Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Крейс В.Р.,
при секретаре Медниковой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЮЛ1 к ЮЛ2 о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
ЮЛ1 обратилось в суд с указанным иском.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ЮЛ3 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ЮЛ2 основным регистрационным N
В нарушение ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996г. N 7-ФЗ ответчик за период "данные изъяты"г. не информировал истца о своей деятельности, в связи с чем были вынесены предупреждения об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Организация по указанному в ЕГРЮЛ адресу не находится, информацию о смене места нахождения не представляла. ДД.ММ.ГГГГ постановлением "данные изъяты" за непредоставление информации организация подвергнута административному штрафу
Истец просит ликвидировать ЮЛ2 исключить сведения об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель истца ЮЛ1 Котомцев М.С. поддержал доводы искового заявления, дополнительно пояснил, что ситуация не изменилась, отчеты с "данные изъяты". так и не сданы, так же не сделан отчет за "данные изъяты". Ответчик не заявлял о своем существовании, связи с ним нет, в том числе и после отмены заочного решения /л.д.73/.
Ответчик ЮЛ2 извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился /л.д.61/.
Представитель третьего лица - ЮЛ4 Петоян Б.М. возражала против искового заявления, так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность организации не погашена. Основная сумма задолженности составляет в виде налога "данные изъяты" рубля, пени "данные изъяты" рублей /л.д.73/.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений? за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Суд приходит выводу, что спор по требованию регистрирующего органа о признании юридического лица прекратившим деятельность не носит экономического характера, поэтому подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Суд, изучив письменные материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что на общем собрании учредителей ЮЛ2 было принято решение о создании, утверждении устава, назначении директора учреждения /л.д.4-14/.
Созданное ЮЛ2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано ЮЛ5, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным N; выдано Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации /л.д.21/.
В связи с нарушением требований п.3 ст. 32 Федерального Закона "О некоммерческих организациях", поскольку данная организация не предоставляла информацию о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, не представлял документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за период с "данные изъяты" годы, заместителем начальника ЮЛ1 ДД.ММ.ГГГГ за N ЮЛ2 было вынесено предупреждение и направлено руководителю, в котором также разъяснялось, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо предоставить требуемую информацию за период с "данные изъяты" годы, в противном случае ЮЛ3 вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации организации /л.д.15-16/.
ДД.ММ.ГГГГ ЮЛ3 за N ЮЛ2 было вновь вынесено предупреждение и направлено руководителю, в котором также разъяснялось, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо предоставить требуемую информацию за период с "данные изъяты" годы /л.д.17-18/.
Гражданским кодексом РФ предусмотрена ликвидация юридического лица в принудительном порядке по решению суда в случае допущения юридическим лицом неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов (ч.2 ст.61 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст.5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001года, юридические лица, в том числе и некоммерческие организации, обязаны предоставить в регистрирующий орган сведения, связанные с осуществлением ими деятельности или об отсутствии таковой.
В соответствии с п.3 ст. 32 Федерального Закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 года N7-ФЗ, некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме и в сроки, представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положений ч. 7 ст.32 ФЗ О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 года N7-ФЗ некоммерческая организация обязана информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, об изменении сведений, в том числе об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанных п.п. "в" п.1 ст.5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001года.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с требованием о ликвидации некоммерческой организации (п.10 ст.32 указанного выше закона "О некоммерческих организациях").
Как указывает истец, данные сведения ответчиком предоставлены не были, в связи с чем нет оснований полагать, что ЮЛ2 продолжает осуществлять свою деятельность в соответствии с целями, закрепленными уставом и в предусмотренном законодательством порядке.
Оценив в совокупности, исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд приходит к выводу, что ЮЛ2 неоднократно не выполняло обязательные требования указанных выше федеральных законов о предоставлении в регистрирующий орган информации о продолжении своей деятельности, в ответ на предупреждения ЮЛ1 никаких действий со стороны ответчика не последовало.
При таких обстоятельствах допущенные нарушения требований ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" дают основание для признания ЮЛ2 прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Суд не соглашается с доводами ЮЛ4 в части отказа в иске в с связи с наличием у ответчика задолженности по налогам и сборам.
Нормы Федерального Закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 года N7-ФЗ, предусматривают специальный порядок прекращения деятельности юридического лица, а, следовательно, подлежат применению исходя из конкретной правовой ситуации при наличии совокупности установленных законом условий. При этом применение указанной нормы не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности юридического лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
В соответствии с п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Как следует из действующего законодательства, процедура исключения организации из ЕГРЮЛ без соответствующих ликвидационных процедур может быть проведена лишь по основаниям, предусмотренным статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и по основаниям, предусмотренным статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которые предусматривают специальный порядок прекращения деятельности юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
По смыслу Закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган (в данном случае ИФНС России по Новосибирской области) заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
Исходя из указанных норм права, суд полагает необходимым исключить сведения о ЮЛ2 из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск ЮЛ1 к ЮЛ2 о ликвидации удовлетворить.
Ликвидировать ЮЛ2
Исключить сведения о ЮЛ2 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня составления решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд, с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г.Новосибирска.
Судья В.Р. Крейс
Подлинник решения суда от 24.10.2011г. находится в материалах гражданского дела N2-4001/11, хранящегося в здании Октябрьского районного суда г. Новосибирска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.