет 10 месяцев лишения свободы.
Преступления, предусмотренные ст.ст. 161 ч.2 п. "г", 162 ч.2 УК РФ в соответствии с положениями ст. 15 УК РФ относятся к категории тяжких преступлений.
Постановлением начальника ФГУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области от 15 мая 2009 года Иванов Е.Б. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При указанных обстоятельствах установление административного надзора в отношении Иванова Е.Б, соответствует приведенным выше положениям Федерального закона.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки, от одного до четырех раз в месяц, в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
При определении перечня административных ограничений, которые должны быть установлены в отношении осужденного, суд исходил из общественной опасности совершенного Ивановым Е.Б. преступления, его личности.
Так, судом обоснованно учтено, что Иванов Е.Б. за период отбывания наказания имеет 63 взыскания в виде выговоров и водворений в ШИЗО, ПКТ. Поощрений не имеет. 28.05.2009 г. переведен в строгие условия отбывания наказания.
Согласно характеристикам, имеющимся в материалах дела (л.д.4-5, 47,48), осужденный Иванов Е.Б. характеризуется отрицательно: не трудоустроен, в отношениях с администрацией груб, не сдержан, на замечания реагирует не всегда правильно. В отряде общается с отрицательно настроенными осужденными.
С учетом изложенного суд пришел к выводу об установлении в отношении Иванова Е.Б, ограничений в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов, кроме работы в ночную смену; обязательной явки дважды в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Перечень административных ограничений, установленных в отношении осужденного, чрезмерным не является и соответствует положениям статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 г. "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части определения срока административного надзора в 1 год 6 месяцев и количеством установленных ограничений, считая их достаточными для достижения целей и задач административного надзора.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод заявителя о неправомерном признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не может быть принят во внимание, поскольку постановление начальника ИК-4 от 15.05.2009 года о признании осужденного Иванова Е.Б. злостным нарушителем порядка отбывания наказания в установленном порядке не обжаловано и незаконным не признанно.
Довод Иванова Е.Б., содержащийся в апелляционной жалобе, о том, что установленные судом первой инстанции при вынесении решения запреты и ограничения помешают ему работать и не учитывают его семейное положение, не являются правовым основанием для изменения решения суда. Установленный срок административного надзора и установленные административные ограничения соответствуют требованиям п.1 ч.1 ст.5 и ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года N64-ФЗ.
Ссылка на невозможность исполнения обязанности находиться по месту жительства с 22 часов до 06 часов в связи с вахтовым методом работы, ничем не подтверждена.
Кроме того, Иванов Е.Б. не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Судом первой инстанции юридически значимые обстоятельства установлены в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Островского районного суда Костромской области от 19 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова Е.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.