Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего Казанниковой Н.В.
При секретаре Ардеевой Е.А.
С участием прокурора Перковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц о признании пункта 1 постановления главы администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области "Об установлении нормы расходов воды для потребителей" незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новосибирского района Новосибирской области обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц о признании незаконным пункта 1 постановления главы администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области N... от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении нормы расходов воды для потребителей". Заявление обосновывает тем, что прокуратурой Новосибирского района при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами местно самоуправления, дана оценка постановлению главы администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении нормы расходов воды для потребителей" на соответствие федеральному и региональному законодательству. В ходе проверки установлено, что пунктом 1 постановления утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг по степени благоустройства для населения. Данное постановление опубликовано в газете "Приобская правда" в специальном выпуске N... от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки на пункт 1 постановления прокурором района принесен протест. Администрацией Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области доводы прокурора отклонены, незаконная норма не отменена.
В судебном заседании прокурор Перкова О.В. требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала, просила признать недействующим пункт 1 постановления главы администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области N... от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении нормы расходов воды для потребителей". Пояснила, что в соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Норматив потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N... - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. В соответствии с ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. В вязи с чем установление нормативов потребления на коммунальные услуги органом местного самоуправления не предусмотрено и является необоснованным. Кроме того, наряду с выявленными нарушениями выявлен коррупциогенный фактор, который относится к принятию нормативно-правового акта за пределами компетенции органов местного самоуправления. Администрацией Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области доводы прокурора отклонены, незаконная норма не отменена.
Представитель администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Постановлением главы Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области N... от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении нормы расходов воды для потребителей" с ДД.ММ.ГГГГ установлены нормы расходов воды для потребителей п. Садовый согласно действующим нормам воды ВНТП-Н-97, нормы потребления жилищно-коммунальных услуг по степени благоустройства для населения, нормы расходов воды для сельскохозяйственных животных, мойки автомашин, полив на приусадебных участках п. Садовый.
Постановление главы Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области N... от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении нормы расходов воды для потребителей" опубликовано в газете "Приобская правда" в специальном выпуске N... ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона N 131 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
Согласно подпункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как установлено в судебном заседании, прокурором Новосибирского района Новосибирской области была проведена проверка нормативных правовых актов, издаваемых органами местно самоуправления.
В ходе указанной проверки установлено, что пунктом 1 постановления главы Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области N... от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении нормы расходов воды для потребителей" утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг по степени благоустройства для населения.
Прокурором Новосибирского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на пункт 1 постановления главы Станционного сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении нормы расходов воды для потребителей".
Протест прокурора Главой Администрации Станционного сельского совета отклонен ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что в соответствии с. ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правительством РФ утверждены правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ N..., где п.2 указано -"уполномоченные органы-орган местного самоуправления, орган государственной власти городом федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; п.4 - нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами; п.8 - установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Норматив потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с ФЗ РФ от 27.07.2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанный Закон вступил в действие 13 августа 2010 года.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации (ст. 2, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Таким образом, Глава Администрации Станционного сельского совета в связи с изменениями Жилищного кодекса, вступившим в действие с 13 августа 2010 года, не имел право устанавливать с 01.01.2011 года нормы потребления жилищно-коммунальных услуг, требования прокурора о признании недействующим пункта 1 постановления главы Администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области от 06.12.2010 года N 393 "Об установлении нормы расходов воды для потребителей" подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что установленными нормами расходов воды затрагиваются интересы населения поселка Садовый как потребителей жилищно-коммунальных услуг, то оспариваемый прокурором пункт постановления главы администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области подлежат признанию недействующими со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 211 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц о признании пункта 1 постановления главы администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области "Об установлении нормы расходов воды для потребителей" недействующим удовлетворить.
Признать пункт 1 постановления главы администрации Станционного сельского совета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N... "Об установлении нормы расходов воды для потребителей" недействующим со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.