Ленинский районный суд г. Новосибирска в лице судьи Калинина А.В.,
при секретаре судебного заседания Голощаповой Н.А.,
с участием представителя заявителя Половникова Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бурлевой С.Ф. об оспаривании решения ФБУ "Кадастровая палата" об отказе в учете изменений объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Бурлева Светлана Федоровна обратилась в суд Ленинского района г. Новосибирска с заявлением об оспаривании решения должностных лиц Федерального Бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Новосибирской области.
Просила признать решение Учреждения N54/11-43068 от 05.10.2011г. об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным и обязать Учреждение осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Заявленные требования обосновала тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от 12.07.2011 г.
21.09.2011 г. она подала заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости N - уточнение местоположения границы и площади земельного участка с кн: N.
Решением N 54/11-43068 от 05.10.2011 г. ей было отказано в учете изменений объекта недвижимости - площади и местоположения земельного участка с кн: N со ссылкой на статью 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ (далее ФЗ-221).
С Решением она не согласна по следующим обстоятельствам.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке N 54/201/11-63632 от 15.07.2011 г., земельный участок с кн: N имеет разрешенное использование: жилой дом с магазином. Графа 16 выписки содержит сведения о том, что границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством. В графе 15 в качестве правообладателей указаны собственники помещений в многоквартирном доме.
Ст. 20 ФЗ-221 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определяет, что от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников. Частью 2 ст. 44 ЖК РФ определена компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это вопросы, связанные с определением юридической судьбы общего имущества собственников многоквартирного дома (п. 1-3.1) и вопросы, связанные с управлением дома, его ремонтом и иные текущие вопросы. Вопросы, связанные с формированием земельного участка, его постановкой на кадастровый учет определены ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" N 189 - ФЗ (далее 189-ФЗ). Ч.3 ст. 16 ФЗ-189 определено, что с заявлением о формировании земельного участка вправе обратиться любое лицо, уполномоченное на то решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Постановлением Конституционного суда РФ N 12-П от 28.05.2010 г. ч.3 ст.16 ФЗ-189 признана не соответствующей Конституции РФ. В соответствии с ч.3 ст. 79 Федерального Конституционного закона N 1-ФКЗ вышеуказанная норма закона утратила свою силу. При этом Конституционный суд РФ в своем Постановлении указал следующее: "Впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.", (ч. 3 Резолютивной части Постановления). На настоящий момент времени законодателем не внесены соответствующие изменения в 189-ФЗ и корреспондирующие ему законодательные акты. По смыслу вышеуказанного Постановления, она является надлежащим лицом, имеющим право на обращение в органы кадастрового учета по вопросам, связанным с формированием земельного участка, предназначенного для обслуживания многоквартирного жилого дома, собственником квартиры в котором она является.
Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Новосибирской области представлен письменный отзыв на предъявленные требования, в котором оно не согласно с заявленными требованиями, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Спорный земельный участок является ранее учтенным земельным участком, который образован согласно Постановления мэра г.Новосибирска от 31.08.2001г. N2319. Сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N от 28.12.2004 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре ранее учтенными объектами недвижимости (в том числе ранее учтенными земельными участками) являются:
- объекты недвижимости, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 1 марта 2008 г.;
- объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером N расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования "для объектов жилой застройки".
Площадь спорного земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости участка декларированная (подлежащая уточнению при проведении кадастровых работ) и составляет 20517 кв.м.
21.09.2011г. в Учреждение с заявлением об учете изменений объекта недвижимости N (уточнение местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N) обратилась Бурлева С.Ф.
Согласно ч.1 ст.20 Закона о кадастре, с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2-6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников.
Часть 3 ст. 20 Закона о кадастре определяет, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Межевой план от 20.09.2011г., представленный Бурлевой С.Ф. вместе с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, был подготовлен кадастровым инженером в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером N
Поскольку указанный земельный участок находится в общей долевой собственности у собственников помещений многоквартирного дома, то с заявлением об учете изменений объекта недвижимости вправе обратиться собственники этого объекта недвижимости, либо их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников.
Такое решение в документах, представленных Бурлевой С.Ф. для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, отсутствовало.
Таким образом, нарушены требования ст. 20 Закона о кадастре.
Государственным кадастровым учетом земельного участка признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком земельном участке, которые подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, Закон N 189-ФЗ связывает момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок с датой осуществления государственного кадастрового учета.
Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствует четкое понятие "формирование земельного участка". Так, пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень работ по формированию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление которых осуществляется в целях строительства. Однако перечень работ по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, действующим законодательством не установлен.
Кроме того, следует отметить, что требования к описанию местоположения границ земельных участков, установленные законодательством Российской Федерации до и после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), различались. При этом согласно ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре.
Вместе с тем при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ ранее учтенного земельного участка местоположение таких границ подлежит уточнению в порядке, установленном действующим законодательством (Письмо Минэкономразвития России от 23.09.2011г. N ОГ-Д23-1395).
Земельный участок с кадастровым номером N (спорный земельный участок) является ранее учтенным земельным участком, который образован согласно Постановления мэра г.Новосибирска от 31.08.2001г. N2319. Сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N от 28.12.2004г.
Отношения, возникающие в области государственного кадастрового учета объектов недвижимости регулируются Федеральным законом от 24.07.2010г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также принятыми в его развитие нормативно-правовыми актами.
На основании норм Закона о кадастре границы земельных участков могут быть установленными (уточненными), когда площадь земельного участка и (или) местоположение его границ соответствуют установленным Законом о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, и неуточненными, когда при кадастровом учете площадь земельного участка и (или) местоположение его границ не соответствуют установленным Законом о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (ст. 25 Закона о кадастре).
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Описание местоположения границ земельного участка, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре, является уникальной характеристикой земельного участка, вносимой в государственный кадастр недвижимости.
При этом ч. 5 ст. 38 Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельного участка указывается в межевом плане, составленном по результатам кадастровых работ в отношении земельного участка.
Кадастровой деятельностью (кадастровыми работами) в соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона о кадастре является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с Законом о кадастре собственник земельного участка вправе во всякое время провести кадастровые работы по уточнению границ своего земельного участка. По результатам проведения кадастровых работ составляется Межевой план.
Ссылка Заявителя на постановление Конституционного суда от 28.05.2010г. N 12-п по мнению Учреждения необоснованна.
Согласно указанного Постановления, до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственник помещения в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Таким образом, этим постановлением собственникам помещений в многоквартирных домах было дано право обращаться в уполномоченные органы государственной власти с заявлениями о ФОРМИРОВАНИИ земельных участков под многоквартирными домами без предоставленных им общим собранием собственников помещений полномочий. Такие заявления, согласно решения Конституционного суда, являются надлежащим основанием для осуществления его государственного кадастрового учета (т.е. постановки земельного участка на кадастровый учет).
Однако, земельный участок с кадастровым номером N сформирован как объект недвижимости и состоит на кадастровом учете с 2001 г.
Кроме того, Бурлева С.Ф. обращалась в Учреждение с заявлением об учете изменений объекта недвижимости, а не с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем собственники помещений в многоквартирном доме, которым на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и которые в силу Жилищного кодекса совместно владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ст. 36 Жилищного кодекса РФ), не наделяли Бурлеву С.Ф. полномочиями на подачу заявления об учете изменений объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель заявителя доводы заявления поддержал полностью.
Представитель заинтересованного лица мэрии г.Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица ФБУ "Кадастровая палата" по НСО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Заслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Бурлева Светлана Федоровна обратилась к ответчику с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости N от 21.09.2011 г., представив межевой план от 20.09.2011 земельного участка с кадастровым номером N, который находится в общей долевой собственности у собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес"
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Часть 3 статьи 16 признана не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П часть 5 статьи 16 признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В данном случае подлежит применению правовая позиция, содержащаяся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П, согласно которой наличие государственного кадастрового учета земельного участка, на котором находится многоквартирный дом, после введения в действие ЖК РФ, является основанием для возникновения общей долевой собственности на такой земельный участок в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В отношении спорного земельного участка проведён государственный кадастровый учет - соответственно он находится в общей долевой собственности собственников помещений в указанном доме.
Согласно статье 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Заявление в органы государственной власти подано об учете изменений объекта недвижимости, а не о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или их представители действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников.
При обращении Бурлевой Светланы Федоровны не было представлено документов, подтверждающих наличие у неё полномочий на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку в силу закона спорный земельный участок принадлежит всем собственникам помещений в многоквартирном доме, то обращение с заявлением об учете изменений земельного участка только одного собственника, не может не затрагивать прав остальных собственников на этот земельный участок.
До возникновения права собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме, любой из них мог обратится в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку сам по себе факт формирования земельного участка и последующий кадастровый учет его, являлся основанием для возникновения права на земельный участок - соответственно еще не мог нарушить не возникших у других собственников помещений прав на него.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что отказ Федерального Бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Новосибирской области заявителю в учете изменений объекта недвижимости - площади и местоположения земельного участка с кн: N со ссылкой на статью 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ (далее ФЗ-221), соответствует закону, а жалоба заявителя на неправомерные действия указанного учреждения не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 197-199, 209, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Бурлевой С.Ф. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 05 марта 2012 года.
Судья (подпись).
Копия верна. Подлинник решения находится в гражданском деле
N 2-822/2012 Ленинского районного суда г.Новосибирска.
Судья: А.В. Калинин
Секретарь: Н.А. Голощапова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.