Судья федерального районного суда общей юрисдикции Ордынского района Новосибирской области Грушко Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Царегородцевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салтыковой Л. И. к отделу пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Салтыкова Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением к отделу пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, указывая, что на протяжении более, чем 19 лет она работала в сельской местности воспитателем детского сада, туберкулезного санатория, учителя Спиринской школы, а затем заведующей детским садом. В период работы на указанных должностях она пользовалась льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, как педагогический работник, проживающий в сельской местности. С ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия. В силу ст. 55 п.5 Закона РФ "Об образовании", Закона НСО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО" от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию педагогическими работниками, относящимися к категории, указанной в ч.1 статьи Закона НСО, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей. Считает, что имеет право на социальную поддержку, так как решение вопроса о предоставлении мер социальной поддержки не зависит от того, в начале деятельности или перед пенсией будут отработаны 10 лет педагогического стажа в сельской местности. Она обратилась с заявлением в отдел пособий и социальных выплат, однако получила ответ, что она не имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, так как ушла на пенсию не в качестве педагогического работника. Однако на момент назначения ей пенсии она отработала более 10 лет в сельской местности, осталась проживать в сельской местности, прекратила педагогическую деятельность по причинам, не зависящим от нее, так как детский сад в с. Спирино был ликвидирован, после трудоустройства в качестве учителя ОБЖ, однако не прошла аттестацию, так как имеет образование дошкольного работника. Истец просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки в форме освобождения от оплаты жилья, централизованного отопления, электроснабжения, денежной выплаты и денежной компенсации на приобретение и доставку твердого топлива.
В судебном заседании истец Салтыкова Л.И. исковые требования поддержала, уточнив, что просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом НСО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО" от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ, обязать отдел пособий и социальных выплат предоставить указанные меры социальной поддержки с 01.10.2011 г. Пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ г. она закончила педагогическое училище, ДД.ММ.ГГГГ была трудоустроена воспитателем детского сада в с. Хмелевка Ордынского района, откуда уволилась ДД.ММ.ГГГГ Затем ДД.ММ.ГГГГ она была трудоустроена в туберкулезный санаторий воспитателем в с. Спирино Ордынского района, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ После этого ДД.ММ.ГГГГ она трудоустроилась воспитателем в детский сад в с. Хмелевка, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ она вновь трудоустроилась воспитателем в санаторий в с. Спирино, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ, после чего санаторий был ликвидирован. Затем она временно была трудоустроена в Спиринскую школу преподавателем физкультуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем в детском саду "Спиринский", с ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей в данном детском саду, в декабре 1999 г. детский сад был ликвидирован. ДД.ММ.ГГГГ она была переведена в Спиринскую школу учителем ОБЖ, ДД.ММ.ГГГГ она была уволена в связи с тем, что не прошла аттестацию, так как имеет образование дошкольного работника. Всего ее педагогический стаж составил 20 лет. Для назначении досрочной пенсии необходимо 25 лет педагогического стажа, который она не смогла выработать по не зависящим от нее обстоятельствам. ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена пенсия по старости, на этот момент она работала оператором АЗС в "Газпромнефть". В течение всей ее работы в качестве педагогического работника она пользовалась мерой социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в качестве педагога, работающего в сельской местности, указанной льготой пользовалась до момента увольнения из школы- ДД.ММ.ГГГГ На тот момента она пользовалась данной мерой социальной поддержки путем получения коммунальных услуг в натуральном виде, то есть потребляли коммунальные услуги без оплаты. Затем после увольнения из школы мера социальной поддержки перестала ему предоставляться, с этого времени до настоящего времени коммунальные услуги оплачивает в полном объеме. Она обращалась в конце сентября 2011 г. после назначения ей пенсии с заявлением о предоставлении ей мер по социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в отдел пособий и социальных выплат, однако получила ответ, что не имеет прав на получение таких мер, так как она ушла на пенсию не из педагогического учреждения, следовательно, не является педагогическим работником, вышедшим на пенсию.
Представитель ответчика- начальник отдела пособий и социальных выплат Ордынского района Лыков О.М. исковые требования не признал, пояснил, что после монетизации льгот, предоставление мер социальной поддержки для педагогических работников регулируется Законом РФ "Об образовании" и Законом НСО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО" от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ, который распространяется на работающих педагогов в сельской местности (ст. 2) и пенсионеров, которые вышли на пенсию, как педагогические работники (ст. 3). Таким образом, при выходе на пенсию педагогического работника, за пенсионерами сохраняется ранее использованное право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. У Салтыковой Л.И. такое право было прервано, так как она уволилась их педагогического учреждения и ушла на пенсию не из педагогического учреждения. Согласно обязательных для его отдела к исполнению разъяснений председателя Новосибирского областного Совета N 1-1586/1 от 30.06.2006 года и разъяснений Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС N 5/12-22, право на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг она не имеет, поскольку к моменту перехода на пенсию, она должна была работать в этой должности - педагогом. Салтыкова Л.И. подавала письменное заявление в октябре 2011 г. о предоставлении мер по социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг, он дал письменный ответ от 27.10.2011 г. о том, что она таких прав не имеет. Он не отрицает, что Салтыкова Л.И. ранее получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, которые до монетизации льгот предоставлялись в натуральном виде, так как она ранее являлась педагогическим работником, работающим в сельской местности.
Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 2 ч. 1, 2 Закона НСО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО" от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ настоящий Закон распространяется на педагогических работников областных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, а также на проживающих совместно с ними членов их семей. Перечень должностей педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, устанавливается Правительством Новосибирской области.
Согласно ст. 2 ч.3 Закона НСО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО" от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию педагогическими работниками, относящимися к категории, указанной в ч. 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Учитель и воспитатель отнесены к Перечню должностей педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства НСО N 235-п от 06.12.2010 г.
Согласно ст. 3 Закона НСО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО" от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ для педагогических работников, указанных в ст. 2 настоящего Закона, устанавливаются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежной выплаты, включающей: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, - для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; 3) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, - для собственника помещения в многоквартирном доме; 4) расходы на содержание и ремонт жилых домов - для собственников жилых домов; 5) плату за коммунальные услуги по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе поставок бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления).
Свидетели П, О пояснили, что ранее истица работала в детском саду "Аленка" в с. Спирино воспитателем, а затем заведующей. Затем детский сад ликвидировали, истица стала работать в школе учителем. После этого работала на АЗС оператором, затем ушла на пенсию. В с. Спирино истица жила как в частном доме, так и в благоустроенной квартире, пользовалась мерами социальной поддержки по плате жилья и коммунальных услуг.
Согласно трудовой книжке на имя Салтыковой Л.И. (Дорохиной- Герасимовой) (л.д. 9-18) ДД.ММ.ГГГГ она работала воспитателем Усть- Хмелевского детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, воспитателем Спиринского детского туберкулезного санатория с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, воспитателем Усть- Хмелевский яслей- сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, воспитателем Спиринского детского туберкулезного санатория с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, была уволена в связи с ликвидацией санатория. Далее работала учителем физкультуры в Спиринской воспитательной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, воспитателем Спиринского детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем была назначена заведующей данного детского сада. Указанный детский сад был ликвидирован, что подтверждается приказом заведующей детским садом N 9 от ДД.ММ.ГГГГ о предупреждении сотрудников, в том числе истицы, о предстоящей ликвидации (л.д. 19-20). ДД.ММ.ГГГГ была переведена учителем в Спиринскую СОШ, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, Салтыкова Л.И. отработала более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности.
30.09.2011 г. Салтыкова Л.И. обратилась в отдел пособий и социальных выплат Ордынского района с заявлением о предоставлении льгот, как педагогическому работнику на пенсии.
В соответствии с ответом начальника отдела пособий и социальных выплат N 791 от 27.10.2011 г. Салтыковой Л.И. было отказано в мерах социальной поддержки в связи с тем, что она была уволена с должности учителя 03.08.2000 г., а пенсия ей назначена в 2011 г., таким образом к моменту перехода на пенсию она не являлась специалистом сельской местности и не занимала должность по перечню должностей отдельных категорий граждан.
Действительно, Салтыковой Л.И. была назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ г. по старости, что следует из пенсионного удостоверения N от ДД.ММ.ГГГГ, на момент назначения пенсии последним местом ее работы являлось ОАО "Газпромнефть- Новосибирск"- оператор заправочных станций, что следует из трудовой книжки.
Однако доводы Лыкова О.М. о том, что истица не имеет право на указанную меру социальной поддержки, так как она ушла на пенсию не из педагогического учреждения, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 958-О-О, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" N 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" статьи 72 и пунктов 2,5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях" от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Таким образом, судом установлено, что Салтыкова Л.И. имеет необходимый стаж работы в сельской местности (более 10 лет), в качестве педагогического работника, постоянно проживала в сельской местности, и проживает до настоящего времени, ей назначена пенсия по старости, в связи с чем, согласно Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО" от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ она имеет право на меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанный закон не содержит условия о том, что гражданин должен выйти на пенсию именно с той должности, работа в которой предоставляет право на льготы, закон связывает предоставление указанных мер социальной поддержки с выполнением педагогической работы не менее 10 лет в сельской местности и проживанием после выхода на пенсию в сельской местности. Письмо председателя Новосибирского областного Совета N 1-1586/1 от 30.06.2006 года и разъяснения Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС N 5/12-22,не являются нормативно-правовым актом. Отказ в предоставлении меры социальной поддержки по причине имеющегося у истицы перерыва между ее увольнением из педагогических учреждений и назначением трудовой пенсии ущемляет законные права и интересы истицы и ставит её в неравное положение перед другими педагогическим работниками, проработавшими в сельской местности не менее 10 лет и вышедшими на пенсию непосредственно по окончании работы в образовательном учреждении.
Таким образом, суд считает, что отделом пособий и социальных выплат Салтыковой Л.И. было незаконно, в нарушение Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО" от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ отказано с 01.10.2011 года в мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных данным законом, так как именно с этой даты по заявлению от 30.09.2011 г. она имела право на предоставление мер по социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать право Салтыковой Л. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей "адрес" "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО" от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ.
Обязать отдел пособий и социальных выплат Ордынского района Новосибирской области назначить и предоставить Салтыковой Л. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные Законом Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа на территории НСО" от 27.04.2010 г. N 493-ОЗ, с 01.10.2011 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда через канцелярию Ордынского районного суда в течении месяца со дня составления решения в мотивированном виде.
Судья-
Решение в мотивированном виде изготовлено 24.02.2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.